Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ



2019-07-03 254 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Необходимость совершенствования системы антикризисного управления ВТБ определяется современными требованиями со стороны государства, регулирующих органов, международных финансовых организаций и рейтинговых агентств, а также и быстрыми темпами развития ВТБ в качестве крупной международной Банковской группы.

Использование механизмов антикризисного управления в Банковской группе ВТБ позволяет усиливать взаимодействие банков – участников Группы ВТБ и осуществлять контроль за ними со стороны Головного банка. Также корпоративное управление помогает регулировать вопросы совместной деятельности организаций, входящих в Группу, в целях защиты интересов клиентов и акционеров Банка, решать задачи по оформлению и проведению управленческих решений.

Система антикризисного управления Группы ВТБ призвана обеспечить эффективную работу органов управления дочерних банков, адекватную процедуру взаимодействия с акционерами дочерних организаций, включая обеспечение защиты миноритарных акционеров, необходимый уровень раскрытия информации на сайтах дочерних банков, активную социальную деятельность банков Группы на основе согласованных принципов и подходов.

В 2005 - 2006 годах были сформированы основные элементы системы корпоративного управления Банковской группы ВТБ.

В 2005 году ВТБ начал внедрение матричного подхода для управления Группой. На основании матричного подхода ВТБ одновременно является банком - участником Группы и головной организацией, которая управляет дочерними структурами. Организационно-административное управление осуществляет Департамент корпоративного развития и финансовых активов, а бизнес-блоки и департаменты ВТБ осуществляют координацию соответствующих функциональных направлений деятельности, отвечая за выполнение бизнес-показателей как в рамках Головного банка, так и по Группе в целом. В рамках этой системы в 2005 году был создан и в 2006 году начал свою работу Управляющий комитет банковской Группы (УКБГ), выполняющий функцию межбанковского координационного органа управления. УКБГ несет ответственность за утверждение бизнес-планов Группы и дочерних банков, унификацию стандартов и политик (в том числе системы управления рисками), оптимизацию бизнес-процессов, надзор над корпоративным управлением и формирование единой корпоративной культурой Группы.

В рамках УКБГ были специально созданы координационные комиссии для работы по функциональным направлениям:

· комиссия по развитию корпоративного бизнеса;

· комиссия по планированию, бюджетированию и формированию управленческой отчетности;

· комиссия по внутреннему контролю и аудиту;

· комиссия по управлению персоналом;

· комиссия по управлению системой брэндов и маркетинговыми коммуникациями;

· комиссия по внутреннему контролю в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

· комиссия по развитию бизнеса с финансовыми учреждениями;

· комиссия по управлению активами и пассивами;

· комиссия по контролю за рисками.

В процессе своей работы Комиссии в 2006 году начали внедрение единых стандартов деятельности Группы ВТБ.

В частности, все банки Группы перешли на единый бренд. Были разработаны общие подходы банков Группы в области планирования, бюджетирования и отчетности, включая управленческую отчетность по МФСО. Началось внедрение единой клиентской политики в отношении крупных корпоративных клиентов, а также общих принципов работы с финансовыми учреждениями. Начал осуществляться постепенный переход к единым методам управления рисками с учетом международных требований по достаточности капитала и Базельских соглашений, а также требований надзорных органов стран, где работают банки Группы. Началась разработка единой политики управления персоналом в рамках Группы. В Группе начала функционировать единая система внутреннего контроля, активно внедряются единые принципы противодействия легализации денежных средств, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

Существующая в ВТБ система корпоративного управления соответствует требованиям Банка России и российского законодательства.

В рамках совершенствования корпоративного управления Группы ВТБ в 2006 году осуществлялась реорганизация составов Наблюдательных Советов дочерних организаций, был начат процесс по оптимизации организационных структур дочерних банков с целью их приведения в соответствие с организационной структурой Головного банка. Активно используются процедуры корпоративного управления для оформления и проведения управленческих решений в рамках Группы органами управления дочерних банков в строгом соответствии с законодательными требованиями стран их нахождения.

Отдельным направлением деятельности в рамках корпоративного управления стало участие сотрудников Банка в различных проектах по совершенствованию законодательных норм в этой области. Так, в связи с необходимостью внесения дополнений в банковское законодательство России, определяющее правовой статус банковских холдингов и групп в 2006 году была создана совместная с Банком России Рабочая группа по изучению возможностей юридического оформления Группы ВТБ в финансовый холдинг. Помимо этого, представители Банка принимают участие в деятельности Рабочей группы, созданной при Национальном Совете по корпоративному управлению, которая участвует в разработке предложений по совершенствованию Федерального закона «Об акционерных обществах».

В 2006 году ВТБ принял участие в проводимом компанией Standard & Poors исследовании информационной прозрачности ведущих российских банков. Результаты исследования показали возросший уровень информационной открытости Банка и его соответствие лучшей российской практике в этой области.

В ближайшей перспективе планируется продолжение работы по совершенствованию управления Группой с учетом имеющихся различий в законодательстве стран нахождения банков – участников Группы и возникающих в этой связи ограничений, а также в связи с подготовкой к первичному размещению акций ОАО ВТБ на российском и международном рынках.

В 2007 году ВТБ планирует усилить контроль за деятельностью банков Группы и повысить ее координацию. В течение 2007 года планируется через работу Координационных комиссий по функциональным направлениям деятельности продолжить внедрение единых стандартов, методов и подходов, обеспечивающих эффективное функционирование Группы по различным направлениям деятельности. Планируется внедрить единые системы управления активами, пассивами и ликвидностью Группы, расширить продуктовую линейку для клиентов Группы, оптимизировать процедуры проведения совместных проектов банков – участников Группы. Будут активно прорабатываться вопросы организации единого информационного пространства, включая внедрение единого электронного документооборота, общих автоматизированных банковских систем. Начнет свою работу Комиссия по развитию инвестиционного бизнеса Группы.

Продолжается развитие розничного бизнеса в России, координируемого специализированным розничным банком Группы - ВТБ 24. В 2007 году розничный банк будет также координировать данное направление и в СНГ, для чего в его рамках создается специальное подразделение.

В процессе внедрения единых принципов и подходов, планируется максимально эффективно использовать лучшую практику, действующую в банках, входящих в Группу, а также результаты изучения опыта успешно работающих международных банковских холдингов.

Было принято решение о дальнейшем повышении информационной открытости Банка, принимая во внимание активное развитие ВТБ в качестве международной банковской группы. В связи с этим планируется ряд таких мероприятий, как включение в Наблюдательный совет Банка двух независимых директоров, создание Комитета по аудиту, дальнейшая разработка внутренних нормативных документов по корпоративному управлению, включая Политику по сделкам с собственными акциями, Кодексы корпоративного поведения и этики, Дивидендную политику, Политику раскрытия информации и т.п.

Будет продолжена оптимизация процедуры взаимодействия с акционерами Банка в части разработки мероприятий по обеспечению защиты миноритарных акционеров, выявлению и урегулированию возможных корпоративных конфликтов, обеспечению конструктивного диалога с институциональными инвесторами, предоставлению акционерам всей необходимой им информации, в том числе по их запросам. В этих целях в Банке создано специальное подразделение по работе с инвесторами и аналитиками.

В 2007 году ВТБ будет повышать внутреннюю и внешнюю информационную открытость, увеличит количество и качество общедоступной информации о деятельности банка и его дочерних структур.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование целей и стратегии антикризисного управления исходит из особенностей современного макросистемного социально-политического процесса. Сегодня, если не учитывать внешнеполитические факторы, закрепление узко сырьевой специализации российской экономики в мировом хозяйстве и “мягкая конфедерализация” страны наталкивается на два важнейших ограничения:

а) сохранение относительно высокого уровня потребления и промышленного потенциала (при спаде производства в два раза потребление сократилось на 20%, а мощности и занятость в материальном производстве - примерно на 1/4);

б) наличие мощного протестного потенциала, находящегося преимущественно в левом идеологическом поле.

Приход левоцентристского правительства создает потенциальную возможность для снятия этих ограничений. В случае, если в ближайшие два-три месяца кризисные явления не будут купированы, высока вероятность следующего сценария:

· консолидация сил праволиберального политического спектра и их смыкание с право-националистическим крылом;

· перемещение части протестного потенциала в правое либерально-националистическое идеологическое поле;

· стихийная регионализация (по крупным экономическим зонам) и формирование “параллельного центра”;

· смена политико-экономического режима, включающая дискредитацию и уход левоцентристского правительства, ликвидацию левого политического спектра и установление либерально-националистического авторитарного режима;

· формирование нового экономического порядка, включающего обеспечение сырьевого экспорта при сниженном уровне благосостояния, приоритет обслуживания внешнего долга и соблюдения прав внешних инвесторов при минимизации социальных гарантий.

Таким образом, ключевой задачей правительства является не “оживление промышленности и переход к экономическому росту”, а стабилизация ситуации - снятие наиболее острых кризисных экономических проявлений и удержание уровня жизни населения. Срок реализации этой задачи ограничен двумя - тремя месяцами.

С учетом скорости распространения волны инфляции, идущей из Москвы в регионы, и масштабов снижения товарных запасов, первый пик кризиса системы жизнеобеспечения населения придется на конец сентября - начало октября. При этом возможности управления в кризисной фазе определяются теми ресурсами, которыми реально располагает правительство. Необходимо признать, что их объем критически недостаточен для того, чтобы радикально улучшить ситуацию.

Существующие организационные структуры и кадры не приспособлены для управления в кризисной ситуации. В то же время, властно-политические полномочия правительства, ограниченные Конституцией и реальной конфигурацией политических игроков, не позволяют осуществить их быструю перестройку. При этом неизменность правового поля (в первую очередь Конституции) является императивом действий власти, поскольку именно это является сейчас важнейшим фактором, препятствующим региональному сепаратизму.

Валютные резервы, составлявшие в начале сентября 7-8 млрд. долл. (без учета драгметаллов), едва обеспечивают выплаты по внешнему долгу, необходимые для того, чтобы избежать суверенного дефолта. Возможности их пополнения ограничены тем, что за последний месяц экспортно-финансовый сектор превратился в “черную дыру”, через которую происходит масштабная утечка капитала.

Информационные ресурсы (СМИ) в значительной мере неподконтрольны правительству. Как показывает контент-анализ, ряд СМИ уже начал формировать негативный образ нового кабинета как элемента “ползучего левого переворота”, ассоциации нового правительства с ситуацией краха потребительского рынка 1991 г.

Правительство не располагает достаточной коалиционной и политической поддержкой, которая обеспечивала бы осуществление “сильных действий” даже в рамках действующего законодательства (проведение национализации, банкротств и санаций и т. п.). В случае таких действий можно ожидать формирования единого фронта регионов, экспортеров и финансовых олигархов, направленного против правительства. В то же время политическая поддержка правительства левым крылом достаточно условна и будет ослабевать в случае усиления кризиса и/или по мере приближения парламентских и президентских выборов.

На первый план в ближайшее время выходят следующие десять целей антикризисной стратегии.

1. Расширение коалиционного потенциала правительства. Создание механизма солидарной (консолидированной) ответственности правительства, регионов, производственных и финансовых корпораций и профсоюзов за преодоление острой фазы кризиса. Обеспечение позитивной и конструктивной позиции СМИ.

2. Предотвращение масштабного спада уровня жизни, поддержка потребления и функционирования социальной инфраструктуры. Создание универсального (по отношению к регионам) механизма индексации доходов населения и ресурсного обеспечения товарооборота.

3. Обеспечение функционирования платежно-расчетной системы.

4. Нормализация отношений с международными финансовыми организациями, включая Лондонский и Парижский клубы, и крупнейшими иностранными инвесторами.

5. Перекрытие каналов утечки капитала и долларизации экономики. Пополнение золотовалютных резервов до уровня 16-18 млрд. долл. Надежное обеспечение платежеспособности по внешним обязательствам государства.

6. Восстановление доверия населения к банковским институтам. Создание системы государственного страхования сбережений физических лиц.

7. Удержание инфляции на уровне, исключающем срыв в гиперинфляцию (к концу рассматриваемого периода уровень инфляции не должен превышать 4-6% в месяц). Обеспечение стабильности валютного курса как ключевого “ценового якоря”. Поддержание ценовых паритетов между первичным, промежуточным и конечным секторами экономики.

8. Установление жесткого контроля за движением собственности. Предотвращение неконтролируемого оттока собственности из ключевых отраслей экономики за рубеж.

9. Обеспечение бесперебойного функционирования базовых (системообразующих) предприятий в перерабатывающих отраслях промышленности, а также производственной инфраструктуры.

10. Поддержание кругооборота оборотного капитала промышленных предприятий и предотвращение лавинообразного роста неплатежей по оплате


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (Новая редакция инструкции Банка России от 30.01.96 № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций").

2. Указание Банка России от 31.12.97 № 123-У “О внесении изменений и дополнений к Инструкции Банка России от 01.10.97 № 1 “О порядке регулирования деятельности банков”.

3. Указание от 29.01.98 № 153-У "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков".

4. Указание Банка России от 27.03.98 № 192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков".

5. Положение Банка России от 01.06.98 № 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций".

6. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 17 "О составлении финансовой отчетности" (новая редакция Временной инструкции Банка России от 24.08.93 № 17 "По составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками").

7. Указание Банка России от 12.05.98 № 225-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 17".

8. Письмо Банка России от 28.02.97 № 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций".

9. Приказ Банка России от 25.09.97 № 02-414 "О внесении изменений в письмо Банка России от 28.02.97 № 419 в связи с переходом на новый План счетов бухгалтерского учета".

10.  Инструкция Банка России от 31.03.97 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности".

11.  Письмо Банка России от 28.07.97 № 492 "О применении отдельных положений инструкции Банка России от 31.03.97 № 59".

12.  Указание Банка России от 14.11.97 № 20-У " О внесении изменений в инструкцию Банка России от 31.03.97 № 59".

13.  Письмо Банка России от 02.04.98 № 85-Т "О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям".

14.  Письмо Банка России от 18.11.97 № 05-15-3-1/1193 "О порядке обращений в Банк России по вопросам соблюдения кредитными организациями пруденциальных норм деятельности".

15.  Положение Банка России от 28.08.97 № 509 "Об организации внутреннего контроля в банках".

16.  Положение Банка России от 08.09.97 № 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации".

17.  Письмо Банка России от 22.12.94 № 132 "О публикуемой отчетности коммерческих банков".

18.  Письмо Банка России от 28.05.97 № 457 "О критериях определения финансового состояния банков".

19.  Письмо Банка России от 23.12.96 № 383 "О порядке осуществления пруденциального банковского надзора за Сберегательным банком Российской Федерации".

20.  Письмо Банка России от 18.09.97 № 01-15-973 "О совершенствовании взаимодействия подразделений территориальных учреждений Банка России по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций".

21.  Письмо Банка России от 20.06.97 № 473 "О мерах по усилению контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций".

22.  Письмо ЦБР от 28 мая 1997 года №457 “О критериях определения финансового состояния банков”.

23.  Письмо ЦБР от 22 ноября 1996 №363 “О планах санации кредитных организаций” (С изменениями от 30 апреля 1997) (с Приложением № 1).

24.  Письмо ЦБР от 30 апреля 1997 года № 443 “О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями” (с Приложением к письму).

25.  Указание ЦБР от 13 ноября 197 года № 18-У “О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 №513”.

26.  Указание “О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных организаций, предоставляемой в рамках надзора” от 25 декабря 1998 года № 452-У.

27.  Указание № 429-У от 30 ноября 1998 года “О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 31.03.97 года № 59 “О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности”.

28.  Бюллетень банковской статистики // -1999. -№4.

29.  Текущее состояние банковской системы // Банковская Газета. – 1999.   - №3 (141) Февраль.

30.  Востриков П., Логинов Л. Особенности реорганизации банков в форме слияния и присоединения // Банковское дело в Москве. –1998. - №2. – с.14-15.

31.  Геращенко В.В. О ситуации в банковской системе и проблемах ее реструктуризации // Доклад Председателя Банка России на IX съезде Ассоциации российских банков. – 1999.

32.  Ивин Н.И. Санация проблемных банков. Некоторые итоги года // Банковское дело в Москве. –1998. - №2. –с.12-13.

33.  Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт // Деньги и Кредит. –1998. - №6. – с.44-46.

34.  Масленченков Ю.С. Мониторинг финансовой деятельности банка на основе моделирования его баланса и идентификации традиционных банковских рисков // Банковское дело. -1998. -№4. –с.51-54.

35.  Саркисянц А.Г. Слияния и банкротство банков: мировой опыт // Деньги и Кредит. –1998. - №2. – с. 43-52.

36.  Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации // Деньги и Кредит. –1998. - №2. – с.3-7.

37.  Л.П. Белых. Устойчивость коммерческих банков. М., 1996.

38.  А.П. Ковалев. Диагностика банкротства. М., 1995.

39.  Г.С. Панова. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М., 1996.

40.  Http://mac.www.cbr.ru.

41.  Http://www.vtb.ru



2019-07-03 254 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)