Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Устранение нежелательных эмоциональных состояний



2019-07-03 270 Обсуждений (0)
Устранение нежелательных эмоциональных состояний 0.00 из 5.00 0 оценок




К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

3) моторная регуляция.

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и другие.

На заключительном этапе необходима повторная диагностика стратегий самоутверждения для выявления динамики в развитии способности управлять своими эмоциями и настроением, а так же понижении уровня тревожности.

 

Выводы по Главе 2.

Экспериментальное исследование показало следующие данные:

· Основная стратегия самоутверждения, которую используют условно - осужденные – это стратегия самоподавления;

· Изучение личностных особенностей показало:

По шкале контроля случайных ответов у большинства испытуемых на высоком уровне (52%) Это значит, что результаты тестирования надежны, испытуемые читали вопросы, были внимательны, ответственно относятся к тестированию, заинтересованы в результатах.

По шкале тревожности у 40% испытуемых высокий уровень. Эти испытуемые склонны к сильному беспокойству, иногда без особой внешней причины (чувствительны к возможным неприятностям). 

По шкале импульсивность преобладает высокий уровень (40%). Это значит, что у большинства испытуемых деятельность недостаточно упорядочена.

По шкале аутоагрессии показатели разделились, и находятся на высоком и на низком уровне (по 34%).

· Для выявления корреляции между используемой стратегии самоутверждения и личностными особенностями мы использовали программу SPSS, версия 12.0, коэффициент корреляции Пирсона. Мы получили следующие данные.

Стратегия самоподавления характерна для лиц, отличающихся высоким уровнем тревожностью, неуверенностью в себе, ослабленным волевым контролем; что подтверждает вторую нашу гипотезу

Конструктивную стратегию самоутверждения используют те осужденные для личности, которых характерны следующие особенности: ранимость, способность управлять своими эмоциями, настроением, находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение, способность адекватно разряжать свои импульсы в конкретный момент, т.е. такие личности не склонны к риску, что подтверждает первую нашу гипотезу.

Агрессивную стратегию самоутверждения используют доминирующие личности, обладающие такими особенностями, как злопамятство, жестокость, унижение другого как средство стабилизации самооценки, склонность к насилию, потребность в острых ощущениях, что подтверждает часть нашей третьей гипотезы.

Для решения нашей 4 практической задачи мы разработали поэтапный курс выработки конструктивной стратегии самоутверждения с помощью развития способности управлять своими эмоциями, а так же понижением уровня тревожности.

На 1 этапе нужно выявить доминирующую стратегию самоутверждения с помощью опросника «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитина и Н.Е. Харламенковой. Далее для того чтобы понизить уровень тревожности, а так же выработать способность управлять своими эмоциями и настроением используем методы, которым необходимо обучить осужденного в рамках индивидуально-воспитательной работы.

Мы рекомендуем проводить работу с тревожными людьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Устранение нежелательных эмоциональных состояний.

К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

3) моторная регуляция.

На заключительном этапе проводится повторная диагностика ведущей стратегии самоутверждения.

 


Заключение.

 

Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по теме самоутверждения, а так же изучение социально-психологического портрета личности, совершившей противоправное деяние.

По вопросу самоутверждения как предмета научного исследования мы выделили следующее. Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием. На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937), но предпосылки к изучению данной проблемы можно найти у И. Канта, А. Шопенгауэра, Д. Ницше и других философов.

Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.

Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим об­разом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности (субъективно-личностного).

По вопросу самоутверждения как специфический вид деятельности мы проанализировали психологическую и философскую литературу и обозначили три подхода к определению потребности в самоутверждении, и места этой потребности других:

· потребность, отражающая состояние дискомфорта;

· рядовая потребность, взаимосвязанная с другими;

· самостоятельная потребность.

Самоутверждение – это стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности.

Личность как целост­ное образование представляет собой социальное каче­ство человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отноше­ний, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек—продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологи­ческое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно как у дру­гих животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущ­ность человека — не тождественные понятия.

Отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями и опорой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы (Ю. М. Антонян).

Многочисленные криминологические исследования и  статистические данные показывают, что подавляющее большинство преступников мужчины. Уровень образования преступников относительно низкий. На фоне всеобщего среднего образования населения в России преступники чаще имеют незаконченное среднее образование. Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Специальные психологические исследования выяв­ляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.

Экспериментальное исследование показало следующие данные:

· Основная стратегия самоутверждения, которую используют условно - осужденные – это стратегия самоподавления;

· Изучение личностных особенностей показало:

По шкале контроля случайных ответов у большинства испытуемых на высоком уровне (52%) Это значит, что результаты тестирования надежны, испытуемые читали вопросы, были внимательны, ответственно относятся к тестированию, заинтересованы в результатах.

По шкале тревожности у 40% испытуемых высокий уровень. Эти испытуемые склонны к сильному беспокойству, иногда без особой внешней причины (чувствительны к возможным неприятностям). 

По шкале импульсивность преобладает высокий уровень (40%). Это значит, что у большинства испытуемых деятельность недостаточно упорядочена.

По шкале аутоагрессии показатели разделились, и находятся на высоком и на низком уровне (по 34%).

· Для выявления корреляции между используемой стратегии самоутверждения и личностными особенностями мы использовали программу SPSS, версия 12.0, коэффициент корреляции Пирсона. Мы получили следующие данные.

Стратегия самоподавления характерна для лиц, отличающихся высоким уровнем тревожностью, неуверенностью в себе, ослабленным волевым контролем; что подтверждает вторую нашу гипотезу

Конструктивную стратегию самоутверждения используют те осужденные для личности, которых характерны следующие особенности: ранимость, способность управлять своими эмоциями, настроением, находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение, способность адекватно разряжать свои импульсы в конкретный момент, т.е. такие личности не склонны к риску, что подтверждает первую нашу гипотезу.

Агрессивную стратегию самоутверждения используют доминирующие личности, обладающие такими особенностями, как злопамятство, жестокость, унижение другого как средство стабилизации самооценки, склонность к насилию, потребность в острых ощущениях, что подтверждает часть нашей третьей гипотезы.

Для решения нашей 4 практической задачи мы разработали поэтапный курс выработки конструктивной стратегии самоутверждения с помощью развития способности управлять своими эмоциями, а так же понижением уровня тревожности.

На 1 этапе нужно выявить доминирующую стратегию самоутверждения с помощью опросника «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитина и Н.Е. Харламенковой. Далее для того чтобы понизить уровень тревожности, а так же выработать способность управлять своими эмоциями и настроением используем методы, которым необходимо обучить осужденного в рамках индивидуально-воспитательной работы.

Мы рекомендуем проводить работу с тревожными людьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Устранение нежелательных эмоциональных состояний.

К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

3) моторная регуляция.

На заключительном этапе проводится повторная диагностика ведущей стратегии самоутверждения.

 


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни».- М.:«Мысль», 1991 г. 301 с.

2. Агапов В.С. «Становление я-концепции в системе духовных потребностей подростков» : автореф. дис. …канд. пед. наук / В.С. Агапов. – М., 1994

3. А. Адлер «Понять природу человека».- С.Пб: «Академический проект» , 2000г. 256 с.

4. Б.Г. Ананьев «Человек, как предмет познания» - Л. 1968г.

5. Беличева, С. А. «Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних» : автореф. дис. ...канд. пед. наук / С. Беличева. - Л. , 1977. 18 с.

6. Бережной, Н. М. «Проблема человека в трудах К. Маркса» /

7. Н. М. Бережной. - М. : Высш. шк. , 1981. - 34 с.

8. Берсзин, С. А. «К вопросу о сущности самоутверждения личности» / С. А. Березин // Философские науки. - 1974. - № 2. - С. 40-47.

9. Р. Бернс «Развитие Я - концепции и воспитание»

10. Братченко, С. Л. «Введение в гуманитарную экспертизу образования
(психологические аспекты)»/ С. Л. Братченко. - М. : Смысл, 1999.
137 с.

11. А.В. Брушлинский «Проблемы психологии субъекта» - М.: «Институт психологии» РАН , 1994г. 109 с.

12. Л.Ф. Бурначук, С.М. Морозов «Словарь-справочник по психодиагностике»

13. Ведин, И. Ф. «Бытие человека» : деятельность и смысл / И. Ф.Ведин. - Рига : Зинатие, 1987. - 212 с.

14. Ведин, И.Ф. «Теорема личности»: дороги и тупики самосозидания / И. Ф. Ведин. — М. : Молодая гвардия, 1998. 237 с.

15. А.А. Гусейнов, Р.Г. Эпресян «Этика» - М.: 1998г. 461 с.

16. Догонадзе, М. Р. «Потребность врастания в общественные ценности в переходном возрасте»/ М. Р. Догонадзе // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей / под ред. III. П.
Чхартишвили. Тбилиси, 1974.-С. 163-171.

17. Додонов, Б. И. «Потребности, отношения и направленность личности»/ Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1973. - № 5. - С. 18-29.

18. А.Н. Ждан «История психологии» - М.: «Российское педагогическое агенство», 1997г. 442 с.

19. Каверин, С.Б. Психология потребностей [Текст]: учебно-методическое пособие / С. Б. Каверин. -Тамбов : [б. и. ], 1996. - 167 с.

20. И.С. Кон «Открытие Я» - М.: Политиздат, 1978г. 307 с.

21. Левитов, Н. Д. «Психология характера»/ Н. Д. Левитов. - М. : Просвещение, 1969. С. 405-415.

22. Леонтьев, А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность» / А. Н. Леонтьев,- М. : Мысль, 1975.

23. Леонтьев, Д.А. «Самореализация и сущностные силы человека»/ Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М. , 1997. С. 336-340.

24. Маслоу, А. «Самоактуализация»/ А. Маслоу // Психология личности: тексты. - М., 1982. С 18-116.

25. Д. Майерс «Социальная психология» - С.Пб.: «Питер» 1999г. 688 с.

26. Е.П. Никитин, Н.Е. Харнашенкова «Феномен человеческого самоутверждения» - С.Пб.: «Аистеня», 2000г. 224 с.

27. Дж. Пассмор «Сто лет философии» - М.: «Прогресс-Традиция», 1998г. 496с.

28. Петровская Л. «Самоутверждение: пути истинные и ложные: беседа психолога» - М.: «Знание», 1987 г. 64 с.

29. «Практикум по психодиагностике» Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карлинская «Московский университет», 1998г. стр.123-130.

30. Прохоров, А. О. «Теоретические и практические аспекты проблемы
психических состояний личности»/ А. О. Прохоров. - Самара : Изд-во пел. iiii-ia им. Куйбышева, 1991.-75 с.

31. «Психология» / словарь Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: «политиздат», 1990г.

32. Д. Рейнустер «Это в ваших силах» М.: «Прогресс», 1992г. 244 стр.

33. Розов, А. И. «Стремление к превосходству как одно из основных влечений» / А. И. Розов II Психологический журнал. - 1993. - Т. 14, № 6.-С. 134-138.

34. Рубинштейн, С. Л. «Основы общей психологии»: в 2 т. / С. Л, Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989.

35. Сайкина, Г. К. «Самоутверждение личности как мировоззренческая
проблема»: дис. ...канд. филос. наук / Г. К. Сайкина. - Казань, 1997. -154 с.

36. Сосновский, Б.А. «Мотив и смысл»: психолого- педагогическое исследование / Б. А. Сосновский. М. : Прометей, 1993. 197 с.

37. Солсо Р.Л. «Когнитивная психология» - М.: «Тривола», 1996г. 600 с.

38. Е.Г. Соколова «Проективные методы исследования личности» М.:«Московский университет», 1980г. 176 с.

39. Туев, В. А. «Человеческие потребности»: эскиз философской теории / В. А. Туев. Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1998. 263 с.

40. Цыбра, Н. Ф. «Самоутверждение личности социально-философский анализ» / Н. Ф. Цыбра. - Киев ; Одесса, 1989. - 160 с.

41. Чхартишвили, Ш. Н. «Потребность престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути и воспитания в переходном возрасте» / Ш. Н. Чхартишвили // Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей. - Тбилиси : Мецниреба, 1974. - С. 254.

42. Хекхаузен, Хайу «Мотивация и деятельность» - М.: «Педагогика», 1986г. 407 с., 1 том.

43.  Хекхаузен, Хайу «Мотивация и деятельность» - М.: «Педагогика», 1986г. 392 с., 2 том.



2019-07-03 270 Обсуждений (0)
Устранение нежелательных эмоциональных состояний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Устранение нежелательных эмоциональных состояний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)