Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий



2019-07-03 202 Обсуждений (0)
Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Разработка национальной программы по внедрению экологически безопасных методов производства и экологически благоприятных продуктов с введением соответствующей ответственности товаропроизводителя и обеспечением контроля качеством продукции на протяжении всего его жизненного цикла.

Создание устойчивой структуры потребления, которая по количеству, качеству и структуре распределения благ обеспечит удовлетворение потребностей населения в пределах допустимой интенсивности использования природных ресурсов.

Принимаемые на стадии спроса жизненного цикла потребительских товаров и услуг меры по уменьшению ущерба окружающей среде дополняют действие традиционных мер по ограничению загрязнения окружающей среды, предпринимаемых на стадии предложения.

Одним из важных инструментов, направленных на обеспечение экологической безопасности производства и потребления пищевых продуктов, является экологическая маркировка продукции.

Экологические заявления производителей через использование специальной маркировки призвано информировать потребителей о благоприятных с точки зрения сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов свойствах продукта. Такой подход в значительной мере влияет на готовность населения платить за экологически благоприятные товары и услуги, мотивирует потребителей к покупке тех или других, в том числе - пищевых продуктов с улучшенными экологическими свойствами. Так, по опросам проведенным Агентством по охране окружающей среды Германии в 1993 г., 79,1% населения купили бы экологически благоприятные продукты при их сравнении с другими продуктами на потребительском рынке, для остальных 20,9% покупателей этот фактор не имел решающего значения.

Представляют теоретический и практический интерес данные зарубежных исследований и опросов о готовности населения платить за улучшенные экологические параметры и свойства продуктов, в том числе - пищевых. Данные обследования были выполнены в ЕС в 1997 г. в связи с оценкой влияния тары и упаковки продукции на окружающую среду, табл. 19.

 

Таблица 15 - Готовность населения Европейского Союза платить за экологически благоприятные продукты (1997 г.), в %

Готовы ли Вы платить более высокую цену за экологически благоприятные продукты В % от числа опрошенных
1. Нет, я не готов (а), платить более высокую цену 48,1
2. Я готов (а) платить более 5% обычной цены 36,4
3. Я готов (а) платить от 6 до 10% более обычной цены 12,3
4. Я готов (а) платить 11-15% более обычной цены 2.%5
5. Я готов (а) платить 16% и более обычной цены 0,8%

 

Следует отметить, что как для потребителей, так и для производителей должны быть четкая и ясная информация и маркировка экологических параметров и свойств продуктов с использованием общеизвестных обозначений, таких как «биопродукт», «Экологически чистый продукт», «Экологически благоприятный продукт» и т.д.

В табл. 20 приведены данные опроса, проведенного в Германии (1995 г.) об осведомленности населения об экологических параметрах продукции.


Таблица 16 - Осведомленность населения Германии об экологических свойствах продуктов по тем или другим видам маркировки

По каким знакам маркировки Вы узнаете, что продукт является экологически благоприятным Процент населения
1. Надпись «Биопродукт» 8%
2. Надпись «Экологически чистый» 8%
3. Надпись «Экологически благоприятный» 15%
4. Маркировка «Голубой ангел» 62%
5. Не знаю 21%

 

Что касается экологических параметров пищевых и других групп продуктов и товаров потребительского рынка, важное значение имеет тара и упаковка. Социологические опросы населения, как за рубежом, так и в России, показывают о недостаточной информированности потребителей об упаковке, которая подлежит повторному использованию и утилизации, табл. 21.

 

Таблица 17 - Осведомленность населения ФРГ (1993 г.) о маркировке тары и упаковки продукции, которая может утилизироваться и повторно использоваться

Что Вы думаете о маркировке «Der gruene Punkt"? Это означает: - «экологически чистый продукт» или - тара и упаковка продукции будет повторно перерабатываться и утилизироваться В процентах от числа опрошенных
1. Экологически благоприятный продукт 13%
2.Тара и упаковка определенно может перерабатываться и утилизироваться 68%
3. Не знаю 9%
4. С маркировкой не знаком (а) 10%

 

Что касается экологической маркировки продукции, которая применяется за рубежом для характеристики свойств пищевых продуктов и продуктов питания, то наибольшее распространение за последние годы получили следующие типы экологических знаков: Naturland (Германия), Bioland (Германия), demeter (Германия), Gaea (Германия), ECOVIN (Германия, для маркировки винных изделий), АЬ (Франция), Nature et Progres (Франция, Бельгия), Biogarantie (Бельгия), Biolabel (Люксембург), Transfair, Max Havelaar (Германия, Голландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Hand in Hand (Германия), Lebensraum (Германия) и др.

Следует отметить, что право нанесения экологической маркировки (знака) связано с необходимостью выполнения ряда требований, удовлетворяющих определенным экологическим критериям. При этом подтверждение соответствия стандартам и иным требованиям, установленным нормативными документами, является обязательным.

Таким образом, экологические знаки присваиваются продукции, в нашем случае - пищевым продуктам, которая обладает определенным экологическим преимуществом перед аналогами по функциональному назначению. Тем самым обеспечивается необходимая мотивация для производителей и потребителей данной продукции, создаются предпосылки и механизмы для защиты экологической безопасности потребительского рынка.

В настоящее время на российском потребительском рынке появились ряд товаров, в том числе - пищевых продуктов, которые в той или иной мере декларируют экологические свойства и характеристики. Так, к примеру, ЗАО Племзавод «Коммунарка» Московской области производит «экологически чистое молоко». Ряд российских заводов выпускают масло, которое также представляется на рынке как экологически чистое. ООО «Сабред», г. Москва выпускает хлебцы «Самарские», также снабжая их информацией как экологически чистый продукт, который выводит из организма токсины, соли тяжелых металлов, радионуклеиды за счет наличия в хлебе большого количества клетчатки (отрубей), являющихся естественным волокнистым энергосорбентом. 000 «Плюшка», г. Самара выпускает «Хлеб XXI века", также, судя по рекламе, экологически чистый продукт, который рекомендуется для профилактики лечения заболеваний, вызванных неблагоприятной экологической обстановкой.

Отметим, что ЗАО «Серебряный источник» производит и поставляет на рынок Костромскую экологически чистую родниковую воду «Святой источник». Фирма «Горизонт», г. Черкесск выпускает экологически чистые российские изделия с наполнителем из натуральной шерсти (одеяла, матрацы, подушки, спальные мешки и т.д.).

В этих условиях, как у потребителей, так и у производителей продукции возникает вопрос о правомерности и объективности использования экологической символики, экологических аспектов и характеристик товара и продукта в качестве рекламы, в целях конкурентной борьбы, наконец, для стимулирования производства и потребления экологически благоприятной продукции.

Указанные параметры продукции в значительной мере интересуют также торговые фирмы, а также снабженческие организации, которые являются связующим звеном между производителем и потребителем продукции.

Основными условиями мировой практики сертификации являются следующие:

• на сертифицируемый объект должен существовать нормативный документ;

• должны быть установлены стандартизованные методы оценки и средства измерении показателей сертифицируемого объекта;

• должен осуществляться непрерывный надзор за деятельностью по сертификации аккредитованными независимыми и компетентными органами.

Сертификация по экологическим требованием является эффективным, отвечающим современным условиям развития механизмом управления в сфере природопользования и оздоровления окружающей среды. Действие этого механизма распространяется в двух основных направлениях: а) обеспечение экологической безопасности; б) улучшение окружающей среды путем гармонизации работ по охране окружающей среды с устойчивым развитием экономики.

Первое направление обеспечивается введением обязательной сертификации по требованиям экологической безопасности (в случаях опасности для здоровья людей и возможного вредного воздействия на состояние окружающей среды, природных ресурсов). Второе направление работ является предметом деятельности по добровольной сертификации.

Введение Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям признано обеспечить:

реализацию требований законодательства в области охраны окружающей среды при ведении хозяйственной деятельности; внедрение экологически безопасных производств, технологических процессов;

соблюдение требований экологической безопасности и предотвращение загрязнения окружающей среды в обращении с отходами производства и потребления, а также при производстве, эксплуатации и ликвидации различных видов продукции;

предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, отходов, технологий и услуг.

