Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В этой главе мы собираемся рассмотреть гипотезу З.Фрейда о соответствии стадиям организации психики человека стадий организации религии, которые мы вывели в конце предыдущей главы. Наши рассуждения строятся на том, что в числе прочих условий каждую стадию организации человеческой психики отличает от предыдущей и последующей доминирование тех или иных защитных механизмов, которые адаптируют психику к внешней и внутренней реальности.

Собственно чем выше уровень адаптивности и сложности защиты, тем более осознанней и сильней человек. Если форма мышления примитивных людей близка мышлению ребенка, то верно и обратное, если принять концепцию повторения филогенеза в онтогенезе. По мнению Фрейда, чем человек взрослей, тем ближе уровень его организации психики к генитальному уровню организации Эго-защит.

Чтобы проиллюстрировать гипотезу З.Фрейда нам необходимо рассмотреть какие Эго-защиты и на каких стадиях формирования религиозного мышления возникают, и на основе этого сделать окончательный вывод.

Дадим определение защиты: “Совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического существования индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Эго, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и главным действующим лицом в этих процессах. В целом, речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий) причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие...

Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей мере интегрированными в Эго. Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечном счете направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере отчасти) бессознательным образом” [17, с.145].

Понятие защиты было использовано З.Фрейдом в работе “Исследование истерии” в 1895 году.

З.Фрейд ставит проблему защиты двояким образом с одной стороны ищет истоки так называемой “первичной защиты” в “опыте страдания” подобно тому, как прообразы желания и Эго, как сдерживающей силы был “опыт удовлетворения”. С другой стороны он различает патологическую форму защиты от нормальной при которой не происходит поглощения Эго первичными процессами.

Классификация людей по способам которыми они справляются с тревогой приводит к работам Анны Фрейд и ее Эго психологии [11]. В ее книге “Эго и механизмы защиты” (1936) развиваются представления о том, что основной функцией Эго является защита собственного “Я” от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний Ид, вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (Супер-Эго). Анна Фрейд в своей работе “Эго и механизмы защиты” рассмотрела десять основных защит. С того времени Эго-психология существенно расширила классификацию и количество описываемых защит [25, с.155]. В частности, появилось своеобразное разделение на примитивные (первичные) и вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. Примитивные защиты довербальны, дологичны, всеобъемлющи, образны, носят магический характер, то есть похожи на форму мышления примитивных народов и детей. Вторичные защиты работают уже как зрелые Эго-механизмы и не всегда приводят к патологии, и преобладают уже преимущественно в религиозном мышлении.

Предположение, которое возможно ниже проследить состоит в следующем.

В ранних формах религиозного мировосприятия должны доминировать примитивные первичные защиты в то время как в более сложных формах религии доминирующими являются вторичные (высшего) порядка защиты. Поскольку это зависимость совпадает с онтогенетическим индивидуальным развитием, можно говорить о тождественности развития индивидуального психического с групповым общественным.

Объем работы не позволяет провести подробное описание функционирования отдельной конкретной защиты в конкретном религиозном или магическом явлении, поскольку эта тема для отдельного исследования, ограничимся лишь упоминанием встречаемости защиты в религиозных феноменах.

 

Примитивные защиты

 

Примитивная изоляция.

Определение: Механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции остановка в процессе мышления, использование формул и ритуалов, и шире, вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей и действий.

З.Фрейд определяет тенденцию и изоляцию как архаический способ защиты от влечения: “...телесный контакт служит непосредственной целью энергетической нагрузки объекта - как агрессивной, так и любовной. С этой точки зрения, изоляция выступает как “...устремление самой возможности контакта, как запрет на прикосновение к данному предмету, подобно тому как невротик изолирует впечатление или действие, отделяя его паузой, он символически дает понять, что не допустит относящиеся к нему мысли вступали в ассоциации с другими мыслями [17, с.161]. Эта защита присутствует при истерии, фобии навязчивых состояний. Не трудно ее обнаружить в тотемизме, как изолирование от кровосмесительных, убийственных и канибалистических импульсов. Изоляция мыслей об этом создает условие для возникновения определенных ритуалов замещающих на уровне Эго эти процессы.

Отрицание.

Определение: Процедура, посредством которой субъект выражает одно из своих вытесненных желаний, мыслей, чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственное желание, мысль, чувство.

В последних работах Фрейд понимал отрицание как отказ воспринимать внешние события. Также важна фрейдовская мысль о том, что осознание вытесненного часто выражается в процессе лечения через отрицание. В своей статье “Отрицание” 1925 г., стр. 15 он пишет: “нет более сильного доказательства существования бессознательного, чем возражение пациента: “Я этого не думал” или “Я (никогда) так не думал”. В магическом мышлении мы встречаем отрицание смерти, болезни естественных причин, природных процессов. Отрицание в явном виде присутствует и как защита против тех же первичных убийственных и кровосмесительных импульсов.

Всемогущий контроль.

Определение: Состояние в котором субъект считает, что он может контролировать действия и процессы, свои, чужие и внешних объектов полностью или частично.

Механизм защиты восходящий к периоду “первичного нарциссизма” по З.Фрейду, в течение которого превалируют первичные мыслительные процессы. Это означает, что источник всех событий новорожденный воспринимает в некотором смысле как внутренний.

В магическом мышлении всемогущий контроль становится основой для ритуальных действ, операций, контагиозной и парасимпатической магии. В более позднем варианте в так называемых магических визуализациях и практиках человек представляет себе желаемый результат и верит в то, что желаемое произойдет. Появляется вера в управление силами природы - так называемая сельскохозяйственная магия. Вера в то, что люди выполняют волю колдуна или духа.



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)