Некоторые эффекты и законы памяти
· Эффект Зейгарника [9] состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям. · В своих исследованиях А.А.Смирнов (сторонник теории деятельности) установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия . · Эффект реминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 ¼ 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.
2.7 Физиология памяти Морфофункциональным субстратом памяти равно как эмоций и мотивационных состояний, являются прежде всего структуры лимбической системы. Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Одна из первых гипотез—гипотеза ривербации (циркуляции). Анатомическим объяснением этой идеи служат данные о наличии в тканях мозга замкнутых нейронных цепочек, что позволяет поступающей информации циркулировать некоторое время. Фиксацию объясняют огромным количеством нейронов, и ещё большим количеством отростков, что увеличивает объем информации. Но гораздо большее распространение получила Биохимическая теория, согласно которой основное значение в хранении информации принадлежит изменениям химического состава нуклеиновых кислот и белков. Генетики и биохимики доказали, что генетическая информация передается с помощью ДНК и РНК. РНК является матрицей для синтеза белков. Комплексы белков с сахарами (глюкопротеиды) являются еденицей памяти. Большую роль в процессах памяти играют медиаторы. Например ацетилхолин играет большую роль в организации кратковременной памяти. Велика роль серотонина и адреналина. Серотонин способствует концентрации внимания, что является важным в запоминании. [ 7 ] Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты — синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших чувств, мыслей, эмоций и памяти. Активность нервных клеток мозга можно наблюдать воочию. Когда японские ученые ввели в человеческий мозг тончайшие световоды, соединенные с видеокамерой, они смогли рассмотреть, что нейроны движутся, как крошечные амебы. Чем интенсивнее работа мысли, например при решении математических задач или запоминании незнакомых слов, тем активнее такое “движение” нервных клеток. Невольно вспоминается известное выражение “шевелить мозгами” — оказывается, оно отражает реальные события. Современные методы исследований показывают, что в процессы запоминания вовлечены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга. Механизмы памяти напоминают лабиринт, ходы и выходы которого соединены множеством мостиков. Более 50 лет тому назад американский физиолог Карл Лешли предложил любопытную гипотезу: память состоит из двух взаимно дополняющих друг друга процессов: обучения новому и запоминания опыта. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в опытах на животных. Профессор Стивен Роуз из Университета в Милтон Кейни под Лондоном уже более 30 лет изучает механизмы памяти у кур. Роуз обучал однодневных цыплят различать несъедобные круглые бусины, плавающие в блюдце с водой, и сходные по форме и величине зерна, рассыпанные по столу. Более 80% птенцов после первых неудачных попыток склевать бусины потеряли к ним интерес и начали клевать только зерна. Какие биохимические изменения произошли в мозгу цыплят после обучения? Удалось проследить, какие нейроны вовлечены в процессы обучения и запоминания. Оказалось, что в течение 15—30 минут после завершения обучения в мозгу образуется особый передатчик импульсов между клетками — глютаминовая кислота. В мозгу тренированных цыплят количество этого вещества было больше, чем у их необученных собратьев. Когда глютаминовую кислоту разрушали с помощью химических соединений, то цыплята быстро научались отличать плавающие бусины от корма, но вскоре все забывали. Очевидно, глютаминовая кислота способствует кратковременному запоминанию. А вот долговременная память формируется лишь спустя 5—8 часов после обучения. При этом в мозгу образуются белки с особым строением молекул, которые служат чем-то вроде переключателей возбуждения с одних контактов между клетками на другие. Возникает своеобразная нейронная сеть, в которой все связанные контактами клетки взаимодействуют друг с другом через некоторые промежутки времени. Запоминание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разнообразные молекулы передатчиков. Когда необходимо что-то вспомнить, то происходит вызов “записанного” в разных точках нейронных сетей материала и “переписывание” его в один осмысленный сюжет. Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает межклеточные взаимодействия на разных уровнях. Поэтому процессы, связанные с запоминанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью. [ 17 ] Доктор биологических наук, профессор Александр Каменский пришел к выводу , что у человека три различных вида памяти. [ 11 ] Первый вид - генетический. Суть в том, что в половых клетках - яйцеклетках и сперматозидах - “записана” вся информация о строении и принципах деятельности любою живого существа. Эта “инструкция по эксплуатации” передается с половыми клетками из поколения в поколение в виде набора генов. Генетическая память очень инертна, трудно изменяема, но это и хорошо, иначе бы каждое последующее поколение не было похоже на родителей и все в природе смешалось бы. Информационная емкость генетической памяти очень велика и составляет около ]() в десятой степени бит. Считается, что, для того, чтобы записать всю информацию о строении человека, достаточно всего 2 процента его генов. Что же скрывают остальные 98 процентов? Оказывается, часть генов нам досталась от древних предков, которые и людьми-то ещё не были. Можно даже предположить, что эти гены - запасной фонд Природы. В обычных условиях их работа подавлена. Но если вдруг на Земле произойдет катастрофа и условия жизни станут такими же, что и тысячи лет назад, древше гены предков должны заработать и создать у современных людей такие органы, которые помогут им выжить. Ведь есть же у зародыша человека жабры и хвост. Хорошо бы, конечно, сохранить и жабры, и легкие, чтобы жить и на суше, и в воде. Но Природа поставила жесткий выбор: или - или. Кто знает, может быть, этот запрет будет снят, если встанет вопрос о выживании человечества. Иногда генетическая память делает ошибки, и подавленный ген начинает работать. Тогда возникают всякие неожиданные диковины. Увеличение числа копчиковых позвонков, например, приводит к появлению хвоста у человека. Но это самое безобидное уродство: хвост легко ампутировать. А вот что делать, если девочка родится с шестью или десятью молочными железами? Или мальчик, целиком покрытый густой длинной шерстью Другой вид памяти - иммунологический. В нашей крови живут маленькие и в прямом смысле самоотверженные клетки, весь смысл короткой жизни которых -уничтожать как можно больше врагов человека. Лимфоциты реагируют на попадание в кровь чужеродных бактерий и простейших ядовитых веществ. При этом они начинают вырабатывать защитные антитела, которые “склеивают” болезнетворные существа, не давая им проникать в другие органы. А уничтожают поверженных “врагов” другие клетки крови - фагоциты. Эти наши защитники свободно отличают чужеродные клетки от клеток собственного организма и обладают прекрасной памятью: они могут помнить своих “недругов” все свои несколько дней жизни и передавать информацию своим потомкам. Таким образом, переболев корью, ветрянкой или скарлатиной, мы на всю жизнь получаем иммунитет к этим болезням: если их возбудители снова проникнут в кровь, они будут быстро уничтожены запомнившими их клетками нашей иммунной системы. Мало того, у большинства людей они могут распознавать и уничтожать раковые клетки, создавая противораковый иммунитет. Чем нам грозит “поломка” этого вида памяти, лучше и не думать. Третий вид памяти - нейрологический. Именно его мы имеем в виду, когда говорим: “Что-то с памятью моей стало”. Его объем также очень велик и составляет около 10 в одиннадцатой степени биг информации. Ученые исследуют нейробиологическую па мять очень давно, но до сих пор мы знаем о ее механизмах очень мало. Пока установлено, что она состоит из нескольких фаз. Начинается запоминание с восприятия какой-либо информации. Причем чем больше эмоций она вызывает, тем лучше она заломинается. Нейрологическая память бывает короткой и длительной. В кратковременной информация хранится всего несколько минут. Так, например, мы можем держать в памяти незнакомый телефонный номер, пока бежим от записной книжки к телефону. Ее емкость невелика: без специальной тренировки человек может сохранить 5-9 единиц информации на короткий срок Этот вид памяти очень непрочен: достаточно отвлечься - и сообщение забывается.Но если информация необходима, вызывает сильные переживания и может пригодиться в будущем, то она переходит в долговременную память и хранится иногда всю жизнь. Процесс перехода информации из кратковременной в долговременную называется консолидацией - в ней принимает участие очень важная структура мозга - гиппокамп, который расположен в глубине височных долей больших полушарий. Канадские нейрофизиологи провели такой эксперимент: раздражая слабыми электрическими импульсами мозг людей во время операций, они заставляли их вспоминать даже незначительные подробности далекого прошлого. Например, одна женщина во время эксперимента вспомнила мельчайших деталях рисунок ткани платья, которое у нее было в далекой юности. Ткань эту удалось найти, и оказалось, что она описала сложнейший рисунок абсолютно точно. О чем свидетельствует этот факт? О том, что в нашей долговременной памяти хранится фантастический объем информации, возможно, вся наша прошедшая жизнь день за днем. И, наверное, все то, что мы получали во время обучения, начиная первого класса, все науки, которые мы проходили Только вспомнить мы можем лишь отдельные моменты, да и то часто с трудом. Что делать? Не раздражать же мозг все время электротоком, тем более нет гарантий, что вспомнишь, что хотел... Сейчас появляется все больше химических препаратов, способных стимулировать память. Самые хорошие результаты дают те, в составе которых используются природные компоненты - пептиды. Они стимулируют память.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |