Формирующий этап исследования.
1. Проведение семинара-тренинга для родителей. 40% родителей из данной экспериментальной группы (были выбраны случайным образом) принимали участие в семинаре - тренинге, посвященном особенностям развития и воспитания ребенка раннего возраста. Семинар проводили психолог, педагог, логопед. На семинаре обсуждались особенности и задачи развития ребенка раннего возраста, роль семьи в воспитании ребенка, особенности перехода ребенка из периода младенчества в период раннего детства, важность взаимодействия родителя и ребенка. Также на тренинге имели возможность попробовать применить полученные знания, отработать навыки эффективного взаимодействия, работая в парах, тройках, группах. После семинара все родители отметили его важность, своевременность, новизну информации. Для 35%родителей главной оказалась информация об особенностях возраста ребенка, для 60% - способы взаимодействия с ребенком, для 5% - консультация специалиста. По данным наблюдения, именно эти родители активнее участвуют в занятиях, меньше ограничивают ребенка в выборе занятий, располагаются на уровне ребенка при общении с ним, всегда стараются договориться с ребенком, активно используют педагогические приемы при взаимодействии с ребенком. 2. Проведение групповых занятий для семей. Занятия проводились 1 раз в неделю в течении 1часа. Занятия проводил педагог (опыт работы в службе раннего вмешательства 3 года), в качестве помощника выступал волонтер (студент 3 курса, ППФ), примерно 1 раз в месяц на занятия приходил психолог для оказания консультативной психологической помощи родителям. Групповая работа строится по следующим принципам: 1. совместность · родителей и ребенка - на занятиях родители находятся вместе с детьми. Они вместе выполняют задания, играют, родители видят успехи ребенка, радуются вместе с ним. Эта ситуация создается по средствам совместных игр, занятий, ориентации родителей на важность совместных действий с ребенком. · Родителей и специалиста(особенности взаимодействия с родителями см. Приложение 2) · Всех участников группы – на занятиях много совместных игр, также в рамках занятия мы отмечаем праздники, дни рождения. Это сплачивает родителей, они начинают делиться друг с другом проблемами, помогать советами, общаться вне занятий. 2. активность · родителей - родители участвуют в планировании занятий – могут предложить идеи для проведения занятий, организации праздников · ребенка – на занятии ребенок активен, этому способствует подготовленная среда, сам выбирает игры и занятия · специалиста – ведущий организует среду, консультирует родителей, помогает разрешать конфликты, демонстрирует модель взаимодействия(взаимодействует с ребенком так как это должен делать родитель) 3. системность – · занятия имеют свою неизменную структуру (меняются лишь игры внутри нее), · для достижения результатов (развития ребенка, развития взаимодействия) необходимо посещать каждое занятие (по возможности), не менее полугода 4. средовой подход - создание развивающей среды способствует развитию ребенка, формированию взаимодействия между родителем и ребенком. принципы организации среды: 1. безопасность; 2.доступность среды для ребенка 3. постоянство 4. свобода выбора 5. насыщенность Итоговый срез Исследование влияния групповых занятий на развитие взаимодействия между родителем и ребенком проводилось методом стандартизированного невключенного наблюдения, как наиболее подходящего для описания предмета исследования, и не нарушающего естественного процесса взаимодействия родителей и ребенка. Были получены следующие результаты:
По данным исследования, наблюдается повышения количества действий родителей по отношению к ребенку, демонстрирующих безусловное принятие. У 35% родителей наблюдается значительное увеличение этих показателей – на 20%. У 35% родителей, изначально имевших высокие показатели, изменения не наблюдается. У 30% родителей, изначально имевших средние показатели (проявление безусловного принятия на занятии наблюдалось часто) наблюдается незначительное увеличение параметров – в пределах 10%. Уменьшения показателей не наблюдается.
У 55 % родителей наблюдается значительное увеличение совместных действий с ребенком на занятии – в рамках 30% У 25% родителей, имеющих высокие показатели (на занятии эти родители часто действуют совместно с ребенком) У 5%родителей, имеющих высокие показателей, ориентированных на совместную деятельность с ребенком изменений не наблюдается. Уменьшения показателей не наблюдается.
У 40%родителей наблюдается значительное увеличение действий, демонстрирующих принятие ответственности за воспитание ребенка на себя. У 10% родителей, которые склонны перекладывать ответственность за воспитание ребенка на других, изменений в поведении по этим параметрам не наблюдается. У 40% родителей, которые берут ответственность за воспитание ребенка на себя (часто демонстрируют данные признаки на занятии) наблюдается увеличение показателей в пределах 10% Уменьшения показателей не наблюдается. По данным групповой динамики наблюдается увеличение показателей по всем параметрам. Наибольшее изменение поведений родителей наблюдается по параметрам – совместные действия и принятие ответственности. Уменьшения показателей не наблюдается.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |