СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
О демографической ситуации в Орловской области в 2000-2005 г.г. За первые 6 лет третьего тысячелетия определенных позитивных сдвигов в демографическом развитии области не наблюдалось: продолжала расти смертность, оставалась низкой рождаемость, снизилась продолжительность жизни населения. Общая численность постоянного населения области на начало 2006 г. составила 833,8 тыс. человек. С начала 2000 г. численность населения сократилась на 50,5 тыс. человек (на 6%) и на 26,5 (на 3%) - от Всероссийской переписи населения 2002 года. Компоненты изменения общей численности населения за 2000-2005 г.г. показаны в следующей таблице: (человек). Годы | Численность населения на начало года |
Изменения за год | Численность населения на конец года | Общая убыль за год, % | ||||||||||||||||
общая убыль (-) | в том числе: | |||||||||||||||||||
естественная убыль (-) | миграционный прирост, убыль (-) | |||||||||||||||||||
2000 | 884269 | 7597 | 8697 | 1100 | 876672 | 0,9 | ||||||||||||||
2001 | 876672 | 9119 | 8675 | -444 | 867553 | 1,0 | ||||||||||||||
2002 | 867553 | 9241 | 8591 | -650 | 858312 | 1,1 | ||||||||||||||
2003 | 858312 | 8296 | 8460 | 164 | 850016 | 1,0 | ||||||||||||||
2004 | 850016 | 7665 | 8050 | 385 | 842351 | 0,9 | ||||||||||||||
2005 | 842351 | 8568 | 8353 | -215 | 833783 | 1,0 | ||||||||||||||
Главным фактором сокращения численности населения области является естественная убыль, она составила в 2005 году 97% общей убыли. Удельный вес миграционного оттока в общем снижении численности был равен 3%.
Общеизвестно, что с 1990 года современная демографическая ситуация в области, как и в целом по России, оценивается как критическая. Ускорение процесса депопуляции в 2000-2005 г.г. стало одновременным результатом высокой естественной убыли населения и низкого миграционного прироста. В 2005 г. естественные потери были усугублены еще и отрицательным сальдо в миграционном обмене.
Основные показатели естественного движения населения за 2000-2005 гг. приведены в таблице:
| Годы | |||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Человек | ||||||
Родившихся | 6931 | 7037 | 7441 | 7609 | 7726 | 7232 |
Умерших | 15628 | 15712 | 16032 | 16069 | 15776 | 15585 |
в том числе детей в возрасте до 1 года | 89 | 104 | 79 | 84 | 87 | 73 |
Естественная убыль | 8697 | 8675 | 8591 | 8460 | 8050 | 8353 |
Браков | 5301 | 6119 | 6350 | 6717 | 5423 | 6370 |
Разводов | 3792 | 4050 | 5265 | 4699 | 3381 | 3179 |
На 1000 человек населения | ||||||
Родившихся | 7,9 | 8,1 | 8,6 | 8,9 | 9,1 | 8,6 |
Умерших | 17,7 | 18,0 | 18,6 | 18,8 | 18,6 | 18,6 |
в том числе детей в возрасте до 1 года*) | 13,0 | 14,8 | 10,7 | 11,1 | 11,3 | 10,0 |
Естественная убыль | 9,8 | 9,9 | 10,0 | 9,9 | 9,5 | 10,0 |
Браков | 6,0 | 7,0 | 7,4 | 7,9 | 6,4 | 7,6 |
Разводов | 4,3 | 4,6 | 6,1 | 5,5 | 4,0 | 3,8 |
*) на 1000 родившихся живыми
По уровню рождаемости Орловская область занимает 11 место среди областей Центрального федерального округа, разделив его с Курской и Смоленской областями, а по уровню смертности – 14 место. Самая низкая рождаемость в 2005 г. зафиксирована в Тульской области (7,8 родившихся на 1000 человек населения), а самая высокая смертность в Тверской области (23,1 умерших на 1000 населения).
