Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса



2019-07-03 370 Обсуждений (0)
Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проанализировав существующие тенденции в развитии малого бизнеса, проблемы и сложности, негативно влияющие на перспективу развития данной отрасли, мы предлагаем следующий механизм реализации мер государственной поддержки малого бизнеса, который должен включать изменения в правовом обеспечении, кредитной, инвестиционной, налоговой, производственно-инновационной политиках, в кадровом и информационном обеспечении.

Правовое обеспечение. Меры направлены на дальнейшее развитие системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, отражающего в законодательных и нормативных актах интересы малого бизнеса, развитие положений Закона "О государственной поддержке малого бизнеса РК", т.е. отражение особенностей субъектов малого бизнеса с целью устранения их не менее благоприятного конкурентного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ, формирование благоприятных правовых условий для выхода новых предприятий на рынок и развитие их деятельности.

Действующее законодательство, направленное на поддержку и развитие малого бизнеса, имеет еще много недостатков, многие его нормы не имеют прямого действия и требуют издания различных постановлений Правительства или других нормативно-правовых актов. Кроме того, действующее законодательство Республики Казахстан имеет противоречия и несогласованности с другими законодательными актами, а там где решены эти проблемы, отсутствуют механизмы реализации отдельных его норм.

Наряду с совершенствованием правовых условий предусмотренных специализированными разделами Городской программы, предлагаются мероприятия обеспечивающие создание общих условий развития и поддержки малого бизнеса в таких вопросах как упрощение действующих процедур оформления недвижимости и т.д.

Кредитно-инвестиционная политика. Проблема доступа субъектов малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем препятствующих развитию сектора малого бизнеса.

Это обусловлено высокими процентными ставками, коротким сроком, на который выдается кредит, а также отсутствие у субъектов малого бизнеса ликвидного, с точки зрения банков, залогового обеспечения при этом особые трудности в получении кредитов испытывают начинающие предприниматели, так как банки не желают вкладывать средства в предприятия, которые не приносят стабильного дохода, а также их деятельность на первых этапах связана с риском банкротства. Также практически не используются такие формы финансовой поддержки бизнеса как факторинг, лизинг, франчайзинг и т.д.

Следовательно, в целях развития бизнеса и создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса, необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий, привлечение свободных средств иностранных инвесторов и отечественных предпринимателей для финансирования ими приоритетных для города инвестиционных проектов, взаимодействие с международными финансовыми организациями по привлечению инвестиций для поддержки малого бизнеса.

Одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса, на наш взгляд, может являться создание "Фонда поддержки инноваций и бизнеса", деятельного которого бы способствовала: эффективному распределению кредитных ресурсов; облегчению доступа к ним большего числа предпринимателей; открытию новых производств;

Для совершенствования механизма кредитования субъектов малого бизнеса следует развивать альтернативные виды финансовой поддержки предприятий (лизинговые кредиты и другие механизмы), а также систему создания залоговых фондов и фондов взаимного кредитования.

Также требуется внесение изменений в действующую систему льготного кредитования приоритетных для города бизнес-планов из средств городского бюджета в части увеличения сроков кредитования, сумм финансирования.

Налоговая политика. На сегодняшний день основными мерами по усовершенствованию системы налогообложения в сфере малого бизнеса являются:

1. пересмотр ставок и механизмов взимания налогов в соответствии с международными стандартами;

2. предоставление льгот по налогообложению предприятиям малого бизнеса;

3. легализации собственности и активов;

4. легализация заработной платы;

5. легализация скрытой занятости и др.

Решение данных проблем через изменение законодательной базы путем снижения налогового бремени, выравнивания ставок налогов на имущество с физических и юридических лиц, значительного уменьшения подоходного налога будет способствовать более "открытой" деятельности предпринимателей.

Наряду с легализацией денег, важное значение имеет и легализация имущества предпринимателей. С одной стороны, это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, соответственно и сборы налогов, поступлений в бюджет. С другой стороны, предприниматели будут заинтересованы в получении кредитов под залог легальных основных средств и возврате своих инвестиций, путем включения амортизационных отчислений в соответствующую статью расходов.

Таким образом, можно достичь увеличения деловой активности предпринимателей и значительно увеличить внутренние инвестиции.

Производственно-инновационная политика. Одной из ключевых задач развития малого бизнеса является внедрение в экономику новых форм организации производства, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для формирования среднего класса.

В настоящее время при наличии полной законодательной базы и безусловной поддержки всеми уровнями государственной власти перспективных направлений развития малого бизнеса, при вложении государственных и привлечении зарубежных инвестиций в становление малого бизнеса эффективность развития последнего очень мала. Прежде всего, это связано с низким уровнем производственных мощностей, производственного потенциала предприятий малого бизнеса.

Анализ мониторинговых данных свидетельствует о том, что существующая в настоящее время экономическая ситуация, а также формы и методы государственной поддержки являются наиболее благоприятными для развития сферы торговли и услуг. Производственные предприятия сталкиваются с множеством проблем, такими как: высокая арендная плата, сбыт готовой продукции, постоянный дефицит финансовых средств, что ограничивает возможность этих предприятий вкладывать прибыль во внедрение новых технологий, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию.

Специализация в границах сети производителей позволяет быстро реагировать на изменение требований к производимому продукту и объединять усилия с целью производства различного количества продукта, но которые требует вложений извне.

Стратегическая цель развития малого бизнеса заключается в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: поощрение создания субъектами малого бизнеса инновационных и наукоемких венчурных производств; налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга; развитие ремесленничества и возрождение народных промыслов. Вместе с тем технический уровень малых предприятий остается в целом невысоким, а создаваемые многими из них нововведения не находят применения и не получают необходимой коммерческой реализации.

Для обеспечения дальнейшего роста доли малых фирм в производственно-инновационном потенциале города до соответствующей развитой рыночной экономики (свыше половины от общего числа занятых) необходимо продолжение государственной политики стимулирования по следующим направлениям:

1. целенаправленное формирование рынка для продукции малых предприятий путем размещения на них государственного заказа;

2. предоставление малым предприятиям производственных площадей, льготная инвестиционная поддержка, содействие в развитии бизнес-инновационных центров, технопарков, центров технологической поддержки и т.д.;

3. содействие формированию и расширению сети лизинговых компаний;

4. проведение целенаправленной политики по разработке и производству малыми предприятиями новых видов продукции на основе наукоемких технологий.

Предоставление малым инновационным предприятиям производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских работ, предоставление юридических, финансовых, маркетинговых, хозяйственных и иных услуг, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности будет также способствовать качественному их росту.

Развитию малого бизнеса может также послужить интеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы будет играть кооперирование связей. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса.

Реализация данных мер позволит создать условия повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого бизнеса, усиления их роли в развитии производственного потенциала рыночной экономики.

Кадровое обеспечение. В настоящее время накоплен значительный опыт в области подготовки кадров для сферы предпринимательской деятельности. Развиваются государственные и негосударственные учебные заведения, обладающие достаточным кадровым, организационным и интеллектуальным потенциалом для подготовки населения в сфере предпринимательской деятельности.

Меры по поддержке малого бизнеса предполагают подготовку кадров сферы предпринимательской деятельностью, а также организаций взаимодействующих с малым и средним предпринимательством и управляющих его развитием. Главная цель - задействование всех имеющихся интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных ресурсов для укрепления и расширения сети учебных заведений и организаций для организации квалифицированной подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования и анализ позволили сформулировать ряд предложений по вопросам развития малого и среднего бизнеса в регионах РК. В целом, предложения должны служить формированию новой государственной политики по поддержке сектора малых и средних предприятий на основе кластерно-сетевого подхода и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

1. На 2005 год количество действующих малых предприятий составляло 111 610, что в 1,4 раза больше чем на 1 января 2002 года, индивидуальных предпринимателей - 250,2 тысяч, рост в 2,1 раза, крестьянских хозяйств -152154, рост в 1,6 раза. На последующие три года следует ожидать ежегодный рост числа малых предприятий на уровне 10%. Вместе с ростом количества действующих субъектов малого бизнеса растет показатель их числа на 1000 жителей.

Также растет численность занятых в малых предприятиях, крестьянских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей. Так, на 01.07.2005 г. по республике в целом она в сравнении с 2002 г. увеличилась соответственно на 45,5; 34,9 и 41,5%, общая численность занятых в МБ на названную дату составила 1 536,8 тыс. человек. На последующие три года следует ожидать ежегодный прирост среднесписочной численности работающих в малом бизнесе на уровне 12-15% в год.

2. Оценка развития малого бизнеса в стране и отдельных регионах может быть произведена с использованием ряда экономических показателей,

В ходе исследования была проведена практическая апробация для сводной оценки развития Малого бизнеса в Регионах и Казахстане в целом трех разных систем индикаторов развития Малого бизнеса: первая - по методике Комиссии ЕС, вторая — предложенная российским экономистом М. Еваленко и третья -казахстанцем О. Сабденом.

3. В то же время нынешние масштабы развития малого бизнеса в Казахстане остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой по таким показателям как количество МСП на 1 000 жителей, численность занятых на МСП, их доля в общем числе занятых. Анализируя динамику количества Субъектов малого бизнеса, кроме того, важно учитывать, что значительная их часть бездействует. По названному выше показателю индексу развития бизнеса Казахстан все еще значительно отстает не только от развитых западных стран, но и стран Восточной Европы.

4. Основным фактором развития малого бизнеса является государственная поддержка. Декларируемые государственные приоритеты лежат в сфере материального производства и инновационной деятельности. Но, как показал анализ каких-либо заметных сдвигов в сторону промышленности и сельского хозяйства за прошедшие годы не наблюдалось. Более того, удельный вес сельского хозяйства сокращается, о доле науки и научного обслуживания трудно судить так как они не выделены в отдельный вид деятельности. Отсюда можно сделать вывод: государственная политика по поддержке малого бизнеса не влияет существенно на отраслевую структуры Малого бизнеса.

5. По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана.

Малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

В настоящее время малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам реформ экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны и регионов.

6. Нормативно-правовая база поддержки малого бизнеса в Казахстане далека от совершенства. Формулировки законов, как правило, носят общий характер, не предоставляют реальные льготы субъектам малого бизнеса, не определяют правовых норм по механизму возмещения ущерба, причиненного необоснованным вмешательством в хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса. Недостаточно эффективно в целях государственной поддержки используется программный метод. Государственные программы по поддержке малого бизнеса не отвечают требованиям, предъявляемым к среднесрочным экономическим программам, охватывающим определенный сектор экономики. Отрицательно сказывается на устойчивости и эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса частая смена уполномоченного органа и изменение функций и полномочий государственных органов в этой сфере. Усиление роли местных представительных и исполнительных органов в поддержке малого бизнеса требует создания специального республиканского исполнительного органа подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан,

7. Основными внешними факторами, оказывающими решающее влияние на предпринимательскую деятельность являются налоговый режим, доступность источников финансирования, административные барьеры, рынки сбыта Факторы, вытекающие из криминогенности среды (вымогательство и поборы со стороны работников госорганов, а также криминальных структур) наряду с такими факторами как бесперебойная поставка ГСМ, принуждение госорганам к оказанию спонсорских услуг и благотворительности подавляющим большинством респондентов отнесены к группе наименее значимых;

- наиболее трудными проблемами для себя предприниматели считают: высокие налоги, недостаточный оборотный капитал, нестабильное законодательство административные барьеры. Наименее трудными для опрашиваемь представляются такие проблемы как общее снижение спроса на данный вид продукции, изношенность оборудования и устаревшие технологии, невыгодные условия аренды;

- наиболее сильно действующими мотивами, в равной степени побуждают заниматься предпринимательской деятельностью являются мотивы-желания «Иметь перспективы роста доходов» и «Заниматься своим делом». Очень значимыми для предпринимателей являются мотивы, «Исходя из специфики региона, создать конкурентоспособное предприятие» «Приобрести в собственность земельный участок, дом, квартиру, автомашину и др. имущество». Особых региональных отличий в результатах анкетирования по данному вопросу не выявлено. При этом, результаты опроса в текущем году совпадают с прошлогодними;

- основные угрозы для своего бизнеса респонденты усматривают в ущемлении предпринимателей государственными органами и должностными лицами, в несанкционированных проверках со стороны силовых структур, в жестком налоговом прессинге.

8. Потребность в изменениях законодательной базы малого бизнеса, достаточно высока и осознана представителями названного сектора экономики. Предложения сводятся к следующему:

- разработать и принять единый закон о предпринимательстве; упростить процедуры регистрации и ликвидации субъектов малого бизнеса; разработку госпрограмм поддержки осуществлять с участием самих предпринимателей; специальные налоговые режимы применять ко всем субъектам малого бизнеса, согласно критериям отнесения к названной категории, установленным законодательством о поддержке частного бизнеса; определить процедуры прохождения процедуры аккредитации для общественных организаций предпринимателей; изменить систему государственного управления, создать Агентство по поддержке малого бизнеса - орган подотчетный лично Президенту Республики Казахстан.

- по защите интересов и прав Субъектов малого бизнеса - ограничить количества проверяющих организаций и проверок ими деятельности малого бизнеса, установить ответственность проверяющих (контролирующих органов), ужесточить наказания госслужащих за незаконное вмешательство в деятельность малого бизнеса;

- по развитию системы финансирования и кредитования Малого бизнеса — предусмотреть в государственном, региональных и местных бюджетах средства на функционирование фондов по поддержке малого бизнеса; уменьшить кредитные ставки, упростить процедуры выдачи кредитов и микрокредитов, увеличить сроки кредитования;

- по вопросам лицензирования - упростить процедуры лицензирования;

- по развитию налогового законодательства - снизить величину налогов, а также - обязательных платежей в пенсионный фонд; сократить ставки НДС, освободить от налогов на 2-3 года новые предприятия, особенно производственного и инновационного профиля; предоставить налоговые льготы определенным категориям субъектов малого бизнеса (например, производителям продукции и услуг - сельскохозяйственной, товаров народного потребления, медицинских, образования и т.д.); упростить систему налогов, сделать ее четкой и понятной; уменьшить количество налогов, к примеру, были предложения снизить количество налогов до 3-4, ввести налоговые льготы для стартующего бизнеса; обеспечить ответственность налоговых органов, том числе - возмещение ущерба налогоплательщикам за неправильные решения, внеся соответствующие изменения в законодательство;

- по изменениям в законодательство, регламентирующее деятельность крестьянских хозяйств - предоставлять на проведение сельскохозяйственных компаний ГСМ по льготным ценам; предоставлять налоговые каникулы на 3-5 лет; запретить принудительное объединение крестьянских хозяйств;

- по изменениям системы учета и отчетности для субъектов малого бизнеса упростить налоговую отчетность, сократить объем информации, предоставляемой в налоговые органы;

- по совершенствованию системы государственных закупок продукции, работ и услуг - предусмотреть в законодательном порядке участие в различных тендерных и конкурсных комиссиях по госзакупкам представителей от независимых общественных объединений предпринимателей, увеличить участие малого бизнеса в госзакупках.

9. Развивать получившую распространение в странах с развитой рыночной экономикой и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких предприятий ("франчайзинг"), особенно в торговле и сфере услуг, а также кооперацию между ними на основе подетальной и технологической специализации.

10. Переориентация государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса на кластерно-сетевой подход предполагает, «пакетное» решение задач малого и среднего бизнеса, связанных с организацией кооперационного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий (во взаимосвязи таких форм, как передача или аренда помещений; льготное кредитование переоборудования и дополнительного оборудования производства; поставки оборудования по лизингу/франчайзингу, поддержка инновационной деятельности и технологического трансферта; обучение, консультационное сопровождение и т.п.) с получающими специальную поддержку приоритетами, обозначенными в рамках национальной промышленной политики территориальной локализации и нацеленности на решение узких производственно-технологических задач, ориентированных на выпуск конечной продукции на уровне, обеспечивающем ее высокую конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.

Формирование высокоэффективных индустриальных кластеров должно значительно ускорить с помощью крупных целевых инвестиций развитие малого и среднего бизнеса не только в существующих кластерах, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности (нефтегазовой, химической, металлургии, машиностроения, полиграфия), но и вновь создаваемых кластеров на региональной основе, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей (например, химическое производство в Жамбылкой, Южно-Казахстанской областях, металлургии, угольной промышленности и машиностроения - в Карагандинской области, а так же ряда отраслей вокруг Алматы).

Поскольку объектом государственной поддержки становиться промышленный кластер, то необходимо государственную поддержку малого и среднего бизнеса осуществлять посредством ряда уже апробированных практикой систем содействия формированию кластеров:

- программ, направленных на объединение деловых людей (иногда в определенной области техники) в расчете на то, что расширение сетей приведет к расширению сотрудничества;

- инициативы по подбору партнеров, например, создание баз данных, к которым могут обращаться фирмы, ищущие партнеров по своей сфере деятельности;

- финансирования посреднических (агентских) инициатив (например, программа, организованная DTI в Дании и впоследствии распространенная на другие страны);

- шефской инициативы, которые предусматривают оплату услуг консультантов, контролирующих процесс формирования кластеров с начала до первых шагов сотрудничества (также инициатива DTI). Например, во фламандском проекте Платон (Plato) крупным фирмам выделяются государственные средства, чтобы они шефствовали над группой более мелких фирм;

- государственного финансирования некоторых кластерных проектов на конкурсной основе (государственные средства получают (частично) лишь самые лучшие проекты). При такой конкуренции чистый инновационный результат субсидирования может быть весьма высоким, при этом инвесторам отечественным и иностранным предоставлять особые льготы, если они будут развивать специфические промышленные кластеры.




2019-07-03 370 Обсуждений (0)
Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)