Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV . Исследование динамики процесса заучивания.



2019-07-03 388 Обсуждений (0)
IV . Исследование динамики процесса заучивания. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.

Существенную роль в запоминании играет повторение материала. В процессе запоминания центральное место принадлежит организации действий субъекта с материалом.

Цель исследования: изучение динамики запоминания.

Методика: используется метод заучивания. Экспериментальным материалом служат не связанные между собой по смыслу слова (из 4-6 букв): огонь, лиса, круг, манеж, жгут, письмо, краски, линейка, заяц, стоять, пишу, книга. Материал представляют слуховым способом.

Процедура эксперимента.

Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованиями заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с. после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+». Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда. После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе (форма 2) словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях запоминания ряда.

Участники эксперимента: 15 человек.

Гипотеза исследования: запоминание имеет позиционную зависимость.

Обработка и анализ результатов.

1. Подсчитаем общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V для каждого испытуемого.

 

1. Елена, 36 лет

При первом повторении – V1=4

При втором V2=6, V3=8, V4=12

2. Галина Александровна

V1=5, V2=6, V3=6, V4=8, V5=10, V6=10, V7=12

3. Валентина, 31 год

V1=4, V2=8, V3=7, V4=7, V5=10, V6=12

4. Роман Валерьевич, 41 год

V1=6, V2=6, V3=8, V4=11, V5=12

5. V1=7, V2=8, V3=11, V4=12

6. V1=10, V2=10, V3=9, V4=12

7. V1=7, V2=10, V3=11, V4=11, V5=12

8. V1=9, V2=9, V3=12

9. V1=7, V2=8, V3=7, V4=10, V5=12

10. V1=10, V2=12

11. V1=9, V2=10, V3=12

12. V1=8, V2=10, V3=10, V4=12

13. V1=7, V2=10, V3=12

14. V1=6, V2=10, V3=9, V4=11, V5=12

15. V1=5, V2=7, V3=9, V4=9, V5=11, V6=10, V7=11, V8=12

 

Мы видим, что при увеличении числа повторений увеличивается количество воспроизведений слов.

Если подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения, то можно убедится в том, что чаще всего воспроизводятся первые и последние слова.

Если построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров, то можно наблюдать следующую картину (рис. 1)

 

Частота воспроизведений слов у испытуемой Валентины, 31 год.

Диаграмма частоты воспроизведения каждого слова

Рис. 1

Такая же тенденция будет прослеживаться на всех графиках, подтверждает нашу гипотезу о том, что запоминание имеет позиционную зависимость, т.е. лучше запоминаются первые и последние слова.

В результате наших исследования сделаем вывод о том, что наибольший уровень развития памяти среди исследуемых приходится на подгруппу студентов, наименьший – на пенсионеров. Это говорит о том, что развитие памяти, ее уровень зависят от деятельности человека.


 

 

Литература:

 

1. Столяренко Л.Ю. Основы психологии. Учеб. пособие. – Р.-на-Дону, 2001.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб, 2003.

3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1996.

4. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М., 1931.

5. Фресс П., пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 6. – М., 1978.

 


 

 

Форма 1

Протокол занятия

Испытуемый: Валентина, 31 год

 

Длина ряда

Результаты воспроизведения

1 2 3 4
4 1596 2817   4450   7816  
5 29487 31150   40161   54185  
6 341620   724850   601433   151214  
7 2736411   5311520   2814106   6813401  
8 13182000   01085776   13172940   50664297  
9 971368297   131747273   01752344   25183146  
10 7754296118   6413182910   5506373490   5485726419  

 

Словесный отчет испытуемого:

Запоминала первые цифры, если запоминала последние четыре, то первые цифры в памяти не оставались.

Наблюдения: правильно воспроизводятся первые цифры или последние, правильные цифры при быстром воспроизведении.


 

Форма 2

Испытуемый: Валентина, 31 год

 

Номер воспроизведения

Результаты воспроизведения

Примечание

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 + + + - - - - - - - + +  
2 + + + - - - - + + + + +  
3                          
4 + + + + + + - - - - - +  
5                          
6 + + + + + + + + + - + +  
7 + + + + + + + + + + + +  

 



2019-07-03 388 Обсуждений (0)
IV . Исследование динамики процесса заучивания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV . Исследование динамики процесса заучивания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)