В 2005 г. коэффициент смертности населения оставался на уровне 2004 г., а рождаемости сократился на 5,5%. Как и в предыдущие годы, смертность превысила рождаемость во всех городах и районах области. Самый высокий показатель естественной убыли отмечен в Новосильском, Мценском, Сосковском, Корсаковском и Троснянском районах (20,4 –18,9 в расчете на 1000 населения).
Снижение рождаемости наблюдалось почти во всех городах и районах области (за исключением Хотынецкого, Новодеревеньковского, Ливенского и Глазуновского районов). Основной причиной сокращения рождаемости явилось уменьшение интенсивности рождений, причем главным образом у женщин в возрасте 20-34 лет, уровень плодовитости которых во многом определяет общее положение с рождаемостью. Общее число родившихся в 2005 г. по области младенцев было почти на 500 меньше, чем в 2004 г., а вторых и третьих по порядку рождений у матерей в возрасте от 20 до 34 лет – на 210 меньше. При этом численность женщин указанного возраста, по сравнению с 2004 г., увеличилась на 889, а по сравнению с 2000 г. - на 3969 человек.
Особенно неблагоприятное положение сложилось в городской местности. Для простого замещения поколения родителей их детьми необходимо, чтобы в расчете на каждые 100 женщин в течение жизни приходилось не менее 215-217 рождений (суммарный коэффициент рождаемости). У горожанок этот показатель равен всего 107.
Уровень рождаемости в сельской местности в 1,3 раза выше, чем в городской: на 100 женщин здесь приходится в среднем по 141 ребенку. Однако в силу возрастно-половых диспропорций сельского населения, произошедших в результате многолетней миграции в города, преимущественно молодежи, общее число ежегодных рождений на селе почти в 2 раза ниже, чем в городе.
В настоящее время удельный вес женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) на селе составляет 44,1%, тогда как в городе – 51,3%.
В Сосковском, Кромском и Колпнянском районах коэффициент рождаемости (5,9-6,7 родившихся в расчете на 1000 человек населения) на 31-22% ниже областного уровня.
В целом по области в 2005 году по сравнению с 2000 г. увеличилось число брачных союзов (на 1,1 тыс. единиц), а число разводов сократилось на 613. Если на 100 браков в 2000 г. приходилось 72 развода, то в 2005 г. – 50 (в 2004 г. - 62). За последние 6 лет наибольшее число разводов наблюдалось во Мценском и Ливенском районах. В 2005 г. во Мценском районе на 100 браков приходилось 100 разводов, в Ливенском – 75.
Если ситуация с рождаемостью на протяжении многих лет является устойчиво низкой и целенаправлена на малодетность, то в смертности населения отмечаются неблагоприятные изменения. Общий коэффициент смертности за 6 лет (2000-2005 г.г.) вырос с 17,7 до 18,6 промилле или на 5,1%. Более высокий уровень смертности наблюдается в сельской местности – 24,1 против 15,5 промилле в городской местности.
Одна из причин такого неблагополучия – продолжающийся процесс старения населения. Число лиц пенсионного возраста на начало 2006 г. составило 196,7 тыс. человек (23,6%), т.е. почти каждый четвертый житель – пенсионер. Доля лиц старше трудоспособного возраста в сельской местности составила 27,4% (в городской местности – 21,5%), тогда как дети в возрасте 0-15 лет (моложе трудоспособного возраста) составили по области 15,1% (14,4% - по городской местности, 16,4% - по сельской местности).
Растет смертность людей трудоспособного возраста. С 2000 г. число умерших в этом возрасте увеличилось на 709 человек и составило в 2005 г. 4535 человек (29,1% от всех причин).
Основной причиной в этом возрасте является смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Одна треть смертей среди трудоспособного населения обусловлена этим фактором. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте почти в 5 раз превышает смертность женщин (в 2005 г. умерло 3740 мужчин, женщин – 795).
Распределение умерших мужчин и женщин в трудоспособном
возрасте по причинам смерти
| Мужчины | Женщины | ||||
2000 | 2004 | 2005 | 2000 | 2004 | 2005 | |
Всего умерших, человек | 3108 | 3552 | 3740 | 718 | 800 | 795 |
в том числе от: | ||||||
некоторых инфекционных и паразитарных болезней | 81 | 39 | 66 | 10 | 8 | 6 |
из них от туберкулеза | 73 | 34 | 51 | 8 | 6 | 5 |
новообразований | 357 | 391 | 378 | 173 | 174 | 159 |
болезней системы кровообращения | 962 | 1190 | 1296 | 211 | 212 | 223 |
болезней органов дыхания | 162 | 257 | 283 | 31 | 38 | 34 |
болезней органов пищеварения | 133 | 169 | 215 | 35 | 68 | 72 |
несчастных случаев, отравлений и травм | 1226 | 1299 | 1281 | 182 | 230 | 249 |
На 100 000 человек населения | ||||||
Всего умерших | 1246,6 | 1394,2 | 1459,9 | 302,7 | 315,5 | 315,5 |
в том числе от: | ||||||
некоторых инфекционных и паразитарных болезней | 21,6 | 15,3 | 25,8 | 3,5 | 3,2 | 2,4 |
из них от туберкулеза | 19,3 | 13,3 | 19,9 | 1,6 | 2,4 | 2,0 |
новообразований | 135,4 | 153,5 | 147,6 | 64,5 | 68,6 | 63,1 |
болезней системы кровообращения | 378,2 | 467,1 | 505,9 | 83,6 | 83,6 | 88,5 |
болезней органов дыхания | 82,3 | 100,9 | 110,5 | 11,3 | 15,0 | 13,5 |
болезней органов пищеварения | 52,0 | 66,3 | 83,9 | 19,9 | 26,8 | 28,6 |
несчастных случаев, отравлений и травм | 492,0 | 509,9 | 500,0 | 100,4 | 90,3 | 98,8 |
Уровень смертности, особенно трудоспособного населения, несомненно, оказывает негативное воздействие на формирование и состав трудовых ресурсов, является одной из основных проблем развития народонаселения, существенно сказывается на величине показателя продолжительности жизни. В 2005 г. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составила 58 лет и сократилась по сравнению с 2000 г. на целый год; у женщин – осталась на уровне 2000 г. и составила 73 года. В городской местности мужчины живут 60 лет, женщины – 74, в сельской местности - 55 и 71, соответственно.
Продолжительность жизни у мужчин в среднем на 15 лет меньше, чем у женщин. Такого большого интервала в мужской и женской продолжительности жизни нигде в мире нет, что напрямую связано с высоким разрывом в смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста.
В списке 200 наиболее крупных стран Россия занимает 135 место по продолжительности жизни мужчин и 100-е место – женщин. Нашими соседями в этом списке оказались Египет, Марокко и Монголия.
Между тем, около полувека назад Россия по продолжительности жизни населения шла вровень с Японией. Однако с тех пор государства, которые сегодня принято считать развитыми, сделали большой рывок в области уровня и качества жизни своих граждан. Речь идет об эффективной системе социального обеспечения, здравоохранения, медицинского страхования и в целом устойчивого экономического развития тех факторов, с которыми специалисты и ученые связывают показатель жизни населения в нашей стране. Обильный рост смертности, начавшийся с начала 90-х годов, свидетельствует о том, что именно здоровье населения (физическое и психическое) стало первой наиболее ощутимой жертвой негативных сторон реформирования общества.
Необходимо повысить ценность своего и чужого здоровья в глазах людей, сделать болезнь невыгодной с точки зрения карьеры и заработка.
Предметом специальной заботы государства должна стать профилактика преждевременных смертей от несчастных случаев, отравлений и травм.
Необходимо сосредоточить демографическую политику на реальной помощи тем семьям, матерям и уже рожденным детям, которые в ней нуждаются, создать условия для максимально полной реализации потребности семей в детях. Важно добиться в будущем, чтобы как можно меньшее число семей нуждалось в государственной и общественной благотворительности, разного рода пособиях, льготах, бесплатных услугах. Семьи должны опираться на собственные силы и как можно раньше обретать экономическую независимость.
В тоже время государство должно взять заботу о семьях, которые по тем или иным причинам не способны сами обеспечить свое экономическое и социальное благополучие и нуждаются в социальной защите.
Необходимы специальные меры социальной защиты семей, члены которых остались без работы, и семей с доходами ниже прожиточного минимума.
Анализ результатов, полученных в процессе социологического исследования
Для данного исследования был выбран анкетный опрос. В качестве основного инструмента использовалась анкета.
В ходе исследования было опрошено 100 человек, то есть генеральная совокупность составляет 100 человека. Выборка является квотной, признаками послужили: пол, возраст, образование. В выборку вошли 5 групп: респонденты до 20 лет (6%), респонденты от 21 до 30 лет (47%), респонденты от 31 до 40 лет (27%), от 41 до 50 лет (12%) и от 50 и старше (8%). Было опрошено 73 женщин и 27 мужчина разных возрастов. В опросе в основном участвовали люди имеющие высшее образование и незаконченное высшее. В браке состоят 76% респондентов, а 24% -холосты.
Рисунок 1 Материальное положение
По данным рисунка 1 видно, что наибольшая часть респондентов – 60% оценивают своё материальное положение как среднее, 25% опрошенных -как ниже среднего.
Рисунок 2 Количество детей в семье
Общеизвестно, что в современной России 1, а тем более 2 ребенка является нормой для семей, которое в свою очередь влияет на снижение рождаемости в целом для России и, в частности в Орловской области.
Рисунок 3 Желаемое количество детей в семье
На вопрос о количестве детей планируемых в своих семьях респонденты разделились во мнениях. 41% опрашиваемых хочет иметь 2 ребенка, 24% -1 ребенка.
Рисунок 4 Уровень жизни семей
По данным рисунка видно, что всего 15% опрошенных удовлетворены своим материальным положением, 12 % опрошенных совсем не удовлетворены уровнем жизни, 27% -скорее удовлетворены, а 35% - скорее не удовлетворены.
Рисунок 5 Начало демографического кризиса
По данным рисунка видно, что 79 % респондентов считают, что демографический кризис в России начался в 90-х гг. 20 века.
Рисунок 6 Причины высокой смертности в России (потребление алкоголя)
По данным рисунка видно, что 35% респондентов отмечают частой причину высокой смертности в современной России потребление алкоголя, 42% - наиболее частой.
Рисунок 7 Причины высокой смертности в России (развал системы здравоохранения)
Из рисунка видно, что одной из важных причин высокой смертности в современной России является развал системы здравоохранения. Так, 26% отмечают эту причину частой, 32% - наиболее частой.
Рисунок 8 Утрата традиционных устоев семьи
По данным опроса можно с уверенностью сказать, что безусловно утрата традиционных устоев семьи один из важных факторов, влияющих на снижение рождаемости, т.к.демографический кризис берет своё начало именно здесь, и его можно решить только тогда, когда решится когда в семьях будет уважение к старшим, к родителям, между супругами и т.д..
Рисунок 9 Отторжение от религии
По данным рисунка видно, что 38% респондентов не согласны с утверждением, отторжение от религии является фактором, непосредственно влияющим на снижение рождаемости.
Рисунок 10 Сектантство
С утверждением, что сектантство влияет на снижение рождаемости не согласны 39%. Это говорит о незначительности данного фактора относительно проблемы рождаемости.
Рисунок 11 Проституция
По данным рисунка видно, что на утверждение о влиянии такого фактора как проституция на снижение рождаемости население высказалось неоднозначно. Можно предположить, что это достаточно сложный вопрос, на который однозначно ответить не представляется возможным.
Рисунок 12 Алкоголизм
62% высказались, что алкоголизм непосредственно влияет на снижение рождаемости, 4% с данным утверждением не согласны. Т.к. данная проблема является глобальной для современной России.
Рисунок 13 Жилищная проблема
Жилищная проблема наиболее остро стоит в современной России. Данное утверждение подтверждают результаты, приведенные на рисунке. Так, 77% респондентов полагают, что если проблема с жильем изменится в лучшую сторону, то увеличится рождаемость.
Рисунок 14 Отъезд граждан репродуктивного возраста
35% респондентов выразили свое несогласие с утверждением о том, что отъезд за границу является фактором, влияющим на снижение рождаемости в стране.
Рисунок 15 Пропаганда ничем не ограниченного секса, насилия, разврата
62% респондентов согласны, что пропаганда ничем не ограниченного секса, насилия, разврата, сатанизма ведет к снижению рождаемости населения.
Рисунок 16 Бесплодие женщин в результате абортов
Несомненно, немаловажным фактором является последствие абортов женщинами. Так, 52% опрошенных выразили свое согласие с утверждением, что бесплодие женщин в результате абортов ведет к снижению рождаемости, и только 2% утверждают обратное.
Рисунок 17 Меры по улучшению демографической ситуации
Наиболее важным мероприятием по улучшению демографической ситуации в современной России является решение жилищной проблемы –
59%.
Рисунок 18 Причины демографического кризиса
Наиболее важной причиной демографического кризиса по мнению опрашиваемых является экономическая. 68% опрашиваемых выделили именно эту причину. А для этого необходимо сосредоточить демографическую политику на реальную помощь молодым семьям. А главное надо добиться в будущем, чтобы как можно меньшее число семей нуждались в государственной и общественной помощи. Семьи должны опираться на собственные силы и как можно раньше обретать экономическую независимость.
Рисунок 19 Повлияет на решение семьи иметь еще одного ребенка падение уровня доходов
59% респондентов считают, что да безусловно повлияет на решение молодой семьи родить второго (третьего и т.д.) ребенка и 23% -однозначно сказать пока не могут.
2.2 НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Демографическая ситуация в современной России требует целенаправленного вмешательства в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Ряд федеральных законов, принятых в последнее время направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей. Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".
С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".
Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей”. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер[12].
На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство, национальный проект “Здоровье”. В 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).
В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа “Дети Подмосковья”, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы.
Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.
А также мер только по увеличению финансирования медицины недостаточно для увеличения демографического кризиса в России. Разумеется, это направление развивать обязательно надо, это добавит несколько лет жизни россиянам, в особенности непьющим. Однако дорогостоящие меры такого рода будут малоэффективными, пока не будут устранены основные "черные дыры", в которые с огромной скоростью "уходит" население России: крепкие спиртные напитки и тяжелые наркотики. Как показывает история Венгрии 1970-80-х гг. и Северной Европы XIX в., экономический рост сам по себе также не является панацеей от демографических проблем. Решение демографического кризиса требует радикального снижения россиянами потребления крепких алкогольных напитков и инъективных наркотиков, желательно в сочетании со снижением уровня потребления алкоголя и наркотиков, в целом. Это позволило бы немедленно остановить вымирание России. Конечно, борьба с алкогольной и наркотической смертностью должна сочетаться с увеличением финансирования здравоохранения, целенаправленными мерами по стимулирования рождаемости и разумной миграционной политикой. В этом случае можно было бы рассчитывать на полное решение российского демографического кризиса в долгосрочной перспективе.
Как показывает мировой опыт, существуют следующие меры, помогающие эффективно снизить потребление крепких алкогольных напитков: увеличение цены на алкоголь, уменьшение физической доступности алкоголя, запрет на продажу алкоголя в определенные часы, ограничение на объем алкогольной продукции, отпускаемой в одни руки и снижение спроса: работа с общественным мнением, информирование потребителей о его реальном вреде, профилактика и лечение алкоголизма.
Одной из наиболее действенных мер, позволивших снизить уровень алкогольной смертности во многих странах, является регулирование цены на алкоголь, в целом, и крепкие алкогольные напитки, в частности. Эконометрические исследования показывают, что спрос на алкоголь, как и на большинство товаров, обладает ценовой эластичностью (т.е. увеличение цены алкогольных напитков приводит к снижению их потребления). В Табл 1 приведены результаты некоторых исследований ценовой эластичности спроса на алкогольные напитки. Коэффициенты ценовой эластичности показывают на сколько процентов изменилось потребление алкогольных напитков при увеличении цены на 1%(Приложение А)[26].
Необходимо также снижать спрос на алкоголь путем информирования потребителей о реальном вреде алкоголя и, особенно, крепких алкогольных напитков. Как показывают многочисленные исследования в западноевропейский странах, пятиминутная лекция о вреде алкоголя лицам, попавшим в больницу по любому поводу с повышенной концентрацией алкоголя в крови способствует снижению потребления алкоголя на 25%.
В общем и целом, необходимо начать масштабную общественную дискуссию в научных, интеллектуальных и политических кругах, а также в СМИ, в ходе которой и должны определиться контуры алкогольной политики, подходящей для России.
Алкогольная и наркотическая сверхсмертность в России и соседних государствах достигает таких масштабов, что речь идет о самой настоящей гуманитарной катастрофе. Сотни тысяч людей ежегодно умирают от опасности, серьезность которой они до конца не представляли. Десятки тысяч молодых людей приобщаются к героину и амфетаминам, просто не осознавая, что тем самым преступают роковую черту, шагая в большинстве случаев навстречу СПИДу и неизбежной смерти. В то же время представители интеллектуальной и правящей элиты ведут между собой оживленные дискуссии о судьбах России, не замечая страшной реальности. Между тем, как показывает мировой опыт, прекратить эти бессмысленные человеческие потери можно и нужно. Компетентные и целенаправленные действия способны существенно снизить потребление тяжелых наркотиков, крепких алкогольных напитков и алкоголя, в целом. Интеллектуальная и правящая элиты должны как можно скорее приложить усилия к обсуждению, выработке и внедрению эффективных программ по борьбе с потреблением алкоголя и наркотиков, особенно крепких алкогольных напитков и инъективных наркотиков, и остановить тем самым вымирание россиян[33].
В сегодняшнем российском обществе невозможно применение мер командно-запретительного характера, но в то же время существует множество способов повлиять на демографическую ситуацию, не прибегая к ним (исключение составит лишь принятие запрета на рекламу абортов в СМИ и введение определенных ограничений на хирургическую стерилизацию).
Выходу из демографического кризиса, помогут следующие меры:
1. Коренное изменение концепции государственной демографической политики.
2. Анализ всех принимаемых законодательных и нормативных ведомственных актов в свете проблемы демографической безопасности.
3. Поручение Комитету по демографии проведения кадровой политики в отношении государственных служащих, влияющих на демографическую ситуацию. Для этого при региональных полномочных представителях Президента в Федеральных округах могут быть созданы должности заместителей представителя Президента по демографической политике.
4. Формирование градостроительной концепции страны в соответствии с демографическими интересами государства; поощрение частного домовладения. По статистике, семьи, проживающие в частных домах, как правило, имеют больше детей, чем живущие в городских кварталах.
5. Создание службы по усыновлению детей, от которых отказались родители после их рождения. Причем необходимо взыскивать с родителей алименты в пользу этой службы и усыновителей.
6. Возращение традиций и ценностей многодетного материнства, а для этого необходима поддержка государства, которая будет направлена на обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации
7. Отмена программы "Планирование семьи". Прекращение деятельности РАПС и других структур подобного рода, являющихся антигосударственными организациями, ведущими демографическую войну против России (эти организации допускают в своей работе столь многочисленные нарушения закона, что для запрещения их деятельности на основании действующего законодательства достаточно простого судебного разбирательства).
8. Прекращение финансирования всех мероприятий по контролю над рождаемостью: абортов, рекламы и раздачи противозачаточных средств, деятельности организаций, занимающихся их распространением. Государственное финансирование центров планирования семьи и абортов является скрытой формой давления на женщину, ограничивающего ее свободу выбора, а также свободу налогоплательщиков, которые не хотят оплачивать из своего кармана право на "безопасный секс", половое просвещение с 5 лет или убийства во чреве матери. Феминистки, выступающие за разного рода "свободы", без конца твердят, что женщина должна сама решать, сколько ей рожать детей. Этот либеральный лозунг можно расширительно истолковать и в смысле недопустимости оказания давления на женщину, чтобы принудить ее отказаться от деторождения.
9. Жесткий регламент условий, при которых разрешается производство абортов, и введение на него государственного лицензирования. Разрешение осуществлять аборты только государственным учреждениям здравоохранения. Женщине, решившей сделать аборт, должны предоставляться обязательные консультации с социальным работником, представителями религиозных и благотворительных организаций, а также медицинская консультация о вреде аборта. Не мало важным является оказание необходимой психологической, духовной и материальной помощи.
10. Обязательное отчисление части прибыли от производства абортов на противоабортную пропаганду.
11. Отмена существующих нормативных актов, регулирующих стерилизацию; исключение стерилизации из списка методов контроля над рождаемостью и контрацепции. Внесение поправки к действующему законодательству, предусматривающей наказание за стерилизацию, проведенную в нарушение установленного порядка. Введение срока ожидания (не менее полугода) на проведение этой операции, с надлежащим оформлением документов, что сделает невозможным так называемую послеродовую стерилизацию, когда женщина в состоянии послеродового шока под давлением врачей дает согласие на стерилизацию. Рассмотрение вопроса о возможной стерилизации алкоголичек, наркоманок и т. п.
12. Тщательная проверка всех гормональных противозачаточных средств на вредность. Многие из них опасны для здоровья, что признается даже самими производителями.
13. Изменение информационной политики, в частности:
- проведение многолетней рекламной кампании в СМИ, направленной на формирование положительного образа семьи, имеющей детей, в том числе многодетной;
- включение противоабортной рекламы на ТВ в 5-процентный лимит бесплатной социально значимой рекламы;
- запрет на рекламу абортов в СМИ (поправка к закону о рекламе лекарственных средств и медицинских услуг);
- отношение к любой деятельности, направленной на рекламу противозачаточных средств (в виде различных благотворительных фондов и организаций), как к коммерческой, без освобождения ее от налогов. Введение регламента на размещение рекламы противозачаточных средств, исключающего оказание давления на человека и оскорбление его личного достоинства (как-то размещение рекламы противозачаточных средств в общественных местах, школах и детских учреждениях);
- прекращение трансляции порнографии и ограничение эротики путем законодательного регулирования, кадровых назначений, переговоров с руководителями частных СМИ;
- запрет на рекламу табачных и вино-водочных изделий (существующий во многих странах), как вредных для здоровья населения;
- введение в школах предмета "Семья" в традиционном для России понимании этого важнейшего фактора процветания государства;
- создание учебника для педагогических учреждений всех уровней совместно с Русской Православной Церковью.
Согласно прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн. человек или на 7,2%. и составит 134,4 млн. человек. Положительный миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения.
При условии сохранения существующих тенденций распределение населения по территории страны претерпит дальнейшие изменения: увеличится доля россиян, проживающих в европейской части страны, при сокращении населения северных и восточных территорий. За период с 2001 по 2016 годы численность населения Сибири и Дальнего Востока сократится на 7,6%, северных и приравненных к ним территорий - на 12,0%. Географический сдвиг расселения населения в западном и южном направлении обусловит уменьшение плотности заселения азиатской части России, п
2019-07-03 | 306 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы