IV . Исследование динамики процесса заучивания.
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. Существенную роль в запоминании играет повторение материала. В процессе запоминания центральное место принадлежит организации действий субъекта с материалом. Цель исследования: изучение динамики запоминания. Методика: используется метод заучивания. Экспериментальным материалом служат не связанные между собой по смыслу слова (из 4-6 букв): огонь, лиса, круг, манеж, жгут, письмо, краски, линейка, заяц, стоять, пишу, книга. Материал представляют слуховым способом. Процедура эксперимента. Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованиями заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с. после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+». Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда. После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе (форма 2) словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях запоминания ряда. Участники эксперимента: 15 человек. Гипотеза исследования: запоминание имеет позиционную зависимость. Обработка и анализ результатов. 1. Подсчитаем общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V для каждого испытуемого.
1. Елена, 36 лет При первом повторении – V1=4 При втором V2=6, V3=8, V4=12 2. Галина Александровна V1=5, V2=6, V3=6, V4=8, V5=10, V6=10, V7=12 3. Валентина, 31 год V1=4, V2=8, V3=7, V4=7, V5=10, V6=12 4. Роман Валерьевич, 41 год V1=6, V2=6, V3=8, V4=11, V5=12 5. V1=7, V2=8, V3=11, V4=12 6. V1=10, V2=10, V3=9, V4=12 7. V1=7, V2=10, V3=11, V4=11, V5=12 8. V1=9, V2=9, V3=12 9. V1=7, V2=8, V3=7, V4=10, V5=12 10. V1=10, V2=12 11. V1=9, V2=10, V3=12 12. V1=8, V2=10, V3=10, V4=12 13. V1=7, V2=10, V3=12 14. V1=6, V2=10, V3=9, V4=11, V5=12 15. V1=5, V2=7, V3=9, V4=9, V5=11, V6=10, V7=11, V8=12
Мы видим, что при увеличении числа повторений увеличивается количество воспроизведений слов. Если подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения, то можно убедится в том, что чаще всего воспроизводятся первые и последние слова. Если построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров, то можно наблюдать следующую картину (рис. 1)
Частота воспроизведений слов у испытуемой Валентины, 31 год. Диаграмма частоты воспроизведения каждого слова Рис. 1 Такая же тенденция будет прослеживаться на всех графиках, подтверждает нашу гипотезу о том, что запоминание имеет позиционную зависимость, т.е. лучше запоминаются первые и последние слова. В результате наших исследования сделаем вывод о том, что наибольший уровень развития памяти среди исследуемых приходится на подгруппу студентов, наименьший – на пенсионеров. Это говорит о том, что развитие памяти, ее уровень зависят от деятельности человека.
Литература:
1. Столяренко Л.Ю. Основы психологии. Учеб. пособие. – Р.-на-Дону, 2001. 2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб, 2003. 3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1996. 4. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М., 1931. 5. Фресс П., пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 6. – М., 1978.
Форма 1 Протокол занятия Испытуемый: Валентина, 31 год
Словесный отчет испытуемого: Запоминала первые цифры, если запоминала последние четыре, то первые цифры в памяти не оставались. Наблюдения: правильно воспроизводятся первые цифры или последние, правильные цифры при быстром воспроизведении.
Форма 2 Испытуемый: Валентина, 31 год
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |