Глава 3 Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка
Материал и методы исследования Объектом исследования выступает взаимодействие родителей и ребенка раннего возраста Предметом исследования являются условия, способствующие развитию взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание таких условий как: 1. взаимодействие родителей и специалиста, 2. организация совместной деятельности, 3. создание развивающей среды, способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста. Для проверки гипотезы нам было необходимо провести опытно-экспериментальную работу. База исследования: На базе РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» проводились групповые занятия для семей, имеющих детей раннего возраста. Занятия строились на основе представленной программы. В качестве экспериментальной группы выступили 20 семей, имеющих детей от 1,5 до 2 лет. 10 семей посещают групповые занятия более 1 года, 10 семей – более 6 месяцев. Этапы исследования: § Констатирующий этап - первый диагностический срез необходим для диагностики взаимодействия родителей и ребенка, планирования дальнейшей работы с данной семьей § Формирующий этап – проведение групповых занятий – направлен на создание выделенных условий, развитие взаимодействия родителей и ребенка § Итоговый срез – направлен на диагностику изменений во взаимодействии родителей и ребенка, оценку эффективности проведенной работы по полученным результатам. Методики исследования Оценка взаимодействия родителя и ребенка проводилась двумя методами – опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные. В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам (см. Приложение 3). Для оценки изменения поведения родителей по отношению к ребенку было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования поведения родителей». Первый срез проводился в начале посещения семьей занятий, итоговый – для 10 семей после 6 месяцев посещения, у 10 семей – после 1 года. Наблюдение было выбрано, потому что именно этот метод позволяет специалисту оценить реальное взаимодействие родителей и ребенка, не изменяя естественных условий его протекания. (Приложение 4).
Результаты 1. Констатирующий этап Оценка взаимодействия родителя и ребенка. Оценка проводилась двумя методами – опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные. 1. В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР) (см. Приложение 4), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам. Полученные по результатам опросника данные, позволяют не только оценить уровень взаимодействия в каждой паре родитель-ребенок, но и выявить потребности родителей, на удовлетворение которых будет направлена дальнейшая работа. Были получены следующие результаты (подробнее см. Приложение 1): 40% опрошенных родителей, имеющих детей от 1,5 до 2х лет придерживаются строгости в воспитании ребенка, 70% - излишне требовательны к ребенку, 30% - дистанцированы от ребенка, 50% - не сотрудничают с ребенком, 55% - тревожны за ребенка, 80% - непоследовательны в собственных действиях по отношению к ребенку, 30% - неудовлетворенны отношениями с ребенком. 2. Так же на первых занятиях было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования родителей», которое позволило специалисту оценить реальное взаимодействие родителей и ребенка. Данная методика направлена на выявление динамики, так как по ней в конце исследования будет проведении второй, итоговый срез. Были получены следующие результаты (подробнее см. Приложение 5): Безусловное принятие ребенка 1. 95%родителей заботятся о комфорте ребенка на занятии 2. заботятся о безопасности ребенка на занятии 100% родителей 3. 65% родителей предлагают помощь при выполнении заданий 4. 70% родителей стремятся обеспечивать ребенка доступную среду 5. 65% родителей проявляют невербальные и вербальные нежности на занятии 6. Одобряют поведение ребенка 65% родителей 7. Расслабленность и хорошее настроение в присутствии ребенка демонстрируют 65% родителей 8. Интерес к занятиям ребенка наблюдается у 70% родителей, 9. позитивный аффективный фон активности на занятии наблюдается у 65% родителей Совместность действий 1. проявляют заботу о заинтересованности ребенка при выполнении задания 65%родителей 2. 45% родителей при общении с ребенком располагаются на уровне глаз ребенка 3. 70% родителей включаются в деятельность, которая интересует или которой занимается ребенок 4. 50% родителей позволяют ребенку играть многократно 5. 65% родителей предоставляют ребенку возможности выбирать 6. 9% родителей ищут компромисс в большинстве случаев при разрешении конфликтов 7. 45% родителей разрешают ребенку действовать с предметами по-своему 8. 65% родителей ожидают ответа ребенка 9. 50% родителей подстраивают темп собственной деятельности под темп ребенка Ответственность за воспитание ребенка 1. 65% родителей выбирают адекватные для уровня развития ребенка игрушки, занятия. 2. 20 %родителей на занятии обращаются за консультациями к специалисту 3. 20% родителей активны на занятии 4. 50% родителей самостоятельно объясняют задания/способ действия ребенку, не дожидаясь повторения специалистом 5. 30% родителей вносят новизну в игру/занятия ребенка, не дожидаясь консультации специалиста 6. Управление вниманием ребенка наблюдается у 10% родителей Оказание помощи ребенку: 7. - в управлении (поддержании программы) – у 70% родителей 8. - эмоциональной – у 60% родителей 9. - исполнительной – у 85% родителей
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |