Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности социальной работы в оптимизации отношений между мигрантами и местным населением



2019-07-03 3059 Обсуждений (0)
Возможности социальной работы в оптимизации отношений между мигрантами и местным населением 4.75 из 5.00 4 оценки




Для достижения поставленной цели исследования нами был проведен опрос жителей города Орла, студентов ОГУ и мигрантов, приехавших в наш город, по специально разработанной анкете.

Цель опроса – определить уровень взаимоотношений между мигрантами и местным населением Орловской области.

В ходе исследования было опрошено 58 человек.

Причиной приезда в наш город 4% мигрантов стали притеснения на территории их бывшего проживания, основанием приезда 20% переселенцев стали материальные трудности, которые они хотят решить на территории нового региона, еще у 20% – необходимость устройства на работу, у 13%-военные действия в том, регионе, откуда они приехали, у 4% – угроза жизни, у 27% – обучение (студенты). Причиной приезда 4% мигрантов стало состояние здоровья, 7% вернулись на историческую родину.

В ходе исследования было выявлено, что большинство (56%) опрошенных из числа местных жителей относятся к приехавшим мигрантам нейтрально, 24% – дружелюбно, 6% – недоверчиво, 6% – с опаской, 4% – с неприязнью, 4% – всегда готов (ва) помочь.

В свою очередь, 56% опрошенных переселенцев на вопрос «Как Вы относитесь к местному населению» ответили, что «уважительно», «недоверчиво» – 22%, «с опаской» – 18%, «нормальное (обычное) отношение» – 4%.

На вопрос «С каким отношением Вы столкнулись со стороны местного населения» 49% опрошенных мигрантов ответили «безразличие», 7% – «угрозы, враждебное», 9% – «агрессивные действия», 4% – «сочувствие», 24% – «стремление помочь», «обычные» – 4%, «доброжелательное» – 2%.

38% респондентов из числа местного населения сказали, что им легко общаться с мигрантами, 16% ответили, что испытывают трудности в общении, 46% опрошенных ответили, что им легко общаться с мигрантами, но в любой момент могут возникнуть трудности.

В свою очередь, на вопрос «Легко ли Вам общаться с Вашими соседями из числа местного населения» 56% опрошенных переселенцев ответили «да», 16% – «нет», 24% сказали, что «бывают трудности», 4% – «нет, но в любой момент могут возникнуть трудности».

На вопрос «Были ли у Вас конфликты с мигрантами» 28% опрошенных местных жителей ответили «да», 72% – «нет».

Большая часть опрошенных мигрантов ответили, что с местным населением города у них никогда не было конфликтов (71%), 29% – ответили, что конфликты были.

Среди причин конфликтов можно выделить следующие: конфликты на национальной почве (7% местных жителей и 61% мигрантов), из-за недостатка рабочих мест (14% и 0%), из-за культурных различий (43% и 15%), из-за неуважительного отношения (93% и 38%).

Большинство опрошенных мигрантов (93%) имеют друзей из числа местного населения, и всего 7% ответили отрицательно.

Из числа же местных жителей 70% опрошенных имеют знакомых из числа мигрантов, 30% – нет.

Большая часть опрошенных переселенцев сказали, что местное население города оказывало им когда-либо помощь (60%), в основном это моральная (12%), материальная (13%) поддержка, помощь в устройстве на работу (7%), помощь в адаптации, освоении культуры (3%). Однако 40% опрошенных переселенцев ответили, что местное население никогда не оказывало им помощь.

На вопрос «От кого в основном Вы получали помощь, поддержку» мигранты дали следующие ответы: «государственные или муниципальные органы власти» – 13%, «федеральная миграционная служба по Орловской области» – 24%, «учреждения системы социальной защиты населения» -16% о, «друзья, знакомые» – 67%), «местное население» – 20%, «общественные организации» – 2%.

Большинство опрошенных горожан (48%) оценивают отношение к переселенцам со стороны местного населения города как безразличное, 10%) – как недружелюбное, враждебное, 2% ответили «с сочувствием», 40%> – затруднились ответить.

Респонденты выделили следующие положительные черты в присутствии мигрантов в их городе: «работают там, где не хочет работать местное население» – 46%, «привносят этническое и культурное разнообразие» -16%, «привозят в город дешевые товары и продукты» – 6%, «пополняют население города молодыми энергичными людьми» – 6%, помогают решать демографические проблемы» – 6%. Однако 30% опрошенных не видят ничего положительного в присутствии мигрантов в городе.

На вопрос «Что отрицательного Вы видите в приезде мигрантов?» респонденты дали следующие ответы: «занимают рабочие места, нужные населению» – 34%, «растет преступность» – 28%), «торгуют некачественными товарами и продуктами» – 20%, «ничего» – 18%), «понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую» – 14%, «от них антисанитария» -10%, «повышаются цены на жильё» – 2%.

Большинство опрошенных считают, что мигранты должны селиться там, где есть свободное жилье, дефицит рабочей силы (34%), 30% считают, что приехавшие должны иметь возможность свободного выбора места жительства, по мнению 26% опрошенных, мигранты должны селиться в специальных поселениях, отдаленных районах, 8% респондентов ответили, что мигрантов надо возвращать обратно, нигде не принимать, и всего лишь 2% опрошенных сказали, что мигрантов надо селить в сельской местности нашей области и 2% – «в нашем городе». По мнению большинства опрошенных, чаще всего в их город мигранты приезжают из Закавказья и Северного Кавказа (54%), из других регионов России – 24%, из стран СНГ и Балтии – 22%, из дальнего зарубежья – 8%.

Наибольший негатив у местных жителей вызывают цыгане (64%) и лица кавказской национальности (42%). 8% опрошенных отрицательно относятся к китайцам, 10% – к азербайджанцам, 4% – к украинцам, 2% опрошенных относятся негативно ко всем мигрантам, кроме русских, 2% – к афроамериканцам, 2% респондентов ответили, что ко всем мигрантам относятся отрицательно, и только 14% ответили, что положительно относятся ко всем мигрантам.

На вопрос, «Какие мигранты, по Вашему мнению, заслуживают помощи, сочувствия» респонденты дали следующие ответы: «все беженцы, пострадавшие в результате стихийных бедствий, военных действий, терактов» – 48%, «только русские беженцы» – 6%, «мигранты из СНГ, Балтии, русскоязычные» – 8%, «только выходцы из России» – 12%, «старики, женщины, дети» – 24%, «никакие» – 4%, «все» – 8%, «все, кто не нарушил законов» – 6%, все, кто был вынужден переехать» – 2%.

На вопрос «Что Вы можете предложить для улучшения взаимоотношений между мигрантами и местным населением» были даны следующие ответы (вопрос был открытый): «терпимее относиться друг к другу» – 4%, «уважать друг друга, традиции друг друга» – 10%, «проводить совместные мероприятия, встречи» – 6%, «знакомить мигрантов с обычаями, традициями местных жителей» – 6%, «улучшить положение местного населения» – 2%, «введение дополнительных ограничений для мигрантов» -2%, «сбалансировать количество мигрантов и местного населения» – 2%, «ничего» – 12%, затруднились ответить – 50% и т.д.

Итак, по результатам опроса можно сказать, что отношение местного населения города Орла к мигрантам достаточно сдержанное. Оно, прежде всего, зависит от национальности переселенцев. В основном сочувствие вызывают русские мигранты, украинцы, все беженцы, пострадавшие в результате стихийных, военных действий, а наибольший негатив – цыгане и лица кавказской национальности, что, скорее всего, обусловлено определенными стереотипами по отношению к данным переселенцам.

Социально-экономическое благополучие позволяет поддерживать мигрантам свой статус на адекватном уровне, прямо влияет на жизнедеятельность и жизнеобеспечение, является показателем социального самочувствия. А без наличия социальных связей невозможна интеграция в местное сообщество.

В качестве важного условия адаптации мигранта на новом месте является отношение со стороны принимающего социума, которое невозможно без толерантного сознания и культуры толерантности.

Важное место в процессе интеграции мигрантов занимает наличие социальных контактов. Наличие друзей или знакомых из числа местных жителей, выступает фактором, снижающим влияние негативного отношения.

К числу важнейших способов интеграции мигрантов в местное сообщество также относится степень участия мигрантов в общественных структурах общества приема. Вхождение в данные структуры позволит переселенцам полноценно участвовать в жизни общества, высказывать свою точку зрения более активно, наравне с местными жителями быть ответственными за принятие решений, касающихся жизни в регионе, научить местных жителей слышать мнение переселенцев, находить пути, устраивающие как коренное население, так и приезжих.

Чувство принадлежности к данной территории и возможность реализации себя в равных условиях с гражданами местного сообщества выступает стимулирующим фактором в оптимизации отношений между местным населением и мигрантами.

На процесс интеграции мигранта оказывают действие следующие компоненты:

• первый компонент – правовой (законодательное закрепление политики интеграции, получение регистрации, гражданства, прописки, приобретение нового социального статуса). Практическая работа в рамках данного компонента осуществляется федеральными и территориальными органами миграционной службы, паспортно-визовыми службами и другими учреждениями управления внутренних дел. Завершением практического осуществления мероприятий в рамках данной составляющей является приобретение статуса гражданина российской Федерации – жителя Орловской области с присущими ему правами и обязанностями.

• Второй компонент – социально-экономический (предоставление ссуд, финансовой и натуральной помощи, предоставление или содействие в приобретении жилья, помощь в трудоустройстве). Реализация мероприятий данного компонента находится в ведении как миграционных служб, так и муниципальной власти в лице учреждений социальной защиты населения, центров занятости, общественных переселенческих организаций и фондов. Данный компонент предусматривает создание экономической основы для жизнедеятельности мигранта в новом обществе. От наличия средств к существованию, получаемым в результате трудовой деятельности или социальных выплат, до всего, что связано с удовлетворением потребностей в еде, одежде, жилье, заботе о здоровье, приобретении специальности, получении образования.

• Третий компонент – социальный (взаимодействие и взаимоотношения с местным населением, социальные связи, культурное и социальное просвещение, включение в общественные организации и структуры, осуществление совпадения ожиданий мигрантов и местного сообщества). Данный компонент целиком и полностью реализуется, с одной стороны, местным сообществом, а с другой самим мигрантом. Это социальные контакты – их частота, характер и длительность, достижение адекватного социального статуса, выполнение социальных ролей, взаимозависимость социального поведения, идентификация себя с социальной группой, взаимодействие в рамках общественных структур, владение языком, культурное разнообразие. При этом данный компонент обязателен как для местного населения, так и для мигрантов.

Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами.

В работе с мигрантами сочетаются индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа. Помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации в формировании своеобразной идеологии. Это идеология единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, связей переселенцев с Россией как с исторической родиной, идеология терпимости и единой судьбы. В этом плане важны специальная пропаганда прав человека, разъяснение прав вынужденных переселенцев. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: психологических, психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства интересов переселенцев.

Социальному работнику необходимо сотрудничество с миграционными службами в вопросах идеологии, трудоустройства. Все это работает на реинтеграцию переселенцев и их общностей в новых условиях. Целесообразно для социального работника участие в вопросах профессиональной ориентации, а также вместе с социологами – в профессиональной адаптации мигрантов.

Обобщение и распространение опыта социальной работы будет способствовать нормализации взаимоотношений между представителями разных социально-этнических общностей, оздоровлению всей совокупности межэтнических и межнациональных отношений, их цивилизованному функционированию и развитию.

Необходимость толерантного отношения местных жителей к переселенцам обусловлена, во-первых, пониманием того, что мигранты, изгнанные либо помещенные в пересылочные лагеря, вряд ли в будущем станут законопослушными гражданами страны вьезда; во-вторых, пониманием полезности мигрантов, т.е. рационально-прагматическими целями; в-третьих, осознанием того, что быстрой ассимиляции, отказа от культурных традиций мигрантов в скором будущем ожидать невозможно. Если местное сообщество примет эти три объяснения и возведет их в свой жизненный принцип, из их отношения к «чужим» исчезает враждебность, место которой занимают терпимость и понимание.

Толерантность, возведенная до уровня принципа как самого социального работника, так и социальной работы в целом является одним из показателей профессиональной компетентности специалиста. Учитывая важность формирования данного принципа у будущих социальных работников, в ходе исследования нами был проведен комплекс упражнений (тренингов) с опрошенными в ходе анкетирования по выяснению отношения к мигрантам, студентами ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Вначале была исследована группа студентов в количестве 25 человек с использованием теста коммуникативной толерантности В.В. Бойко, позволяющего выявить насколько студенты способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся людей.

Тест (см. Приложение) определяет оценку представленных выражений по трех бальной шкале. Причем – ноль – совсем неверно, три – верно в высшей степени. Представлено 9 блоков в каждом по пять суждений. Максимальное число баллов по каждому из блоков – 15, наименьшее – 0.

На основе проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.

0–5 баллов – 63,3%

5–10 баллов – 36,7%

10–15 баллов – 0%

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя

0–5 баллов – 70%

5–10 баллов – 30%

10–15 баллов – 0%

3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей

0–5 баллов – 50%

5–10 баллов – 40%

10–15 баллов – 10%

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров

0–5 баллов – 66,7%

5–10 баллов – 33,3%

10–15 баллов – 0%

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера

0–5 баллов – 70%

5–10 баллов – 23,3%

10–15 баллов – 6,7%

6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным

0–5 баллов – 60%

5–10 баллов – 40%

10–15 баллов – 0%

7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

0–5 баллов – 60%

5–10 баллов – 36,7%

10–15 баллов – 3,3%

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер

0–5 баллов – 80%

5–10 баллов – 16,7%

10–15 баллов – 3,3%

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.

0–5 баллов – 63,3%

5–10 баллов – 33,4%

10–15 баллов – 3,3%

Итак, суммировав полученные данные мы получили, что 6,7% опрошенных студентов имеют высокий уровень коммуникативной толерантности, 76,6% средний и 16,7% низкий уровень коммуникативной толерантности.

Если отметить, по каким из 9 предложенных поведенческих признаков самые высокие суммарные оценки, то мы получаем высокие оценки по следующим признакам:

– оценка поведения, образа мыслей или отдельные характеристики людей и рассмотрение в качестве эталона самого себя;

– стремление переделать, перевоспитать своего партнера;

– нетерпимое отношение к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.

По перечисленным конкретным признакам, студенты оказались менее терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними.

Таким образом, проанализировав полученные по итогам теста данные, можно сказать, что часть студентов критически относятся к окружающим, проявляя подчас интолерантность к людям. Большая масса имеют средний уровень терпимого отношение к окружающим. И меньшая часть студентов имеет низкий уровень коммуникативной толерантности.

Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные во взаимоотношениях опрошенных студентов с партнерами. В непосредственном, живом общении их личность может проявляться ярче и многообразнее.

В результате данного теста выстроилась определенная иерархия значимых направлений работы в студенческой среде, из чего следует сделать вывод о том, что необходимо осуществлять деятельность по формированию толерантных взаимоотношений среди студентов вуза.

Для этого были проведены «Тренинги толерантности» с опрошенными студентами, целью которых стало формирование толерантных установок в отношении к другим людям, отличающимися по убеждениям, расе, вероисповеданию, национальности и т.д. Цикл тренингов включал в себя упражнения, направленные на общее знакомство, выявление уровня толерантности / интолерантности; осознание собственного опыта и переживаний во взаимодействии с представителями других культур; определение принципов и норм толерантного поведения в межкультурной среде и оценку собственной толерантности.


Заключение

 

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами, мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Толерантность – это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды, выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом разъяснения и убеждения. Поэтому воспитание толерантных отношений является необходимым и обязательным условием для полноценного развития и формирования, существования индивида в обществе, служит мерой гармонии человека.

Одновременно толерантность выступает одним из принципов социальной работы, на основе которых организуется деятельность с различными категориями граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В работе с мигрантами, помимо различных направлений и форм взаимодействия, оказания разнообразных видов помощи, возникает необходимость в формировании толерантных установок для успешного взаимодействия местного населения и переселенцев, которое будет являться залогом стабильного и мирного сосуществования на определенной территории.

Миграция населения процесс постоянный, а в условиях катастрофической убыли населения в России, незаменимый и требующий взвешенного государственного подхода, который предполагает формирование толерантности в современном российском обществе, в том числе, с использованием социальной работы как инструмента социальной политики государства.

Однако, несмотря на проводимые мероприятия в рамках социальной работы с мигрантами, в основу которых заложен принцип толерантности между местным сообществом и переселенцами, многими исследователями отмечается рост безразличного или негативного отношения к мигрантам в регионах России. Об этом наглядно свидетельствуют, приводимые в пункте 2.1. Главы 2 исследования ученых.

Кроме того, в ходе опроса жителей г. Орла нами было выявлено, что отношение местного населения города к мигрантам достаточно сдержанное, но имеет определенный негативный подтекст.

Оно, прежде всего, зависит от национальности переселенцев. В основном сочувствие вызывают русские мигранты, украинцы, все беженцы, пострадавшие в результате стихийных, военных действий, а наибольший негатив – цыгане и выходцы с Кавказа, что, скорее всего, обусловлено определенными стереотипами по отношению к ним.

Мнение общества о мигрантах и отношение к ним в значительной мере влияет на приживаемость новоселов.

Для улучшения взаимоотношений между мигрантами и местным населением респонденты в ходе нашего исследования предложили следующее: «терпимее относиться друг к другу», «уважать друг друга, традиции друг друга», «проводить совместные мероприятия, встречи», «знакомить мигрантов с обычаями, традициями местных жителей», «улучшить положение местного населения», «введение дополнительных ограничений для мигрантов», «сбалансировать количество мигрантов и местного населения».

Во взаимоотношениях мигрантов и местного населения возникают проблемы, и им необходима помощь как государства, так и отдельных его структур. В этом и состоит главная задача социальной работы с данной категорией населения.

В разрешении проблем межэтнических отношений требуется активное и компетентное участие социальных работников во всех сферах жизни и на всех уровнях.

Главной задачей социальных служб, работающих с мигрантами, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Социальным службам нужно накапливать информацию о формах и методах работы, учиться управлять миграцией, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом.

Изучение и понимание проблем, с которыми имеют дело мигранты, необходимо для того, чтобы разработать эффективную программу помощи им.

Таким образом, социальная работа с мигрантами имеет большое значение. Специалисты оказывают переселенцам помощь в повышении социального статуса, в улучшении положения, воздействуют на новую для них среду, поддерживают и восстанавливают утерянные социальные роли, связи, что непременно сказывается на улучшении материального положения и повышает самооценку мигрантов.

Миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую государствами политику, а главное – изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

Сегодня в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, занимающегося проблемами миграции населения, четко прорисовывается направление деятельности – использование толерантности во взаимоотношениях между переселенцами и местным сообществом как руководящего принципа в социальной работе с мигрантами. Разработка программ по формированию толерантных установок, проведение тренингов толерантности, диалога культур, знакомство с традициями, обычаями, интересами различных народов в рамках многонациональной России, воспитание толерантности у молодежи при реализации направления социальной работы с мигрантами с постоянным мониторингом ситуации в сфере взаимоотношений переселенцев и местного сообщества – будет гарантией социальной и национальной безопасности человека и гражданина России.

 

 


Литература

 

1. Авакьян, С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция [Текст]/С.А. Авакьян. – СПб.: Юринформцентр, 2003.

2. Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие [Текст]/А.А. Акмалова, В.М. Капицын / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Бадыштова И.М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа) [Текст] // Социс. – №6. – 2003. – С. 38–46.

4. Блинова, М.С. Современные социологические теории миграции населения: монография [Текст] /М.С. Блинова; под ред. В.И. Добренькова. – М.: КДУ, 2009.

5. Бондырева, С.К. Миграция (сущность и явление) [Текст]/С.К. Бондырева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

6. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст]/ Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: Вербум-М, 2003.

7. Безюлева, Г.В. Толерантность в педагогике [Текст]/Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: АПО, 2002.

8. Библер, В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы [Текст] // Психологическая наука и образование. – 1996. – №4.

9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст]. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

10. Бритвина И.Б. Отношение жителей провинциального города к вынужденным мигрантам [Текст] // Социс. – №2. – 2006. – С. 117 – 119.

11. Валитова, Р.Р. Толерантность как этическая проблема: дис. канд. философ. наук / Р.Р. Валитова. – М., 1997.

12. Валитова, Р.Р. Толерантность: порок или добродетель [Текст] // Вестник Московского ун-та. – Сер. 7. Философия. – 1996. – №1.

13. Век толерантности: научно-публицистический вестник [Текст]. – М.: МГУ, 2001.

14. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. Сборники ИАЭ РАН [Текст] /под ред. Тишкова В.А. – М., 1997.

15. Вынужденные мигранты в Центральной России. Правовые основы и практика регулирования вынужденных миграций в субъектах РФ [Текст]/под ред. В. Мукомеля, Э. Панина. – М., 1999.

16. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: утв. указом Президента от 22.06.2006 г. №637.

17. Гуткин, О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре. Человек, диалог, понимание [Текст]. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1996.

18. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Текст] // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.

19. Дмитриев, А.В. Миграция: конфликтное измерение [Текст]/А.В. Дмитриев. – Изд. 2-е, испр. и перераб. – М.: Альфа-М, 2007.

20. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? [Текст] // Вестник СПбГУ. – 1996. – №3. – С. 23–27.

21. Золотухин, В.М. Две концепции толерантности [Текст]. – Кемерово: Кузбасс. гос. техн. ун-т, 1999.

22. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема [Текст] // Философская и социологическая мысль. – 1990. – №4. – С. 48–60.

23. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст]/Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2004.

24. Косыгина, Л.В. Вынужденные переселенцы и гендерный режим управления их обустройством [Текст]/ Л.В. Косыгина. – Новосибирск, 2003.

25. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций [Текст]/ В.Г. Крысько. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.

26. Лекторский, В.А. О толерантности [Текст] // Философские науки. – 1997. – №3–4.

27. Международный день толерантности и согласия [Текст] // Этносфера. – №12. – 2003. – С. 9 – 13.

28. Мукомель, В.И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) [Текст] // Социс. – №2. – 2005. – С. 56–65.

29. На пути к толерантному сознанию [Текст]/ отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000.

30. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русс. яз., 1980.

31. Основы социальной работы: учебник [Текст]/отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006.

32. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие [Текст]/ под ред. проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004.

33. Петрицкий, В.А. Толерантность – универсальный этический принцип [Текст] // Известия СП лесотехнической академии. – СПб, 1993. – С. 139–151.

34. Петров, В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности [Текст] // Социс. – №7. – 2003. – С. 84–90.

35. Петров, В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия (на примере турок-месхетинцев) [Текст] // Социс. – №7. – 2005. – С. 74–81.

36. Психология национальной нетерпимости: хрестоматия [Текст]/ сост. Ю.В. Чернявская. – Мн.: Харвест, 1998.

37. Садохин, А.П. Основы этнологии: учеб. пособие для вузов [Текст]/А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

38. Семейкин, Д.А. Толерантность: социокультурные и политические векторы // Социальная политика и социология. – 2004. – №2. – С. 104–116.

39. Словарь по этике [Текст]/ под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989.

40. Словарь практического психолога [Текст]. – Минск: Харвест, 1997.

41. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.

42. Современный словарь иностранных слов. – М.: Русс.яз., 1993.

43. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности [Текст]/Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998.

44. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст]/ Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000.

45. Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия [Текст] // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М., МГУ, 2001.

46. Солдатова, Г.У. Тренинг «Учимся толерантности» [Текст]/ Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2000.

47. Социальная работа [Текст] /под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

48. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие [Текст]/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

49. Степанов, П. Толерантный человек: как его воспитать [Текст] // Народное образование. – 2001. – №6.

50. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: практикум: учеб. пособие для студ. вузов [Текст]/Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2006.

51. Сысоев Е.В. Толерантность этнически неоднородного сельского населения и типология ее носителей [Текст] // Социс. – №3. – 2006. – С. 71–78.

52. Технология социальной работы.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000.

53. Технологии социальной работы: учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2001.

54. Тишков, В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») [Текст]/В.А. Тишков // Очерки теории и политики этничности в России. – М.: Русский мир, 1997.

55. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей [Текст]. – М., 2002.

56. Толерантность: состояние и тенденции [Текст] // Социс. – №8. – 2003. – С. 34–37.

57. Уолцер, М. О терпимости [Текст]/М. Уолцер. – М.: Идея-Пресс, 2000.

58. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: метод. материалы [Текст]. – СПб.: КАРО, 2006.

59. Филиппов, Ю., Гассий, В. Развитие местных сообществ [Текст] // Муниципальная власть. – 2004. – №11–12. – С. 64–72.

60. Шалин, В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) [Текст]/В.В. Шалин. – Краснодар: Периодика Кубани, 2000.



2019-07-03 3059 Обсуждений (0)
Возможности социальной работы в оптимизации отношений между мигрантами и местным населением 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Возможности социальной работы в оптимизации отношений между мигрантами и местным населением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3059)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)