Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Длительность и время в XVII-XVIII веках



2019-07-03 184 Обсуждений (0)
Длительность и время в XVII-XVIII веках 0.00 из 5.00 0 оценок




Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке


Введение

 

Категория времени принадлежит к числу тех понятий, которые играют ключевую роль не только в философии, теологии, физике и астрономии, но и в геологии, биологии, психологии, в гуманитарных и исторических науках. Ни одна сфера жизни природы и человеческой деятельности не обходится без соприкосновения с реальностью времени: все, что движется, изменяется, живет, действует и мыслит, - все это в той или иной форме связано с временем.

Загадка времени всегда привлекала внимание философов, и редко кто из них не свидетельствовал о трудности разрешить вопрос, что такое время. В обычном представлении время есть последовательность моментов, а точнее интервалов - минут, часов, дней и лет, которая течет равномерно и с помощью которой мы измеряем движения и изменения как во внешнем мире, так и в нашей душе.

Каждая крупная эпоха в развитии мысли имеет некоторые общие подходы к анализу времени. Характер рассмотрения времени, способ включения его в систему других категорий мышления, так же как и основные интуиции времени определяют самосознание различных культурно- исторических периодов.


Понятие времени в античной философии

 

В классической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса, а потому порой отождествляется с движением небосвода. Платон анализирует понятие времени в контексте деления всего сущего на бытие и становление. Первое существует вечно, второе возникает и исчезает во времени. Время есть подвижный образ вечности, подобие вечности в эмпирическом мире становления. Платон мыслит время как категорию космическую: оно творится вместе с космосом, явлено в движении небесных тел и подчиняется закону числа.

Платон впервые в истории философской мысли попытался дать метафизическое обоснование понятия времени, сопоставив его с вневременной вечностью. Время, таким образом, предстало как подобие вечности в эмпирическом мире становления и, стало быть, как нечто не только отличное от вечности, но и причастное ей. У Платона же вечность и время строго различаются: вечность есть образец, или прообраз, а время – только ее образ, который не может быть понят безотносительно к прообразу.

Таким образом у Платона при осмыслении природы времени сопрягаются множественное и единое: время не может ни существовать, ни быть постигаемым без связи с вечностью.

Среди античных философов Аристотель в IV книге «Физики» дал наиболее обстоятельный и развернутый анализ времени. Согласно Аристотелю, космос существовал всегда, он не имел начала и не будет иметь конца. Время, как отмечает Аристотель, представляется прежде всего каким-то движением и изменением, и не случайно некоторые философы отождествляли его с движением небосвода. Но тем не менее его нельзя отождествить с движением, ибо движение может быть быстрее и медленнее, а время нет, так как медленное и определяется временем. Значит, время не есть движение, но, с другой стороны, оно не существует и без движения.

Как и Платон, он связывает время с физическим движением, а меру времени - с равномерным движением небосвода. Однако, в отличие от своего учителя, Аристотель нигде не сопоставляет время с вечностью. Так, говоря о том, что существует не во времени (как, например, математические и логические истины, сохраняющие свою значимость независимо от времени), Аристотель никогда не употребляет слово вечность, а предпочитает слово всегда. Размышляя о природе времени, Аристотель не обходит своим вниманием и вопрос о том, является ли время возникшим и, соответственно, имеющим свой конец, или же оно безначально и бесконечно. Философ считает этот вопрос достаточно серьезным и рассматривает аргументы в пользу как первого, так и второго утверждения. В конце концов он приходит к выводу, что время не может возникнуть и что оно существовало всегда, так же как и движение.

Средневековые концепции времени. Фома Аквинский

 

Первый и важнейший тезис Фомы касается различения времени и вечности. Разъясняя природу вечности и времени, Фома показывает, что вечность предполагает единство, в отличие от времени, условием возможности которого является множественность и разделение на части. Идея вечности, согласно Фоме, связана с началом неизменности, тогда как идея времени - с движением и изменением.

Длительность и время в XVII-XVIII веках

 

В XVII веке происходят существенные изменения в характере мышления, связанные с переосмыслением прежнего - античного и средневекового - понимания природы. Решающую роль в становлении механики как ведущей науки о природе сыграли формулированные Галилеем законы падения тел, благодаря которым ему удалось установить принцип, связывающий между собой пространство и время. Это привело к новому истолкованию понятия времени.

Начиная с Ньютона коррелятором понятия времени становится понятие «непрерывного течения», флюксии, благодаря которому движение определяется как единый, строго регулируемый процесс становления.

Весьма определенно различение времени и длительности проводится Декартом. Согласно Декарту, длительность совпадает с существованием вещи и есть нечто вполне реальное; он называет ее атрибутом, а иногда - модусом субстанции. Определяя время как число движения, Декарт идет за Аристотелем. Он связывает понятие времени с процедурой измерения, т. е. сравнения, соотнесения длительности той или иной вещи с длительностью равномерного движения вращения небосвода или качания маятника. Такое сравнение производится субъектом, его мышлением, а потому время, по Декарту, есть модус мышления, тогда как длительность - модус или атрибут самого бытия вещи. Психологическая трактовка длительности получила дальнейшее развитие и новые формы обоснования у Беркли и Юма. Юм убежден, что идея времени возникает из последовательности впечатлений и идей в нашем сознании. «...Время не может появиться в уме ни само по себе, ни в связи с постоянным и неизменным объектом, но ... всегда открывается нами при помощи некоторой доступной восприятию последовательности изменяющихся объектов. У Юма нет больше различения понятий времени и длительности; он употребляет эти понятия как взаимозаменимые. «Время, или длительность, состоит из различных частей, ибо иначе мы не могли бы представить себе более долгой или более краткой длительности».



2019-07-03 184 Обсуждений (0)
Длительность и время в XVII-XVIII веках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Длительность и время в XVII-XVIII веках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)