Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития детей в условиях детского дома



2019-07-03 362 Обсуждений (0)
Особенности развития детей в условиях детского дома 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала в Женеве книгу английского психолога Дж. Боулби «Материнская забота и духовное здоровье». В этой работе были описаны результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время Второй мировой войны, где было показано, что дети, в раннем детстве лишенные материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии, что является следствием депривации. Открытие этого феномена оказалось настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и развивающееся и в настоящее время.

Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского - deprivation - и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».

Приведем некоторые определения, позволяющие разобраться в том, какое содержание вкладывается современными психологами в понятие депривации.

Канадский психолог Д. Хебб, подчеркивая специфику психической депривации, дает следующее ее определение: «Биологически адекватная, но психологически ограниченная среда». Под ограничением Хебб понимает недостаток определенных элементов среды, которые необходимы для познавательной деятельности в детском, доме требует особых подходов, использования специальных, чаще всего подгрупповых методов и форм работы.

В научной и публицистической литературе данная проблема не получила достаточной разработки. Несколько лучше изучены особенности умственного развития детей в условиях дома ребенка: установлено влияние активного общения малыша со взрослым на детские познавательные способности; рекомендовано развивать ситуативно-деловое общение с детьми для повышения их разносторонней познавательной активности и т.д.[[33]]

Практически совершенно не изучены особенности интеллектуального развития детей в условиях дошкольного детского дома. Чаще всего авторами методических разработок и научных статей просто декларируется набор рекомендаций, например: развивать интерес к знаниям; учить детей учиться; развивать способности, дарования; полнее использовать в познавательных целях кино, телевидение и т. д.; прививать любовь к технике, развивать техническое мышление и др. При этом совершенно не оговаривается вопрос, как это лучше сделать, учитывая специфические особенности данного учреждения.[[34]]

Сталкиваясь с проблемой речевого развития детей в условиях детского дома, можно отметить, что делаются попытки привить детям навыки четкой, правильной речи, ведется работа над расширением словарного запаса ребенка, звуковой культурой языка.[[35]] Детей учат правильно строить предложения, давать полные ответы на вопросы, исключать лишние слова, засоряющие речь. Для детдомовских детей, лишенных широкого общения со взрослыми, обучение навыкам четкой и правильной речи особенно ак­туально.

Определенное отражение в литературе нашла проблема подготовки детей к школе: прививаются навыки внимательно слушать педагога и своих товарищей, пересказывать прочитанный материал, правильно держать ручку и карандаш, рисовать кружки, штриховать, держать осанку, обращаться с книгой и т.д.[[36]]

Анализ состояния проблемы воспитания детей-сирот дошкольного возраста свидетельствует о том, что при проведении воспитательной работы с детьми в условиях детского дома делаются попытки поиска новых путей и методов работы с ними. На государственном уровне принят ряд важных документов международного и общероссийского значения, такие, как: Декларация ООН (от 3 декабря 1986 г.), Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), Семейный кодекс Российской Федерации (от 8 декабря 1995 г.); Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 3 июля 1998 г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 г. с последующими поправками от 08 февраля 1998 г. и 08 апреля 2002 г.). На социальную защиту детей-сирот направлен ряд правительственных постановлений: «О приемной семье» (от 17 июля 1996 г.), «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (от 29 марта 2000 г.), «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей» оставшихся без попечения родителей» (от 14 мая 2001 г.), «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (от 29 марта 2002 г.), «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних на 2002 г.» (от 19 июля 2002 г.) и некоторые другие документы.

Разработаны и реализованы федеральные целевые программы, такие, как: «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Несмотря на попытки совершенствования организации воспитательного процесса, анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время положение детей-сирот, воспитывающиеся в условиях детского дома, является довольно тяжелым. Как было отмечено на Всероссийском совещании директоров детских домов, критерием эффективности сиротских учреждений становится лишь создание уюта, условий для проживания детей, а уровень личностного, интеллектуального их развития уходит на второй план. Эта проблема актуальна и по сей день.[[37]]

Увеличение количества детей-сирот закономерно приводит к росту числа учреждений для их содержания. К концу 2001 г., по данным Минобразования РФ, в России насчитывалось 246 домов ребенка и 1429 детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей. В них содержалось 183,5 тыс. воспитанников; 347,5 тыс. человек находилось под опекой; 154,2 тыс. детей были усыновлены. На начало 2003 года государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей насчитывала 2740 учреждений, многие из них переуплотнены, в них содержится более 270 тыс. детей. За прошедший год рост числа детей в учреждениях составил 36 тысяч.[[38]]

«Декларируемая и проводимая обществом политика социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целью которой является их социальная защищенность, на практике зачастую не приводит к ожидаемым результатам. Складывается парадоксальная ситуация: на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются достаточно большие ресурсы, а эффективность всех усилий непропорционально мала — ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказывается незащищенным как в детском доме или школе-интернате, так и в дальнейшей самостоятельной жизни.[[39]]

Сегодня каждый пятый ребёнок в стране, который остался без попечения родителей, проживает в интернате. Многие из этих учреждений переполнены. Как результат — многим детям попросту не хватает места. И они вынуждены годами жить в приютах социальной защиты населения, которые предназначены только для временного пребывания. А ситуация со строительством новых и реконструкцией старых интернатов, по оценке Главного контрольного управления при Президенте России, признана вообще неудовлетворительной.[[40]] Более 40% зданий и сооружений требуют капитального ремонта, потому что находятся в аварийном состоянии. 4,8% не имеют центрального отопления, а 5,6% — канализации. В некоторых интернатах дело дошло до того, что на двоих воспитанников приходится одно пальто. Как отмечают в Контрольном управлении, в некоторых приютах воспитанники не имеют на своих обеденных столах творога, сыра, масла, сметаны, а яблоки и соки получали только два раза в течение года. По-прежнему сохраняется критическая ситуация с материально-техническим обеспечением учреждений. Более 40% зданий и сооружений учреждений системы образования требует капитального ремонта, 2,7% — находится в аварийном состоянии, 4,8% — не имеет центрального отопления, 5,6% — канализации. Во многих учреждениях требует замены технологическое оборудование пищеблоков, мебель, сантехническое оборудование, однако в оборудование, необходимое для обеспечения жизнедеятельности детей, не приобретается.[[41]]

Условия содержания детей во многих учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за хронического недофинансирования не соответствуют предъявляемым требованиям. Во многих учреждениях воспитанники несвоевременно либо не в полном объёме обеспечиваются одеждой и обувью, мягким инвентарём, игрушками, учебно-методической и художественной литературой, полноценным питанием.

Не уделяется достаточного внимания здоровью детей. По данным всероссийской диспансеризации, в детских домах признаны здоровыми только 22,5% детей, в детских домах-интернатах — 13,8% детей.[[42]]

Во многих образовательных учреждениях для детей-сирот не выполняются требования законодательства о пожарной безопасности. В Москве в 22 проверенных прокуратурой детских домах выявлено несоблюдение правил и норм пожарной безопасности, отмечено нерабочее состояние автоматической пожарной сигнализации и отсутствие договоров на её техническое обслуживание. По результатам проверки руководителям 12 детских домов вручены предписания об устранении недостатков, 8 руководителей привлечено к административной ответственности. Также Минобразования России, Минтрудом России и Минздравом России допускается неэффективное использование бюджетных средств.[[43]]

Таким образом, бытовые условия жизни детей-сирот в детском доме часто не соответствуют нормальным, что затрудняет их полноценное физическое, психическое и социальное развитие.

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не допускается:

- применение физического и психического насилия;

- применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

- применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих
человеческое достоинство;

- уменьшение норм питания;

- лишение прогулок.

По данным Заключения по итогам общественного контроля образовательных и социально-реабилитационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Перми и Пермского района Пермской области,[[44]] в детских домах применяются недопустимые методы наказания, наносящие вред психическому, а в крайних случаях, и физическому здоровью ребенка. Эта ситуация типична для многих детских домов.[[45]]

- ставят в угол;

- не отпускают гулять;

- не разрешают смотреть телевизор;

- запрещают заходить в игровую комнату;

- лишают развлекательных поездок;

- кричат.

Подобные методы наказания, типичные для семейных отношений (например, ставить ребенка в угол), приобретают в детских домах дискриминационный, унизительный оттенок в связи с их публичностью, которая неизбежна при коллективных методах воспитания.

Таким образом, детям, у которых практически отсутствуют позитивные ролевые модели поведения в обществе, персонал детдома неосознанно подает пример унижающих достоинство мер поддержания дисциплины. Тем самым взрослые способствуют закреплению иерархии, основанной на «праве сильного», которую сами же и формируют.

В условиях коллективного проживания право ребенка на частную жизнь подвергается наибольшему ограничению:

- в большинстве случаев у ребенка нет возможности уединиться, дети постоянно чувствуют на себе взгляд воспитателя, постоянно находятся в обществе других детей (по рекомендациям психологов, каждому человеку, из соображений «психической гигиены», необходимо проводить минимум один час в сутки наедине с собой);

- набор личных вещей ограничен. Книги, игрушки, даже одежда не являются личными. В некоторых интернатах игрушки есть только в игровой комнате и не выносятся за ее пределы. Личные вещи иногда хранятся у воспитателей;

- часто дети живут в переполненных группах, по 5-7 человек в спальне;

- во многих детских домах при жесткой регламентации распорядка дня у детей нет возможности иметь свой досуг.

Многие ограничения частной жизни вытекают из особенностей коллективного проживания. Закрытость и чрезмерная регламентация жизни в условиях детского дома приводят к отсутствию релаксации, т.е. ребенок не может расслабиться, побыть один. Его все время окружают одни и те же люди (учителя, нянечки, воспитатели). Непрерывность требований к ребенку порождает сопротивляемость детей даже разумным требованиям педагога, а иногда и агрессивность.

Самостоятельной проблемой является психологическая и «технологическая» подготовка воспитателей детских домов. В настоящее время в России отсутствует специализированная подготовка педагогов именно для работы в детских домах. Приходя в детские дома из других образовательных учреждений (школ, детских садов), воспитатели сразу сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, - с принципиально иными свойствами личности детей-сирот, так как многие воспитанники имеют отягощенную наследственность и серьезные проблемы со здоровьем, в одной группе находятся дети с нормальным развитием и дети с различными степенями ЗПР и ЗРР, а также дети, пережившие сильнейшие эмоциональные стрессы. Во-вторых, - с неэффективностью тех методов воспитания, которым они были обучены в вузе и использовали в предыдущих образовательных учреждениях.[[46]]

В результате у значительной части воспитателей детского дома, в большей или меньшей степени, обнаруживаются кризисы профессиональной деятельности, и даже кризисы развития личности.

Типичными являются переживания своей профессиональной недостаточной эффективности (с занижением самооценки); подсознательное отрицательное эмоциональное отношение к детям-сиротам; «защита» от их девиантного поведения и от неразвитости сферы деятельности путем применения преимущественно более простых директивных методов воспитания, вместо более сложных корригирующих и развивающих; разочарования от неэффективности попыток установить эмоционально тёплые «человеческие» отношения с детьми-сиротами.[[47]]

Психодиагностика особенностей профессионально-личностного развития сотрудников детского дома показывает следующее. У 45% из них отмечается умеренно выраженный уровень реактивной тревожности, что свидетельствует о достаточно актуальной у них мотивация достижения успеха и ответственности. У 55% отмечается неадекватно низкий уровень реактивной тревожности; это явление может говорить как раз о профессиональном «выгорании» воспитателя, защищающегося от повторяющихся неудач в работе с детьми-сиротами понижением мотивации профессиональной деятельности. В то же время 45% воспитателей демонстрируют высокую личностную тревожность, которая говорит о том, что длительное переживание тревоги приводит к тому, что она уже становится устойчивой чертой характера.

Значительная часть (75%) воспитателей положительно относятся к своей работе, к воспитанникам и детскому дому в целом. Вместе с тем у 25% выявляется негативное отношение к воспитанникам.[[48]]

Таким образом, на эффективность воспитательного процесса отрицательно влияют такие факторы, как:

• недоработка воспитательных программ, не учитывающих специфику развития детей, воспитывающихся без родителей;

• некомпетентность специалистов, работающих с детьми;

• проблемы, связанные с недостаточным финансированием, что приводит к ухудшению условий жизни воспитанников детского дома.

 



2019-07-03 362 Обсуждений (0)
Особенности развития детей в условиях детского дома 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития детей в условиях детского дома

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)