При сертификации по экологическим требованиям решаются такие задачи, как создание условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке. Этой цели отвечает экологическая сертификация природных объектов, природных ресурсов и технологических процессов.

Вторая задача, связанная с введением экологической сертификации, связана с подтверждением показателей качества окружающей среды, товаров, работ и услуг природоохранного назначения, заявленных изготовителями. Этой цели отвечает экологическая сертификация технологических процессов, оборудования и т.д.

При развитии сертификации по экологическим требованиям следует учитывать имеющийся опыт в данной области за рубежом, где работы по экологической сертификации развиваются по следующим основным направлениям:

• путем присвоения экологического знака (маркировки продукции), а

также технологическим процессам, безопасным в экологическом

отношении;

• на основе стандартов предприятий (фирм), с учетом экологических требований евростандартов и директив ЕС;

• путем включения экологических требований в нормативную документацию на продукцию.

Следует подчеркнуть, что в последние годы наблюдается совмещение указанных выше трех направлений экологической сертификации. Правовой основой для проведения работ по сертификации являются национальные законы об охране окружающей среды, о защите прав потребителей, о сертификации продукции и услуг, в соответствии с которыми может проводится как обязательная так и добровольная сертификация продукции и услуг.

В 1992 г. с принятием Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в России была введена обязательная сертификация товаров (работ, услуг), «на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды».

В экономически развитых странах подтверждение соответствия определенным экологическим требованиям осуществляется в различных формах. Широкое распространение получили декларации о соответствии, то есть заявление производителя - «первой стороны» - поставщика, продавца, исполнителя о соответствии произведенного им объекта определенным нормативным требованиям. Экологическая маркировка продукции и является формой подтверждения объекта определенным требованиям в отношении окружающей среды и использования природных ресурсов.

Объекты и суммы сертификации по экологическим требованиям можно подразделить следующим образом:

Объекты окружающей среды, природные ресурсы (определенные границами участки территорий) для сохранения и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, флоры, фауны и ландшафтов, а также объекты окружающей среды, предназначенные для хозяйственного использования и др.

В данном случае осуществляется оценка воздействующих антропогенных факторов (учет, анализ результатов экологического контроля, отбор и анализ проб сточных вод, промышленных выбросов в атмосферу), оценка расхода и изъятия ресурсов и соответствия другим экологическим требованиям, специфическим для сертифицируемого объекта).

Отходы производства и потребления. При этом осуществляется проверка соблюдения нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, нормативов биологических загрязнений и радиации. Схемы экологической сертификации здесь осуществляется путем применения процедуры экологического аудирования и эколого-экономического анализа состояния производства, где образуются отходы.

Сертификация систем качества, систем управления окружающей средой и технологических процессов накопления, перемещения, переработки, утилизации, хранения, захоронения отходов. Она осуществляется путем проведения анализа отходов, оценки содержания в них нормируемых загрязняющих веществ, степени их воздействия на окружающую среду.

Экологические требования к технологическим процессам. Процессу проверки здесь подлежат сырье и других материалы и веществ, используемых в технологическом процессе (соблюдение экологических требований к ним, а также при их транспортировке и хранении). Кроме того, осуществляются испытания технологического процесса (выявление источников воздействия на окружающую среду и оценка их воздействия на окружающую среду), а также проверка выпускаемой продукции на предмет ее воздействия на окружающую среду.

Производство товаров, работ и оказание услуг природоохранного назначения (например, производство экологически чистой продукции).

Схемы экологической сертификации осуществляется путем экологического аудирования и анализа технической документации, обеспечивающей качество проводимых работ и услуг, путем оценки их воздействия на окружающую среду.

Основными этапами проведения сертификации по экологическим требованиям, являются:

а) предварительный анализ и оценка представленной заявителем документации;

б) проверка и оценка состояния объекта сертификации на предприятии;

в) определение соответствия систем качества требованиям нормативных документов;

г) принятие решения о сертификации, регистрации и выдаче сертификата соответствия;

д) инспекционный контроль сертифицированной системы качества. На каждом из этих этапов может проводиться экологическое аудирование. В процессе подготовки к сертификации может также осуществляться процедура экологического консалтинга.

В качестве одного из первых примеров применения экологической маркировки продукции на основе ее экологической сертификации можно привести знак «Свободно от хлора» по ГССТ Р 51150-98 с целью подтверждения соответствия продукции требованиям отсутствия в ней искусственных хлорорганических соединений, в том числе диоксидов. Данным знаком могут маркироваться таите виды продукции, тары и упаковки, как продукция лесного хозяйства и лесозаготовок; древесина, целлюлоза, бумага, картон, фибра и изделия из них; полимерные изделия (волокна, нити, мастики, эмали, грунтовки, удобрения); товары народного потребления, игры, игрушки.

Данный стандарт, однако, не распространяется на продовольственную и фармацевтическую продукцию и комбикорма.

Таким образом, в данном случае наличие объективной маркировки продукции на основе процедуры ее экологической сертификации подтверждает отсутствие загрязнения окружающей среды хлорорганическими соединениями в процессе изготовления, обработки, хранения, переработки и утилизации определенной группы продукции.

Использование экологической маркировки продукции в России является одним из перспективных направлений развития форм. подтверждения соответствия определенным критериям ее экологичности. В настоящее время такая система находится в стадии формирования.

В настоящее время общепринятыми в мировой практике являются процедуры сертификации продукции как деятельности по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным соответствующими правовыми и нормативно-методическими документами. В широком смысле экологическая сертификация - разновидность сертификации качества продукции и технологий. С точки зрения экологической политики и практики реализации природоохранных мероприятий это один из реальных инструментов и рычагов экологизации промышленного,

сельскохозяйственного производства, транспортного сектора и всех сфер потребления, включая торговлю.

С точки зрения производителей, - это средство расширения рынка и укрепления позиций в конкурентной борьбе, один из тех факторов, которые могут оказать позитивное воздействие на возможности сбыта продукции предприятий-производителей, на улучшение имиджа предприятия и компании в целом. С точки зрения потребителя, - это подтверждение того, что продукт или технология в том или ином смысле экологичны.

В целом, если продукция изготовлена из экологически благоприятного сырья, либо из вторичных материалов, либо с использованием малоотходной или ресурс- и энергосберегающей технологии, либо сама является в том или ином смысле экологически чистой и безопасной, то предприятия-изготовители и торгующие фирмы стараются использовать это обстоятельство в маркетинговых, в том числе в рекламных целях.

В мировой практике проводится два основных вида экологической сертификации: а) экологическая сертификация продукции и б) экологическая сертификация способа ее производства. Второй вид экосертификации осуществим в том случае, если, например, проводится реконструкция производства, либо вводится в действие новое предприятие и при этом внедряются экологически чистые (ресурсо-, энергосберегающие) технологии. В целом любые технологии, внедрение которых в качестве основной цели преследует ресурсо- и энергосбережение, могут рассматриваться в качестве одного из видов экологически ориентированных технологий.

При этом понятие "экологическая сертификация" распространяется на технологические процессы, а также на сырье и готовую продукцию, обладающую определенными преимуществами в отношении экологической чистоты и производимую с использованием ресурсосберегающих и безотходных технологий, по сравнению с аналогичной продукцией. Товары, подтвердившие свое соответствие установленным критериям экологической чистоты в результате проведенных испытаний, может маркироваться специальным знаком.

Мировая практика и российское законодательство разделяют два вида сертификации - обязательную и добровольную. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации определены Законом РФ "О сертификации продукции" (1993 г.). В соответствии с данным законом сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Обязательная сертификация продукции в России начала реализовываться прежде всего в пищевой отрасли, связанной, в первую очередь, с безопасностью для жизни и здоровья человека. Так, на продукты питания в настоящее время выдаются сертификат соответствия и гигиеническое свидетельство. Однако, выдача названных сертификатов на готовый продукт не всегда означает безопасность его для человека и окружающей среды, поскольку на потребителя и окружающую среду могут оказывать вредные воздействия такие факторы, как тара, упаковка и др. Обязательной сертификации подлежат товары (работы и услуги), на которые законом установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и сохранения окружающей среды.

Основными задачами системы экологической сертификации являются:

• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояние окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;

• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;

• защита потребителей от приобретения товаров (услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества, или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;

• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.

Очевидно, что экологическая сертификация призвана сделать потребителя и производителя равными партнерами, поскольку в условиях рынка именно она упорядочит и сделает цивилизованными их взаимоотношения. В рыночных условиях она, прежде всего, нужна тому, кто не имеет возможности напрямую воздействовать на изготовителя и, по существу, беззащитен перед ним, т.е. потребителю.

В настоящее время широкое распространение за рубежом получила сертификация систем управления качеством продукции на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9000 и ISO 14000. В России также начаты работы по сертификации таких систем, ряд отечественных предприятий получил сертификаты соответствия. В 1999 г. такой сертификат получило предприятие «Топливные системы», г. С.Петербург. В 2000 г. сертификат системы управления окружающей средой на основе стандарта ISO серии 14001 получило ЗАО "Вологодский подшипниковый завод". Данная работа проводилась в сотрудничестве с Немецким обществом по сертификации систем качества - DQS.

Наличие такого сертификата является определенным гарантом устойчивости выпуска предприятиями продукции, отвечающей стандартам, в том числе - по экологическим требованиям, стимулирует привлечение инвестиций, а также способствует формированию у предприятия, фирмы благоприятного экологического имиджа. Так, к примеру, Госстандарт России в 1998 г. утвердил программу добровольной сертификации систем качества малых пекарен в г. Москве, получившую название "Моспек". Объявленная программа сертификации носит добровольный характер. Наличие сертификата "Моспек" подтверждает, что в пекарне созданы условия для выпуска качественной продукции (технологическое обеспечение, санитарно-гигиенические стандарты и экологическая безопасность),

Для информирования населения и потребителей хлебобулочных изделий в магазины направляются специальные информационные листки, которые содержат данные о химических показателях, радиационной безопасности продукции, ее энергетической ценности, потребляемом сырье для ее производства и др. В перспективе предполагается выпускать специальные экологические заявления для информирования потребителей, поставщиков сырья, природоохранные органы и население о деятельности 000 «Волбо» по внедрению системы экологического менеджмента.

В рамках комплекса стандартов ISO серии 14000 разрабатываются также стандарты по экологической маркировке продукции, призванные создать единую нормативную базу в этой области, способствующую преодолению торговых барьеров.

Компании, внедряющие международные стандарты ISO серии 14001 в результате повышения эффективности производственных процессов получают значительную экономию затрат. Это принуждает компании концентрировать усилия на таких объектах управления, как обращение с отходами, энергозатраты и сырьевые материалы.

В настоящее время в России реализуется национальная программа поддержки отечественного товаропроизводителя, в рамках которой все более актуальным направлением является формирование рынка экологически чистой (безопасной) продукции.

С этой целью Международным экологическим фондом. Национальным фондом защиты потребителей совместно с рядом заинтересованных министерств, ведомств и организаций проводятся Международные выставки «Экологически безопасная продукция». Одновременно, для пропаганды и продвижения как на внутренний, так и на внешний рынок экологически чистой и безопасной продукции, проводится конкурс предприятий -производителей и поставщиков такой продукции.

Предприятия и организации и выпускаемая ими продукция, победившие в конкурсе, вносятся в реестр производителей и поставщиков экологически безопасной продукции. Этим предприятиям предоставляется право использования специальной экологической маркировки при выпуске данной продукции.

В Приложениях 4, 5 представлен составленный автором Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной продукции, отвечающей экологическим требованиям, а также Реестр и характеристика продукции, работ и услуг некоторых участников национальных выставок «Экологически безопасная продукция» (производители и поставщики экологически благоприятной продукции, работ и услуг). Очевидно, что экологический имидж товара отвечает не только запросам потребителей, но и интересам производителей, поскольку значительно повышает конкурентоспособность товара и предприятия, а также положительно сказывается на деловой репутации товаропроизводителей.

Кроме того, в результате сложившейся практики экологической маркировки благоприятной продукции потребители получают эффективный инструмент, позволяющий им выбрать изделия, произведенные в соответствии со всеми экологическими требованиями из экологически безопасного сырья.

Для участия в конкурсе предприятия-заявители должны, кроме образцов продукции, представить в конкурсную комиссию определенный пакет документов, в том числе сертификат соответствия Госстандарта России, гигиенический сертификат Минздрава России, а также оценку экологического состояния предприятия и выпускаемой им продукции. В состав комиссии (жюри) по присвоению продукции сертификата ее экологической безопасности, на наш взгляд, должны входить представители природоохранных органов, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производители и потребители, союзы и ассоциации защиты прав потребителей, независимые экоаудиторские фирмы и др.

В связи с реализацией договора о партнерстве и сотрудничестве России с Европейским Союзом и намерением России присоединиться к Всемирной торговой организации товаропроизводителей (ВОО) существенно повышаются требования к российским экспортно-ориентированным производителям и выпускаемой ими продукции по соблюдению экологических норм и привил в соответствии с международными стандартами. В этой связи главное внимание уделяется вопросам соблюдения предприятиями требований природоохранительного законодательства и переход на международно-признанные процедуры экологического управления в соответствии с международными стандартами ISO серии 14000.

Вследствие этого наибольшее значение начинает приобретать система управления окружающей средой по международным стандартам ISO серии 14000, который с 1998 года принят и введен в действие Госстандартом России и является Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ССО 14000.

В соответствии с этими стандартами вводится проведение экологического аудирования предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства. Процедура экоаудита содержит исследование целого ряда аспектов деятельности проверяемого объекта, в том числе анализ производственной документации с целью оценки ее соответствия экологическим требованиям. Кроме того, данная процедура позволяет оценить с экологической точки зрения состояние производства, оборудования, технологических процессов, территории, исходного сырья и готовой продукции на всех стадиях производства. В результате такого всестороннего анализа может быть подготовлено квалифицированное экоаудиторское заключение об экологической безопасности производства в целом и экологической чистоте выпускаемой продукции.

Экологически безопасной продукция может считаться только в том случае, если она не наносит вреда окружающей природной среде на всех стадиях ее жизненного цикла - от проектирования до утилизации. Именно этот постулат подтверждается экоаудиторским заключением.

В настоящее время невозможно производить экологически безопасную продукцию, не предъявляя нормативных требований к системе управления окружающей средой на предприятии.3.2. Экономическое стимулирование предприятий по внедрению систем экологического управления и оздоровлению окружающей среды.

В соответствии с разработанными рекомендациями в ООО «Волбо» и ООО «В Раменках» внедрена система экологического управления, которая базируется на международных стандартах ISO серии 14000. Данная система, в частности, включает принятие документов, регламентирующих ответственность и компетенцию руководителей и персонала на воздействие предприятия на окружающую среду, устанавливает порядок учета экологических затрат и отражение их в бухгалтерской отчетности, безопасное обращение с отходами производства и потребление, усиление роли экологического фактора при поставках сырья и готовой продукции, периодическое проведение процедуры экологического аудита и др.

Очевидно, что без заинтересованности предпринимателя в прибыльности дела сложно рассчитывать активное участие малого бизнеса во внедрении принципов экологического управления. Позитивным примером применения принципов заинтересованности в деятельности малых предприятий по оздоровлению окружающей среды стал закон г.Черкесска о ставках и льготах по налогу на прибыль, которым предусмотрена возможность уменьшения этого налога на 25%, что в какой-то степени учитывает величину фактически производимых затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе или в связи с развитием экологически ориентированного производства. Аналогичные местные законы приняты также в Орловской и Владимирской областях.

Развитие экологически ориентированного бизнеса в России требует адекватной системы экономического регулирования, направленной на поддержку предприятий и организаций, осуществляющих меры по оздоровлению окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Такая форма стимулирования должна охватывать как предприятия, которые соблюдают в своей деятельности основные принципы экологической безопасности, так и фирмы, непосредственно занятые в сфере экологического предпринимательства. Среди мер по экономическому стимулированию экологического бизнеса можно выделить следующие:

• налоговые льготы (изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, налоговый кредит, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков);

• понижение размера платы за размещение отходов за внедрение технологий, обеспечивающие уменьшение количества отходов;

• применение ускоренной амортизации основных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами;

• введение акцизных экологических налогов и сборов, которые включаются в цену продукции, загрязняющей окружающую среду на стадии ее производства и потребления, в зависимости от содержания в ней какого-либо компонента (акцизные налоги на одноразовую упаковку, аккумуляторы и батарейки, содержащие кадмий и ртуть, пестициды, озоноразрушающие вещества);

• применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

• расширение практики использования залоговых цен на многоразовую посуду и упаковку и повышение их стимулирующей роли в целях ресурсосбережения и охраны окружающей среды;

• применение дифференцированного подхода к предприятиям, производящим товары, работы и услуги, направленные на экологическую реабилитацию территории, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан и т.д. (корректировка платежей за природные ресурсы в части арендной платы за землю и объекты недвижимости, финансовая поддержка из экологических фондов и др.).Основным инструментом реализации льгот для малого предпринимательства можно рассматривать также фонды поддержки малого предпринимательства, которые могут быть как государственными, так и муниципальными. Указанные фонды - это некоммерческие организации, в уставном капитале которых принимают участие различные органы управления, в том числе - муниципальных, для которых должна быть не менее 50%.

Главным направлением деятельности этих фондов является разработка предложений по установлению налоговых льгот и выделению бюджетных средств на поддержку малого бизнеса.

При использовании бюджетных средств кредитование отдельных проектов малого бизнеса, в том числе - экологических, охватывает несколько этапов, включая отбор и оценку проекта по всем его социально-экономическим и экологическим параметрам и направлениям воздействия на состояние окружающей среды. Отбор проектов для целей малого бизнеса должен охватывать следующие стадии:

•Предварительная экологическая проверка проекта;

• Оценка уровней риска;

• Идентификация и оценка экологического риска/факторов воздействия;

• Экологический обзор;

• Экологический аудит;

•Управление экологическим риском и стратегия контроля риска;

• Экологический мониторинг кредита.

Проверка экологической ситуации представляет собой процесс проверки всех аспектов сделки (будь то кредитование или участие в акционерном капитале) для выявления наличия потенциальных экологических рисков и ответственности фонда или банковского учрежденияИ принятия соответствующих мер по управлению риском и мониторингу, Распространение процедур проверки экологического состояния на все области кредитования повысит рентабельность портфеля кредитов за счет выявления источников будущих экологических рисков и ответственности на ранней стадии процесса экспертизы кредита.

В процессе финансовой поддержки малого бизнеса фонды поддержки малого предпринимательства и другие финансовые учреждения могут быть подвержены следующим основным видам экологических рисков и ответственности:

• Повышенные кредитные риски (финансовые риски);

• Риски по ответственности (юридические риски).

• Риски, угрожающие репутации.

Кредитование или участие в акционерном капитале также может создавать риски.

Повышенные кредитные риски: косвенная ответственность. Большинство случаев экологической ответственности возникает в результате следующей ситуации: клиент нарушает экологические правила или нормы и из-за взимаемых за это сборов или штрафов утрачивает способность погасить кредит. Процедуры проверки экологической ситуации позволяют установить такие случаи и соответственно скорректировать условия кредита. Повышенные кредитные риски могут также возникать при изменениях структур спроса на рынках конечных пользователей (например, при изменении товарных стандартов).

Ответственность кредитора отличается от косвенной ответственности тем, что кредитор становится непосредственно ответственным за издержки, связанные с экологическим нарушением (то есть в случае наступления совокупной и раздельной ответственности за экологические нарушения.

Риски могут быть связаны с формами предоставления средств, например, следующим образом: участие в акционерном капитале.

Вопрос об экологической ответственности возникает с особой остротой в связи с приватизацией. Министерство экономики России может предоставлять покупателям возмещение затрат на очистку на основе экологических ревизий, проведенных до заключения



2019-07-03 202 Обсуждений (0)
Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)