Методика расчета показателей
Рентабельность продукции. Данный показатель можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рентабельность всей реализованной продукции дает представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Рентабельность всей реализованной продукции определяется отношением прибыли от реализации к выручке реализации (данные отчета о прибылях и убытках):
(1)
где R – рентабельность продукции; - прибыль от реализации продукции; В – выручка от реализации. Фондоотдача – данный показатель позволяет судить о том, сколько приходится продукции в денежном выражении на 1 руб. основных производственных фондов, т.е. характеризует эффективность использования основных средств предприятия:
(2)
Фондоемкость – является обратной величиной фондоотдачи. Характеризуется стоимостью основных фондов, приходящихся на единицу продукции:
(3) Производительность труда во многом зависит от уровня и степени комплексности автоматизации и механизации производства, от применения высокопроизводительного оборудования, мало- или безотходных технологических процессов, от своевременного выполнения работниками предприятия своих функций. Данный показатель отражает эффективность организации и использования рабочей силы, определяется как отношение выручки от реализации к среднесписочной численности производственного персонала.
(4)
где Пр – производительность труда; В – выручка от реализации; ЧР – среднесписочная численность работников основного производства. Коэффициент отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму – данный показатель свидетельствует о заинтересованности предприятия в стимулировании работников, о качестве процесса воспроизводства рабочей силы. Чем выше этот показатель, тем больше заинтересованность работников в своем деле, тем выше их мотивация для достижения лучших результатов:
(5)
где - средняя заработная плата определенной категории работников, руб.; ПМ – величина прожиточного минимума в регионе, руб. Показатели финансовой устойчивости: 1. Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага):
(6)
Показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в активы собственных средств. 2. Коэффициент финансовой независимости (автономии):
=0,4…0,6 (7)
показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. 3. Коэффициент финансирования – показывает какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных средств:
(8)
4. Коэффициент финансовой устойчивости – показывает какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников:
(9)
Т.к. денежные средства и материальные оборотные активы должны покрывать текущие обязательства, то следует проконтролировать условия платежеспособности с помощью следующего соответствия: оборотные активы < собственный капитал * 2 – внеоборотные активы; Далее рассмотрим методику расчета показателей ликвидности баланса. Гр. А1 – наиболее ликвидные активы; А1 = денежные средства + краткосрочные финансовые вложения = 260 + 250; Гр. А2 – быстрореализуемые активы; А2 = краткосрочная дебиторская задолженность = 240; Гр. А3 – медленно реализуемые активы; А3 = запасы + долгосрочная дебиторская задолженность + НДС по приобретённым ценностям + прочие оборотные активы = 210 + 220 + 230 + 270; Гр. А4 – труднореализуемы активы; А4 = итого по разделу 1 (внеоборотные активы) = 190; Гр. П1 – наиболее срочные обязательства; П1 = кредиторская задолженность = 620; Гр. П2 – краткосрочные пассивы П2 = краткосрочные заемные средства + задолженности участникам по выплате доходов + прочие краткосрочные обязательства = 610 + 630 + 660; Гр. П3 – долгосрочные пассивы; П3 = долгосрочные обязательства + доходы будущих периодов + резервы предстоящих расходов и платежей = 590 + 640 + 650; Гр. П4 – постоянные или устойчивые пассивы П4 = капиталы и резервы = 490. Текущая ликвидность - свидетельствует о платёжеспособности (+) или неплатёжеспособности (-) предприятия на ближайший промежуток времени:
ТЛ = (А1 + А2) – (П1 + П2) (10) Перспективная ликвидность – это прогноз платёжеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей: ПЛ = А3 – П3 (11)
Показатели платежеспособности рассчитываются следующим образом: 1. Общий показатель платежеспособности:
(12)
2. Коэффициент абсолютной ликвидности:
(13)
Показывает какую часть текущей краткосрочной задолжности предприятие сможет погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений. 3. Коэффициент “критической оценки” (быстрой ликвидности):
>0,7 (14)
Показывает какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашено за счет денежных средств, средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. 4. Коэффициент текущей ликвидности:
>1,5 (15) Показывает какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам может погасить предприятие используя все оборотные средства. 5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала:
(16)
Показывает какая часть функционированного капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолжности. Уменьшение данного показателя в динамике является положительным фактором. 6. Доля оборотных средств в активах:
(17)
Данный показатель зависит от отраслевой принадлежности. 7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
(18)
Характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, которые необходимы для ее текущей деятельности. Определение типа финансовой ситуации. Для промышленных предприятий и строительных организаций, которые обладают большой долей материальных оборотных средств в своих активах рекомендуется применять методику оценки достаточности источников финансирования для формирования материальных оборотных средств. Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов. Общая величина запасов (строка 210) – З. Для характеристики источников формирования запасов и затрат используют несколько показателей, которые отражают различные виды источников: 1. Наличие собственных оборотных средств:
СОС = Капитал и резервы – Внеоборотные активы = 490 – 190;
2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников, формирование запасов (функционирующий капитал):
Кф = (Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы) – Внеоборотные активы = (490 + 590) – 190;
3. Общая величина основных источников формирования запасов:
ВИ = (Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы + Краткосрочные кредиты и займы) – Внеоборотные активы = (490 + 590 + 610) – 190;
Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками формирования: 1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств: ± Фс = СОС – З. 2. Излишек или недостаток функционирующего капитала: ± Фкф = Кф – З. 3. Излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов: ± Фви = ВИ – З. С помощью данных показателей можно определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации, который представлен в таблице 2.2.
1, если Ф > 0, S(ф) = 0, если Ф < 0.
Таблица 2.2. Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций
Возможно выделение 4 типов финансовых ситуаций: 1. Абсолютная независимость финансового состояния: встречается редко и отвечает следующим требованиям: Фс ≥ 0, Фкф ≥ 0, Фви ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов фин. ситуации будет иметь след. вид S(ф) = {1; 1; 1}. 2. Нормальная независимость финансового состояния: гарантирует платежеспособность предприятия и отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт ≥ 0, Фо ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь след. вид S(ф) = {0; 1; 1}. 3. Неустойчивое финансовое состояния: сопряжено с нарушением платежеспособности, но при данном состоянии все же сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности и за счет ускорения оборачиваемости и отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт < 0, Фо ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь следующий вид S(ф) = {0; 0; 1}. 4. Кризисное финансовое состояние: при этом состоянии предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, и пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности. Отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт < 0, Фо < 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь следующий вид S(ф) = {0; 0; 0}. Показатели деловой активности предприятия: I. Общие финансовые показатели оборачиваемости: 1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача):
;
Показывает эффективность использования имущества предприятия и отражает скорость оборота в количестве оборотов за период всего капитала предприятия. 2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств:
;
Показывает скорость оборота материальных и денежных средств. 3. Коэффициент отдачи нематериальных активов:
; Показывает эффективность использования нематериальных активов предприятия. 4. Фондоотдача:
;
Показывает эффективность использования только основных средств предприятия. 5. Коэффициент отдачи собственного капитала:
Показывает скорость оборота собственного капитала и сколько рублей выручки приходится на один рубль вложенного собственного капитала. II. Показатели управления активами: 1. Оборачиваемость материальных средств:
;
Т – количество дней в отчетном периоде. Показывает, за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде. 2. Оборачиваемость денежных средств – показывает срок оборота денежных средств:
;
3. Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах: ;
Показывает количество оборотов средств в дебиторской задолжности за отчетный период. 4. Срок погашения дебиторской задолженности:
;
Показывает сколько в среднем дней погашается дебиторская задолжность предприятия. 5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
;
Показывает расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемый предприятию. 6. Срок погашения кредиторской задолженности:
;
Показывает средний срок возврата долгов предприятия по текущим обязательствам. [9]. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара: 1. Коэффициент затоваренности готовой продукцией - отражает степень затоваренности готовой продукции. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса. Данный показатель определяется отношением объема нереализованной продукции к объему продаж, рассчитывается только для предприятий, занимающихся производством строительных материалов, изделий, конструкций. 2. Рентабельность продаж (реализации) -показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель рассчитывается как отношение валовой прибыли (или чистой прибыли) к выручке от реализации. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции. 3. Коэффициент эффективности рекламы - характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. Он определяется отношением затрат на рекламу и стимулирования сбыта к приросту прибыли от реализации. Показатели конкурентоспособности продукции. Качество продукции – комплексный показатель, может определяться по различным параметрам: параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры, нормативные параметры. Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемого товара и аналога товара-конкурента. Качество – это характеристика, выражающая уровень удовлетворения клиента и измеряемая комплексом нормативных и сопоставимых потребительских параметров товара. Прежде всего, важно, чтобы товар не выходил по своим показателям за пределы жестко установленных нормативов, являющихся предметом внимания законодательства о защите прав потребителей. Если безусловные требования соблюдены, то сопоставляются так называемые жесткие потребительские параметры: производительность, энергопотребление, габариты и другие функциональные, конструктивные, технологические характеристики, измеряемые физическими способами. Экспертным путем измеряются мягкие потребительские параметры – уровни дизайна, простоты использования, ремонтопригодности и др. еще один показатель, характеризующий уровень качества, - это квалификация персонала. Высокий уровень базового образования позволяет руководящему составу предприятия быстро обучаться, осваивать новые технологии, обретать навыки, необходимые для работы в условиях ранка. Высокий профессиональный уровень, многолетний стаж рабочих предприятия также обеспечивают качественное предоставление услуг. Следует отметить, что качество строительных услуг во многом завит не только от квалифицированного персонала, но и от качества строительных материалов. Для обеспечения высокого качества материалов следует обратить особое внимание на надежность поставщиков. Качество строительных услуг характеризует сервисное обслуживание сданных объектов, исправление выявленных заказчиками недостатков и многое другое. Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности, как товара, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить фирма. Для того чтобы сравнить качество предоставляемых услуг или выполняемых работ или продукции и цену на них, необходимо рассмотреть качество и цену выполняемых аналогичных услуг на предприятиях-конкурентах. Этих предприятий большое количество: и очень известных, и не очень, и между ними существует очень жесткая конкуренция. Анализировать конкурентоспособность каждой фирмы, естественно, не предоставляется возможным. Однако можно произвести оценку некоторых из них. Для этого необходимо: 1) выбрать четыре-пять предприятий-конкурентов, выполняющих аналогичные виды работ или выпускающих аналогичную продукцию; 2) выбрать не менее пяти показателей, характеризующих качество продукции. Для оценки качества продукции используют матричный подход. [7, стр.15-19].
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |