Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методики исследования адаптированности детей-сирот к условиям опекунской семьи



2019-07-03 324 Обсуждений (0)
Методики исследования адаптированности детей-сирот к условиям опекунской семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для исследования психологических особенностей взаимоотношений родителей-опекунов с детьми используются следующие методики:

1) Опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (приложение А).

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) разработан Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом в 1987 – 1990 гг. Данный тест заполняется родителями. Существует два варианта выбранной методики: детский, предназначенный для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет и родителей подростков от 11 до 21 года. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» направлен на изучение особенностей различных нарушений процесса воспитания, определение тип негармоничного или патологизирующего воспитания, а так же на установление некоторых психологические причин, вызывающих данные нарушения [23, с. 119].

Каждый из вариантов опросника включает 130 вопросов, на которые возможно ответить только «да» или «нет». Ответы испытуемым предлагаются на отдельном специальном бланке.

При использо6вании опросника «Анализ семейных взаимоотношений» крайне важно придерживаться ряда правил:

1) перед тем как испытуемый приступит к заполнению бланка опросника, следует создать атмосферу доверительного психологического  контакта с ним;

2) испытуемый должен быть заинтересован в правдивости своих ответов на предложенные вопросы;

3) каждому родителю выдаётся отдельный текст опросника и бланк для регистрации ответов;

4) перед началом исследования, необходимо вслух зачитать испытуемым инструкцию опросника, убедиться в правильности её понимания родителями, принимающими участие в опросе. Важно отметить, что в ходе заполнения испытуемыми бланков, дополнительное их инструктирование или пояснения не допускаются.

Отметим, что теоретическая конструкция опросника «Анализ семейных взаимоотношений» предусматриваем, что в процессе формирования патологических нарушений поведения и различного рода отклонений в  личности детей и подростков особое значение придаётся особенностям и условиям воспитания ребёнка. К подобным особенностям относят следующие:

1) уровень удовлетворения различных потребностей ребенка;

2) степень протекции в ходе воспитания детей и подростков;

3) неустойчивость стиля воспитания;

4) число требований, которые родители предъявляют ребенку в процессе его воспитания.

Отметим, что нарушение процесса семейного воспитания встречаются в семьях в разных сочетаниях. Однако, по мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, особое значение (с точки зрения анализа причин отклонений характера и формирования расстройств личности, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения и неврозов) приобретают определенные устойчивые сочетания нарушений семейного воспитания. Подобные сочетания нарушений составляют типы негармоничного или патологизирующего воспитания детей и подростков в семье (таблица 1).

 

Заключение

 

Теоретико-эмпирическое исследование проблемы социально-педагогических аспектов адаптации детей-сирот к условиям опекунской семьи позволяет сделать следующие выводы:

1) Опекунская (попечительская) семья представляет собой семейную форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их воспитания, содержания и образования, а также в елях защиты их законных прав и интересов. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастных категорий. Кроме того в рамках данного курсового исследования были рассмотрены требования к кандидатам в опекуны и попечители, их основные права и обязанности по воспитанию несовершеннолетних, а так же причины для освобождения опекунов и попечителей от выполнения ими своих обязанностей. Под детьми, оставшимися без попечения родителей, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишение родителей родительских прав, признание родителей недееспособными или ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, нахождение родителей в розыске или в местах содержания под стражей и т.д.

2) Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Целью или  социально-педагогической или деятельности с опекунской или семьёй является – «нормальное» воспитание или и развитие ребёнка. В или качестве субъектов данной а деятельности выступают специалисты социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Социально-педагогическая и деятельность и с опекунской и семьёй базируется на следующих принципах: принцип центрального положения ребенка в семье, принцип системности, принцип законности, принцип толерантности. Основными направлениями социально-педагогической деятельности с опекунскими семьями являются: сбор и предоставление информации о положении семей; оказание помощи в получении различных льгот; содействие опекунам в выполнении их воспитательной функции; постоянное взаимодействие с законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся или без попечения или родителей; помощь в организации отдыха и досуга, учащихся из опекунских семей и т.д. Основными методами социально-педагогической деятельности с опекунской семьёй являются диагностические и управленческо-воспитательные или методы.

3) Основными факторами влияющими на адаптацию детей-сирот к условиям опекунской семьи являются трудности при овладении детьми социальными знаниями, умениями и навыками; отставание детей-сирот в психическом, интеллектуальном и физическом развитии; трудности при установлении эмоциональных связей с другими людьми. Адаптация предполагает приспособление к изменяющимся как внешним, так и внутренним условия. Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье – это включение ребенка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и всех членов семьи, а также социального окружения, и формирование у ребенка образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей данной семьи и общества.

4) Для исследования особенностей адаптационных процессов воспитанников опекунских семей возможно использование следующих методик: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, опросник родительского отношения к детям В.В. Столина-А.Я. Варга, проективная методика «Рисунок семьи», методика социально-психологической адаптации Р. Роджерса, опросник «Шкала или семейной адаптации и сплоченности»(FACES-3 / Тест Олсона), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье», а так же методика «Завершение предложения» (вариант В. Михала).

Проведенное исследование, направленное на диагностику родительского отношения, а конкретнее на диагностику отношения родителей-опекунов к воспитанникам своей опекунской семьи, с использованием в качестве методического инструментария опросника родительского отношения к детям В.В. Столина-А.Я. Варга, позволило определить, что опекуны, принявшие участие в исследовании, нуждаются в помощи со стороны специалистов социально-педагогической и психологической службы по вопросам воспитания детей и общения с ними





2019-07-03 324 Обсуждений (0)
Методики исследования адаптированности детей-сирот к условиям опекунской семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методики исследования адаптированности детей-сирот к условиям опекунской семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)