Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Крепыш» г. Йошкар-Ола».



2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Крепыш» г. Йошкар-Ола». 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не достаточно для подготовки руки ребёнка к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребёнка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур [61, 96].

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации. Очень полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения. Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, вышивание, застёгивание мелких пуговиц. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой [69]. Очень полезны в старшем дошкольном возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев. Смысл пальчиковых игр заключается в том, что ребёнку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Задачей пальчиковой гимнастики является укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму нами использовалась методика, разработанная Т.В. Фадеевой [61, 79–136].

Упражнение 1.

Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2.

Ладошки лежат на столе. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3.

Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4.

На столе лежат 10 – 15 карандашей или счётных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5.

Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6.

Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить её в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7.

Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со старшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И. Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В. Фадеева) и др. [2]

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры [69]. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы [5; 8; 25]. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести скороговорку чётко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми [70; 75]. У кого из детей не получается, взять его руки в свои и вместе выполнять движения от начала до конца. В процессе работы над скороговоркой менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

Скороговорки должны быть подобраны по алфавиту. Например, звук «Б»: «Идут бобры в сыры боры». Обе ладони лежат на столе. Затем поочерёдно одна сжимается в кулак, другая распрямляется [76].

В группе детского сада необходимо иметь набор счётных палочек на каждого ребёнка, а также сделать (для разнообразия) пеналы из цветных спичек. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.

3. Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предложить сосчитать палочки каждого цвета.

4. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет.

5. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.

6. Самому придумать и сложить фигуру.

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, а особенно соревнование у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Педагог вместе с детьми анализирует: сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечает победителей. Наши наблюдения показывают, что особенно это задание нравится мальчикам.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Дети любят изучать буквы в игровой форме [69, 75]. Дети любят контур каждой буквы выложить из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков и т.п.) из пуговиц, сделать из бумаги, путём обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит), вылеплять из пластилина. Это ли не развитие моторики? Особенно такие занятия привлекали Катю И. и Аню Ш.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Многие методисты рекомендуют сделать пальчиковый театр, персонажами которого показываются небольшие игры – инсценировки, проведённые в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

Популярен «Театр пальчиков». Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев.

«Театр рукавичек» требует от взрослых умения из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.

С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в театр теней. В театре теней особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, движения. Сначала исполнителями должны быть взрослые, посмотрев, дети непременно захотят попробовать роль актёров. Дети узнают, как можно получить изображение птиц, животных и других персонажей путём складывания определённым образом пальцев.

Сначала получается не у всех детей сразу, но путём кропотливого труда результат «налицо», т. к. каждому хотелось хоть какую-нибудь фигуру показать. Дети и сами придумывают различные фигуры, соревнуются, у кого получится лучше. Оборудование простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму [72; 73].

К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из разноцветных бумажных полос). Ребёнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках [52]. Особенно это занятие приглянулось девочкам, которые используют поделки в играх с куклами, в кукольных домиках.

Плетение – один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию глазомера и координации движений пальцев, развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребёнку для обучения в школе. Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а также бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец её проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку. Дети с удовольствием дарят такие подарки мамам, бабушкам и девочкам на 8 Марта.

Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно – двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги.

Важную роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Из вырезанных фигурок дети составляли целые композиции – аппликации: мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы, девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Точность и координация движений развиваются у ребёнка в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать пуговицу с двумя отверстиями, а затем с четырьмя. Особенно мальчики гордились тем, что они могут шить также как и девочки. Всячески поощрялось желание детей рисовать в свободное время и не должны смущать детские каракули, ведь в рисунке ребёнок отражает окружающий мир, даёт волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Дети рисовали на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

Занятия по лепке с использованием природного материала – составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т.д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как «Попади в цель», «Дорожки». Детям старшего дошкольного возраста можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам. Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки.

Графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребёнок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретённые навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.

Во время занятий рисованием и штриховкой взрослым нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш [2, 49].

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал, широко применяется не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Воспитатели с удовольствие организуют занятий по мозаичной аппликации, которая используется для подарка, оформления групповой и раздевальной комнат, спортзала, лестничной площадки. Работа начинается от простого рисунка, который выкладывается разными геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат…). Это лисичка, жираф, белочка и т.д.

Детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые в дальнейшем можно использовать в играх, инсценировках. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства [52]. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Это древнее искусство, на редкость красноречиво, и, подобно водовороту увлекает в свой волшебный мир оживших образов, всякого, кто только может прикоснуться к нему. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идёт от простого к сложному. Дети с удовольствием выполняли маски для театра в стиле оригами.

При работе с ножницами, клеем дети учились правильно пользоваться материалами, инструментами, приобрели немало практических навыков и умений, развивали мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики [62, 34]. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5 – 7 минут. При выполнении штриховки ставятся следующие задачи [2, 59–73]:

1. Подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки).

2. Развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Фигурные линейки формируют умение составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по получившимся композициям (развитие речи, логического мышления, активизации творческих способностей).

Необходимо учить детей штриховать:

1) параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево;

2) по косым линиям, точкам;

3) круговыми линиями, полуовалами;

4) волнистыми линиями, петлями.

Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если притронуться к детской руке через некоторый промежуток времени, когда ребёнок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.

Кроме всего перечисленного, используются различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Работа по подготовке руки к письму начинается в старшей группе детского сада. Все работы воспитателем проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Цель графических упражнений:

1) научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;

2) научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх;

3) проводить линии в различных направлениях;

4) проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;

5) воспитывать умение сосредотачиваться.

Ребёнок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. «Дождик», «Дорожки», «Парашютисты», «Клубочки» (размотай и замотай), «Нарисуй фигуры» – вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся и наоборот. Чем больше получится, тем лучше.

На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические правила:

– как правильно сидеть;

– как положить руки, кисти рук;

– как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 – 2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Таким образом, на этапе подготовки детей к школе особенно велика роль практического психолога в организации диагностико-развивающей работы с детьми.

Сам процесс подготовки к письму требует от ребёнка физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и более того, на развитии детского организма. Чтобы избежать негативных последствий, используются самые разнообразные виды работ с учётом постепенного повышения сложности, что позволяет ребёнку без перегрузки, с учётом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

Разные виды деятельности определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Забота о здоровье ребёнка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

 



2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Крепыш» г. Йошкар-Ола». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Крепыш» г. Йошкар-Ола».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)