Анализ экспериментального исследования
На заключительном этапе экспериментального исследования был проведён повторный контрольный срез, цель которого заключалась в проверке сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку. Учащимся было предложено написать диктант и выполнить грамматические задания к нему. Диктант включал в себя все орфограммы, изученные за время проведения эксперимента. Наблюдая, на уроках русского языка за учащимися в контрольном и экспериментальном классах мы отметили, что в экспериментальном классе учащиеся внимательнее на уроках, самостоятельнее, инициативнее. Анализируя работы учащихся и оценивая их, мы руководствовались те ми же критериями, что и при проведении констатирующего эксперимента. После проверки работ были получены следующие результаты. В экспериментальном (3«а») классе оценку «5» получили -10 человек, что составило 36% от общего количества учащихся, «4» - 13 человек (46 %), «3» - 5 человек (18 %), «2» - 0 человек ( 0%). В контрольном классе были получены следующие результаты: оценку «5» получили – 4 человека (14%), «4» - 11 человек (39%), «3» - 12 человек (43%), «2» -1 человек (3%). Данные контрольного среза занесены в таблицу № 3.
Таблица № 3
При анализе таблицы можно отметить, что отметка «2» за диктант в экспериментальном классе, исчезла вообще. Основная масса учащихся (83%) написали диктанта на «4» и «5». Как видно из таблицы, у учащихся контрольного класса по-прежнему, присутствуют двойки. Основная масса (82%) учащихся получила отметки «3» и «4», отметку «пять» получили всего 4 человека (15%). В данном классе учащиеся допустили ошибки на правила, изученные в первом классе, в то время как в экспериментальном классе подобных ошибок вообще не было. С грамматическими заданиями учащиеся экспериментального класса справились гораздо качественнее и быстрее, чем в контрольном классе. Сравним данные, полученные при первом контрольном срезе (формирующий эксперимент) и при втором контрольном срезе (констатирующий эксперимент) в каждом классе. (Таблица № 3)
Таблица № 3
Анализируя результаты мы видим, что оценки в начале эксперимента в контрольном и экспериментальном классе отличались не на много. По окончанию эксперимента разница между оценками экспериментальном и контрольном классах, существенно отличаются. Отсюда можно сделать вывод, что обучение русскому языку и усвоение материала в контрольном классе стало эффективнее. Таким образом, на завершающем (контрольном) этапе нашего эксперимента мы можем сделать вывод; что изменения характера педагогического взаимодействия, в частности организация учебного сотрудничества на уроках русского языка повышает творческую активность и творческую способность учащихся, повышает уровень мотивационной сферы учащихся и все вышеперечисленное обеспечивает более эффективное обучение русскому языку в начальной школе.
Заключение В нашей работе мы рассмотрели вопросы, касающиеся организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе. Поставленная нами цель была выполнена, то есть мы изучили влияние учебного сотрудничества на эффективность обучения русскому языку младших школьников. В процессе нашей исследовательской работы выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Мы выполнили поставленные нами задачи: · Изучили и проанализировали литературу по данному вопросу. · Рассмотрели понятие «учебное сотрудничество» в современных психолого-педагогических исследованиях. · Организовали работу с учащимися на уроках русского языка в рамках учебного сотрудничества. В своей работе, в качестве методологической основой являлись работы по организации учебного сотрудничества: 1.принципы организации учебного сотрудничества В.А. Ляудис, которые определяются как совокупность аспектов, таких как: · совместная деятельность ученика и учителя; · деятельность, направленная не только на усвоение знаний, но и на построение системы отношений, форм учебного сотрудничества и общения; · учебное сотрудничество и общение - ведущий, побуждающий фактор учения на всех этапах обучения русскому языку. 2. идея М. Соловейчик об учебном сотрудничестве как едином способе присвоения культуры через различные типы учебных заданий. К концу нашего исследования мы пришли к выводу, что учебное сотрудничество является условием эффективного обучения русскому языку в начальной школе. Библиография
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Педагогика, 1986. 2. Андреева Г.М. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии, 1992, № 2. 3. Андриевская В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников. // Вопросы психологии.- 1985. № 4. 4. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М.: Педагогика, 1988. 5. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: АПН - 1959 - 346 с. 6. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1996.- 256 с. 7. Веренкина И.М. Преодоление возможных конкретных ситуаций между учителем и учениками на уроке. // Вопросы психологии.-1986.-№3. 8. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 С. 9. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М.:АПН - 1962.- 288 с. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967. 11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избр. псих, исслед.- М., 1956. 12. Грехнева Г., Корепова К. Родной язык, фольклор и литература в начальной школе//Начальная школа. – 1994. - №16. – С.1-2. 13. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии.- 1984.- № 3. 14. Дидактика средней школы: некие трудности современной дидактики/Под ред. М.Н. Скаткина – 2-е изд., Перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1982.– 319 С. 15. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя. М: Просвещение. 1991.- 192 с. 16. Жгутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: книга для учителя.- М.: Просвещение.- 1998. 17. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах.- М.: Просвещение.- 1964.- 264 с. 18. Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы общения в начальных классах).- М.: Просвещение, 1970. 19. Занков Л.В. О начальном обучении.- М.: Изд-во АПН РСФСО, 1963. 20. Занков Л.В. Общение и развитие.- М.: Педагогика, 1968. 21. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1998.-360 с. 22. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - С-П.: Эксперимент.- 1997. - 70 с. 23. -–Издательство Казанского института, 1985. – 192 С. 24. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 496 С. 25. Кан - Калик В.А., Кавалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. - №4. 26. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Лен.: 1976. 27. Концепция общего среднего образования (проект)//ВНИК « Школа ». М., 1988. 28. Лагузова Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе//Начальная школа. – 1994. - №3. – С.30-34. 29. Леднев В.С. Содержание образования: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 360 С. 30. Леонтьев А.А. Педагогическое общение, - М.: Педагогика. -1979.-201 с. 31. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 С. 32. Львов М. Р. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - М, 1983. 33. Львов М. Р. Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие. - М.: Просвещение. -1987.-415с. 34. Львов М. Р. Хрестоматия по МПРЯ методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. - М: Просвещение. - 1996.-352с. 35. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания российского языка:Учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1988.– 240 С. 36. Лядиус В. Я. Нигуре И. п. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: международная педагогическая академия. - 1994. 37. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская – 2-е изд., Перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 С. 38. Методические трудности развития педагогической науки/Под ред. П.Р.Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240С. 39. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Пейсакова. 40. Педагогика школы/Под ред. Чл.-Кор. АПН СССР Г.Н. Щукиной. – М.:Просвещение, 1977. – 384 С. 41. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/Под ред. Проф. И.Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. –320 С. 42. Педагогика/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М.: Просвещение,1986. – 336 С. 43. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С. 44. Программы общеобразовательных учреждений по системе Л. В. Занкова. - М. ФНМЦ. - 1999 - 224с.и 7 45. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по специальности «Педагогика и методика нач.обучения».- М.: Просвящение, 1979. – 431 с., ил. 46. Русская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт./Гл. Ред. В.В.Давыдов. – М.: Крупная русская энциклопедия, 1993. – 608 С. 47. Скаткин М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в педагогике//русская педагогика. – 1947. - №5. – С.17. 48. Соловейчик М. С, Жеден П. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. Соловейчик М. С. -М.: Просвещение. -1993.-383с. 49. Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1973. 50. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред. Л. К. Марковой. -М.: Просвещение, 1986. 51. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд. Перераб. И доп.– М.: Юрист, 1997. – 512 С. 52. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3 -25с. 53. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1981. 54. Шварц И.Е. Педагогика школы: Учебное пособие. Часть I. Общие базы.Дидактика. – Пермь: Просвещение, 1968. – 282 С.
Приложение 1
Диктант «На рыбалке» Солнце уже садилось. Мы с дядей тронулись в путь. Дорога к реке шла через рожь. Все в пути меня занимает. Вот пробежала мышь. Где-то слышится плач птицы. Так поет сыч. Вечер. Близится ночь. Кругом стоит полная тишь. Только не унимается дергач да камыш ведет тихую беседу с рекой. Начинаем удить. Сразу же попадается ерш. Смотрю, а у дяди бьется на леске огромный лещ. Про мелочь и говорить не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы уходим в шалаш и там проводим остаток ночи. (87 слов) Грамматическое задание: 1. Над существительными из первого абзаца надпишите склонение. 2. Выпишите слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце существительных», обозначьте орфограмму графически. 3. Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Приложение 2 Диктант «Зимовка рыб» Наступила зима. Спят в своих норках ежи. Уснул до весны медведь в берлоге. Толстой корой покрыл мороз пруды, реки, озера. Под водой тишина. Рыбы стоят на дне большими стаями. Их головы повернуты в одну сторону. Место для зимовки рыбы находят осенью. Сом плавает летом в глубоких местах, ищет подходящую ямку. Он любит лежать в таких ямках. Днем он дремлет. Ночью выходит на охоту. Схватит маленькую рыбку, рака, лягушку. Зимой засыпает сом в своем убежище. Жизнь в подводном царстве затаилась до весны. (83 слова). Грамматическое задание: 1. Синтаксический разбор первого предложения из второго абзаца. 2. морфемный разбор слов: (в) норках пруды убежище. 3. Морфологический разбор слов: (в) убежище-... (в) берлоге-...
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |