III . Измерение объема кратковременной памяти.
Кратковременная память (КП) – вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением объем кратковременной памяти измеряется числом символов, которые могут быть воспроизведены немедленно после их однократного предъявления. Объем КП относительно безразличен к количеству информации и ограничен числом 7±2. КП служит основой более сложных функциональных образований. Цель эксперимента: определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса.
Опыт. Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса. Методика. Опыт проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 20 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел: 1596 29487 341620 2736411 13182000 971368297 7754296118 2817 31150 724850 5311520 01085776 131747273 6413182910 4450 40161 601433 2814106 13172940 01752344 5506373490 7816 54185 151214 6813401 50664297 25183146 5485726419
Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 с., испытуемый письменно воспроизводит в протоколе (форма 1) элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза (на других цифровых рядах). После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда. Участники эксперимента 15 человек. Гипотеза исследования: кратковременная память характеризуется кратким хранением информации, она воспроизводится немедленно. Обработка данных: 1. Сверим результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, или ошибочно или в иной последовательности, отмечаются знаком «-». 2. Составим сводную таблицу результатов (таблица 3) и вычислим процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины для каждого испытуемого. 1) Елена, 36 лет Таблица 3.1. Сводная таблица результатов
2) Галина Александровна, 68 лет Таблица 3.2. Сводная таблица результатов
3) Валентина, 31 год Таблица 3.3. Сводная таблица результатов
4) Роман Валерьевич, 41 год Таблица 3.4. Сводная таблица результатов
и т.д. Процент правильно воспроизведенных рядов составил: 5) Оксана, 5 лет – 62,1% 6) Ирина, 28 лет – 59,2% 7) Людмила Валерьевна - 47% 8) Валерий Тихонович, 66 лет – 58,4% 9) Нина Ефимовна, 53 года – 59,3% 10) Надежда, 20 лет – 69,9% 11) Екатерина, 22 года – 71,5% 12) Ирина, 24 года – 63,8% 13) Ирина, 28 лет – 61,9% 14) Павел, 27 лет – 59,9% 15) Юрий Федорович – 50,1% Наибольший процент воспроизведенных рядов каждой длины оказался у студенток Надежды и Екатерины.
3. Вычислим объем памяти по формуле: , где А –наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах; n – число опытов (n=4); m - количество правильно воспроизведенных рядов, больших A; k – интервал между рядами (k=1). А в нашем случае для каждого испытуемого разные. Определим объем памяти для каждого испытуемого. 1. V=5+15/4+1/2=5+3,7+0,5=9,2 2. V=4+12/4+1/2=4+0,3+0,5=4,8 3. V=5+19/4+1/2=5+4,75+0,5=10,2 4. V=5+15/4+1/2=9,2 5. V=5+12/4+1/2=5,8 6. V=4+12/4+1/2=4,8 7. V=4+11/4+1/2=7,25 8. V=4+13/4+1/2=7,75 9. V=5+12/4+1/2=5,8 10. V=5+19/4+1/2=10,2 11. V=5+21/4+1/2=10,75 12. V=9,8 13. V=7,3 14. V=7,8 15. V=7
5. Составим таблицу результатов опытов всей группы испытуемых и вычислим средние показатели (таблица 4). Таблица 4. Сводная таблица средних показателей результатов
Подсчитаем средний объем кратковременной памяти по группе:
Ниже среднего уровня объема памяти наблюдается у пенсионеров. Выше среднего уровня – у студентов. В ходе эксперимента мы наблюдали за ходом процесса запоминания. При этом мы можем сделать вывод о том, что полученная информация в ходе эксперимента при однократном ее восприятии хранится недолго у испытуемых, она воспроизводится немедленно, если испытуемый не воспроизводил сразу цифровой ряд, то потом он его уже воспроизвести правильно не мог, что подтверждает нашу гипотезу исследования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |