Специализация производства - в широком смысле, форма общественного разделения труда; это сосредоточение производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах на специализированных предприятиях. Специализация производства способствует увеличению производства продукции, повышению ее качества, росту производительности труда
Специализация производства, это сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг.
Специализация авиационного предприятия - это один из главных путей интенсификации и повышения эффективности деятельности авиационных предприятий. Данные о структуре оказываемых услуг предприятия перевозчика представлены в таблицах 3, 4 и 5.
Как видно из данных, представленных в таблицах 3, 4 и 5, наибольший удельный вес в структуре перевозок занимает перевозка пассажиров – 54,3%, перевозка грузов занимает 44,2%, перевозка почты 1,5%.
Наиболее доходным видом перевозок является перевозка пассажиров. Принесли предприятию за последние три года 1703267 тыс. руб.
Вторым видом продукции по удельному весу в структуре реализованной продукции ОАО «Авиалинии Дагестана» является перевозка грузов. Выручка от перевозки составила 782011 тыс. руб.
Третьим по значимости видом перевозки является почта. За три года ее было перевезено на сумму 25549,0 тыс. руб. Ввиду незначительности удельного веса в реализованной продукции авиапредприятия далее учитывать эту статью будем совместно с грузоперевозками.
Структура и состав выполненной работы воздушных судов
ОАО «Авиалинии Дагестана»
Отчет о работе воздушных судов ОАО "Авиалинии Дагестана" за 2005г. Таблица 3
Тип ВС
Пассажирооборот (тыс. пасс-км.)
Перевезено
Грузооборот (тыс.т-км.)
Факт
Предел
Пасс.(чел)
Поч.(тн.)
Груз(тн.)
Пасс.
Почтов.
Грузов.
Всего
Предел
Международные ВЛ (регулярные)
Ту-154
28211,13
44867,92
15205
0,00
42,16
2539,13
0,00
76,69
2615,82
4451,20
Ту-134
3744,36
4854,66
2154
0,00
7,81
336,88
0,00
13,59
350,47
531,16
Итого:
31955,49
49722,58
17359
0,00
49,97
2876,01
0,00
90,28
2966,29
4982,36
Международные ВЛ (нерегулярн.)
Ту-154
21747,42
47952,52
9364,0
0,00
31,78
1957,20
0,00
53,40
2010,60
5190,92
Ту-134
14,70
43,80
47,0
0,00
0,00
1,30
0,00
0,00
1,30
5,00
Итого
21762,12
47996,32
9411,0
0,00
31,78
1958,50
0,00
53,40
2011,90
5195,92
Внутренние ВЛ (регулярные)
Ту-154
166249,92
207761,63
98298
199,84
1746,78
14962,54
334,46
2938,79
18235,79
20186,80
Ту-134
24628,46
37845,04
15780
1,92
114,24
2216,75
3,55
178,84
2399,14
4131,94
Ан-24
322,67
842,16
332
0,00
0,65
29,05
0,00
0,65
29,70
84,24
Итого:
191201,05
246448,83
114410
201,76
1861,67
17208,34
338,01
3118,28
20664,63
24402,98
Внутренние ВЛ (нерегулярные)
Ту-154
4050,60
7231,00
1930
0,00
28,70
364,60
0,00
56,70
421,30
698,00
Ту-134
491,16
2201,19
513
0,00
4,10
44,20
0,00
7,70
51,90
238,74
Ан-24
0,00
Итого:
4541,76
9432,19
2443
0,00
32,80
408,80
0,00
64,40
473,20
936,74
ВСЕГО:
249460,42
353599,92
143623
201,76
1976,22
22451,65
338,01
3326,36
26116,02
35513,00
Отчет о работе воздушных судов ОАО "Авиалинии Дагестана" за 2006 г. Таблица4.
Тип ВС
Пассажирооборот (тыс. пасс-км.)
Перевезено
Грузооборот (тыс. т-км.)
Факт
Предел
Пасс(чел)
Поч.(тн.)
Груз(тн.)
Пасс.
Почтов.
Грузов.
Всего
Предел
Международные ВЛ (регулярные)
Ту-154
33183,08
55765,70
17913
0,00
174,93
2986,49
0,00
409,44
3395,93
5769,60
Ту-134
3328,44
4429,32
1893
0,00
8,30
299,59
0,00
14,67
314,26
480,93
Итого:
36511,52
60195,02
19806
0,00
183,23
3286,08
0,00
424,11
3710,19
6250,53
Международные ВЛ (нерегулярн.)
Ту-154
77873,55
143501,95
36959,0
0,00
71,70
7008,63
0,00
157,33
7165,96
13946,24
Ту-134
188,41
297,08
116,0
0,00
0,53
16,96
0,00
0,92
17,88
32,30
Ан-24
44,62
171,41
114,0
0,00
0,00
4,00
0,00
0,00
4,00
17,13
Итого:
78106,58
143970,44
37189,0
0,00
72,23
7029,59
0,00
158,25
7187,84
13995,67
Внутренние ВЛ (регулярные)
Ту-154
164146,81
198729,90
96174
254,81
1641,35
14773,26
432,99
2814,70
18020,95
19951,36
Ту-134
10931,42
18429,03
5432
0,63
19,06
983,83
1,16
41,77
1026,76
2041,28
Ан-24
1523,12
3171,75
1562
0,00
2,62
137,06
0,00
2,55
139,61
317,24
Итого:
176601,35
220330,68
103168
255,44
1663,03
15894,15
434,15
2859,02
19187,32
22309,88
Внутренние ВЛ (нерегулярные)
Ту-154
26511,77
36402,86
13818
0,00
55,60
2386,12
0,00
109,48
2495,60
3708,80
Ту-134
21342,51
32284,58
13121
0,00
29,16
1920,85
0,00
47,12
1967,97
3684,86
Ан-24
81,81
756,72
102
0,00
22,95
7,38
0,00
15,34
22,72
75,69
Итого:
47936,09
69444,16
27041
0,00
107,71
4314,35
0,00
171,94
4486,29
7469,35
ВСЕГО:
339155,54
493940,30
187204
255,44
2026,20
30524,17
434,15
3613,32
34571,64
50025,43
Отчет о работе воздушных судов ОАО "Авиалинии Дагестана" за 2007г. Таблица 5
Тип ВС
Пассажирооборот (тыс. пасс-км.)
Перевезено
Грузооборот (тыс. т-км.)
Факт
Предел
Пасс(чел)
Поч.(тн.)
Груз (тн.)
Пасс.
Почтов.
Грузов.
Всего
Предел
Международные ВЛ (регулярные)
Ту-154
37546,41
64442,70
18997
0,00
288,71
3379,19
0,00
608,84
3988,03
6803,20
Ту-134
5025,14
6627,39
2079
0,00
8,66
452,31
0,00
16,44
468,75
719,72
Итого:
42571,55
71070,09
21076
0,00
297,37
3831,50
0,00
625,28
4456,78
7522,92
Международные ВЛ (нерегулярн.)
Ту-154
87453.78
164547,98
23529,0
0,00
121,90
8288,76
0,00
183,98
8472,74
15016,64
Ту-134
201,43
324,76
144,0
0,00
5,60
16,96
0,00
1,92
27,56
42,30
Ан-24
52,93
171,41
234,0
0,00
0,00
4,00
0,00
0,00
4,33
21,52
Итого:
254,36
165044,15
23907,0
0,00
127,50
8309,72
0,00
185,90
8504,63
15066,07
Внутренние ВЛ (регулярные)
Ту-154
189556,62
207393,71
132905
287,76
1985,33
18990,52
526,64
2944,23
22461,39
23888,80
Ту-134
12924,61
22343,02
6451
2,56
67,90
1163,19
0,45
55,17
1218,81
2425,77
Ан-24
1867,76
4376,75
988
0,00
6,98
177,06
0,00
3,55
180,61
317,24
Итого:
204348,99
244113,48
140344
290,32
2060,21
20330,77
527,09
3002,95
23860,81
24631,67
Внутренние ВЛ (нерегулярные)
Ту-154
29747,43
39434,54
11654
0,00
67,94
2678,75
0,00
125,25
2804,00
3032,00
Ту-134
24416,81
36655,51
9077
0,00
44,50
2037,55
0,00
49,67
2087,22
4187,80
Ан-24
101,61
956,72
112
0,00
36,10
8,61
0,00
19,65
28,26
86,69
Итого:
54265,85
77046,77
20843
0,00
148,54
4724,91
0,00
194,57
4919,48
7306,49
ВСЕГО:
381440,75
517274,49
206170
290,32
2633,62
37196,90
527,09
4008,70
41732,69
55527,15
Наиболее прибыльным является перевозка пассажиров на внутренних воздушных линиях. Ввиду большего объема работ. Перевозка на международных авиалиниях менее доходны, ввиду их малого количества, из-за малого пассажиропотока на этом направлении перевозок.
Все показатели, данные в таблицах 3,4,5, пассажирооборот, тоннокилометраж, в течение трех лет имеют положительную динамику, и свидетельствует о нарастающей тенденции в сфере авиационных услуг в данном регионе.
Пассажирооборот на воздушном транспорте определяется как сумма произведений от умножения числа пассажиров перевезенных за отчетный период, на каждом участке полета, на соответствующее этому участку эксплуатационное расстояние.
Грузооборот определяется как сумма произведений от умножения количества тонн груза и почты, перевезенных на каждом участке полета, на соответствующее этому участку эксплуатационное расстояние.
Завершая анализ данных, представленных в таблице 3,4,5, можно сделать вывод, что ОАО «Авиалинии Дагестана» имеет перевозочную специализацию. В области перевозки пассажиров и грузовых перевозок формируется около 99,5 % всех доходов предприятия.