Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Производство пищевой рыбной продукции предприятиями



2019-07-03 423 Обсуждений (0)
Производство пищевой рыбной продукции предприятиями 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица 1.

Удельный вес продукции пищевой и рыбной отраслей в общем объёме продукции промышленности Астраханской области, %

 

 

Годы Доля пищевой промышленности в общем объёме промышленного производства Доля рыбной промышленности в общем объёме продукции промышленности
1994 34,3 13,8
1995 31,1 11,8
1996 26,8 10,7
1997 26,1 10,8
1998 21,8 8,8

 

Добычей и переработкой рыбы в Астраханской области занимаются 205 предприятий и организаций различных форм собственности, в т. ч. 13 крупных и средних, 86 малых предприятий, 67 подсобных производств при непромышленных организациях и 39 рыболовецких колхозов АРКСа.

Предприятиями и организациями в 1998 г. было выловлено 142,7 тыс. тонн рыбы, что на 23,8 тыс. тонн (20%) больше уровня 1997 г., улов 1999 г. – 173,4 тыс. тонн. Наиболее ценным объектом промысла являются осетровые, однако по сравнению с 1985 г. добыча их сократилась в 15 раз, составив в 1998 г. 1,0 тыс. тонн . Доминирующим объектом промысла являются кильки, доля которых в уловах выросла с 53,6% в 1995 г. до 67,2% в 1998 г. В 1999 г., по предварительным данным, вылов составил 128,17 тыс. тонн. Уловы крупного частика стабилизировались на уровне 30 тыс. тонн. Продолжает снижаться вылов воблы: в 1995 г. – 13,6 тыс. тонн, в 1998 г. – 5,7 тыс. тонн, в1999 г. – 3,5 тыс. тонн (табл.2).

    Таблица 2.

Добыча рыбы по Астраханской области, тыс. тонн

 

 

Вид рыбы

Годы

1997 1998 1999  
сельдь 2,11 3,00 4,36
килька 65,19 95,87 128,17
вобла 9,46 5,66 3,46
крупный частик 30,92 28,88 26,7
в т. ч. судак 0,86 0,79 0,96
сазан 2,61 2,20 2,2
сом 6,69 6,66 6,7
лещ 17,74 15,97 13,7
щука 2,50 3,09 3,0
жерех 0,07 0,07 0,04
прочие 0,45 0,1 0,1
мелкий частик 10,05 8,27 10,1
осетровые 1,23 1,02 0,61
мососевые 0,02 0,01 0,1
Всего 118,98 142,71 173,41

В 1998 г. предприятиями всех форм собственности выпущено 111,5 тыс. тонн пищевой рыбной продукции, в т. ч. 24,3 муб. консервов, что на 18% больше, чем в 1997 г.

Производственные мощности рыбообрабатывающих предприятий используются неудовлетворительно. Степень использования мощностей по производству консервов снизилась с 32,5% в 1997 г. до 20,5% в 1998 г., по производству копченой продукции – с 51,8% до 31,8%. Несколько интенсивнее стало (с 29,7 до 30,6%) использование мощностей по заморозке рыбы. Мощности по выпуску пресервов и кулинарии практически не используются. Вместе с тем ряд овощеперерабатывающих предприятий (АООТ “Астраханьконсервпром”, ОАО “Харабалинский консервный завод”, Ахтубинский консервный завод и др.) перепрофилировал часть своих мощностей на производство рыбных консервов. Их доля в областном производстве консервов в 1998 г. достигла 26%.

В то время как производственные мощности крупных и средних рыбообрабатывающих предприятий используются малоэффективно, происходит наращивание мощностей по переработке рыбы в рыболовецких колхозах АРКСа. Имеющиеся производственные мощности по переработке рыбы позволили выпустить в 1995 г. 15,5 тыс. т продукции, в 1996 г. – 18,8 тыс. т , в 1998 г. – 21,2 тыс. т , причем около 56% продукции приходилось на мороженую.

Смещение в последние годы объемов переработки рыбы с крупных перерабатывающих предприятий в рыболовецкие колхозы и на малые предприятия привело к существенным изменениям в структуре пищевой рыбной продукции. Увеличивается производство продукции, не требующей глубокой переработки сырья – мороженой, охлажденной. В 1996 г. удельный вес мороженой и охлажденной рыбы в общих объемах пищевой рыбной продукции составил 65,0%, в 1997 г. – 75,8%, в 1998 г. – 78,9% (табл. 3).

 

Таблица 4.

Производство пищевой рыбной продукции предприятиями

Астраханской области, тыс. т

 

 

Вид продукции

 

Годы

1996 1997 1998 1999
Улов рыбы, всего 113,8 118,9 142,7 173,4
Товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы, всего 85,14 94,47 111,5 138,8
Товарная пищевая рыбопродукция, всего 73,53 82,67 103,0 121,8
в т.ч. живая 6,4 2,4 6,7 4,5
охлажденная 2,0 1,12 6,3 4,5
мороженая 53,3 70,5 81,66 106,9
спецразделка 0,2 0,3 0,3 0,7
филе мороженое 0,3 1,1 0,8 1,0
соленая 1,9 1,4 1,0 0,53
копченая 1,5 1,1 0,5 0,35
сушеная и вяленая 7,2 4,0 5,2 2,5
кулинарные изделия 0,01 0,02 0,05 0,07
балычные изделия 0,2 0,13 0,09 0,05
икра 0,12 0,2 0,1 0,1
прочая 0,4 0,4 0,3 0,6
консервы (муб.) 32,8 33,7 24,3 48,6

 

По другим видам пищевой продукции происходит сокращение объема производства. Выпуск сушеной и вяленой продукции снизился на 27,8%, главным образом из-за значительного сокращения уловов воблы. Объем производства соленой продукции уменьшился примерно в 2 раза , копченой – в 3 раза. Полностью прекращен выпуск маринадов, составляющий в 1995 г. 17% пищевой продукции. Объем производства консервов в 1997 г. по сравнению с 1996 г. несколько вырос (на 2,7%), однако в 1998 г. сократился на 9,4 муб. (27,9%) и удельный вес в общем объеме пищевой рыбной продукции снизился с 13,6% в 1996 г. до 7,6% в 1998 г. Но несмотря на общую картину рынка рыбных товаров Астраханской области рыбные кулинарные изделия с каждым годом нарщивают долю в общем объеме производства.

В ноябре в Астрахани состоялась специализированная ярмарка «Рыба 2002». За один день было продано 400 т рыбы. 35 рыболовецких колхоза АРКСа и 30 рыбообрабатывающих и торговых предприятий, таких, как «Русская икра», «Антарес» и др., специализирующихся на переработке красной рыбы и чёрной икры, представили около 20 т мороженой белуги, осетров и севрюги. Главную часть продажи составила рыба частиковых пород: караси, вобла, вяленые и копчёные лещи, судаки, сазаны. [ 13 ]

Таким образом, в Астраханской области достаточно широкий ассортимент рыбных товаров. Яркой особенностью этого региона является производство рыбопродуктов из ценных пород рыбы: осётра, севрюги, белуги, стерляди, бестера, белорыбицы, а также чёрной икры, которая является очень ценным продуктом. Астраханская чёрная икра высоко котируется на российских и зарубежных рынках.

 

1.3.Тенденции развития ассортимента рыбных кулинарных товаров

 

Гидробионты и продукты их переработки – высококачественные продукты питания, способствующие укреплению здоровья, повышению работоспособности человека, профилактике старения и серьёзных заболеваний.

Благодаря высокой пищевой и биологической ценности, вкусовым качествам рыба широко применяется в повседневном рационе, а также в детском и диетическом питании. По пищевой ценности мясо рыбы не уступает мясу теплокровных животных, а во многих отношениях даже превосходит его.

За последнее время ассортимент рыбной кулинарной продукции (да рыбной продукции вцелом) в мире значительно расширился. Наметившиеся тенденции находят отклик среди отечественных производителей. Например заметно снизилось производство консервов, солёной рыбы, копчёной продукции из-за достаточно незаметных нежелательных изменений продукта в результате применения жёстких режимов стерилизации, высокого содержания в солёной и пряной продукции поваренной соли, наличия вредных канцерогенных веществ в продукции дымового копчения.

Сегодня пища наших соотечественников ещё во многом не отвечает требованиям, предъявляемым к здоровому питанию. Изучая концепцию развития рыбообрабатывающей промышленности на перспективу, следует учитывать и фактор различных заболеваний, противодействие которому во многом связано с увеличением потребления растительной пищи, а также рыбных продуктов, богатых ценными белками и биологически активными высоконепредельными жирами, выполняющими профилактическую функцию предупреждения различных заболеваний. Возрастание значимости рыбных продуктов и растительной пищи может привести к существенному увеличению производства комбинированных продуктов, а следовательно, и к расширению ассортимента продуктов питания. [ 7 ]

В последнее десятилетие увеличилось число людей, использующих готовые блюда и полуфабрикаты. Кроме того, существенное изменение традиционных вкусов населения явилось результатом всё большей осведомлённости о воздействии различных продуктов на здоровье и продолжительность жизни человека. Но слабость основной части новых предприятий нашей страны и отсутствие современного оборудования на большинстве старых не позволили улучшить ассортимент и начать поставку на рынок готовых полуфабрикатов и кулинарных продуктов быстрого приготовления, поэтому имеющийся спрос на эту продукцию остался неудовлетворённым. Однако развитие рыбного кулинарного производства способно решить проблему комплексной переработки сырья с пониженной товарной ценностью, традиционно не используемого населением в пищу, а также вторичных продуктов переработки рыбы и выпуска из них пищевой высокопитательной, биологически полноценной продукции.

Анализ данных рынка рыбных товаров показывает, что доля кулинарной продукции в целом по России составила 10%, причём она очень отличается по регионам. Например, если в Москве такую продукцию потребляет практически четверть населения (26,8%), то в Санкт-Петербурге – 13,6%, на Севере и Северо-Западе России – 6,9%, в Центрально-Чернозёмном регионе – 2,3%, а на Дальнем Востоке – 2,8%.

Основными кулинарными продуктами на рынке США, Канады, Англии, Германии и некоторых других стран являются рыбные палочки и порции, вырабатываемые из филе тресковых рыб и другого сырья. До начала 70-х годов в США и европейских странах мороженные рыбные палочки в обжаренном или панированном виде без обжарки вырабатывали главным образом из филе. В последующие годы для их выпуска стали использовать рыбный фарш и ламинированное филе, блоки которого готовят из филе мелких рыб в смеси с рыбным фаршем и связующими добавками. В Англии в конце 70-х годов разработана технология приготовления рыбных палочек из фарша с добавлением альгинатов, внесение которых позволяет получать готовые изделия достаточно рыхлой и одновременно прочной структуры. В Канаде кулинарную продукцию типа мороженых рыбных палочек и порций вырабатывают из тихоокеанского и атлантического лососей, палтуса, трески и некоторых других рыб. Во Франции такую продукцию готовят из тунца и трески. В Англии для производства рыбных палочек и панированных порций стали успешно использовать путассу в виде фарша и ламинированных блоков, а также скумбрию. Эта продукция благодаря отсутствию костей используется для детского и диетического питания.

В последние годы в США большим спросом пользуются рыбные продукты, сваренные на пару, которые по внешнему виду и вкусу напоминают обжаренные в масле. Довольно широкое распространение в США получили рыбные палочки, в небольших объёмах налажен выпуск колбас и сосисок из рыбного фарша, но особенно быстрыми темпами развивается производство быстрозамороженных готовых блюд и кулинарных изделий.

Основными видами рыбной кулинарии, вырабатываемой в Японии, являются рыбные колбасы, сосиски, пастообразные изделия, рыбная ветчина, гамбургеры и многие другие продукты. Сырьём для приготовления рыбной кулинарии в Японии служат димерсально-пелагические виды рыб – минтай, марлин, треска. Для производства рыбной кулинарии используются также скумбрия, сайра, тунец, кальмар и каракатица. Выпуск рыбных полуфабрикатов и кулинарных изделий получил значительное развитие и в Скандинавских странах. Рыбные котлеты, тефтели, пудинги и другие продукты, приготовленные из мяса сайры, пикши, трески и окуневых, пользуются большим спросом у населения этих стран. Наибольшее количество этой продукции выпускается в виде быстрозамороженных готовых блюд, которые реализуются предприятиями массового питания.

Росту выпуска пастообразных изделий из гидробионтов способствует прежде всего возможность использования для их производства рыб с механическими повреждениями и пищевых отходов от разделки рыбы и ракообразных, что делает технологию обработки сырья малоотходной и позволяет вырабатывать дополнительную ценную высокопитательную пищевую продукцию.

Пастообразные рыбные продукты пользуются популярностью в Японии: существует множество рецептов приготовления традиционного пастообразного японского продукта камабоко. Наиболее популярное в Японии камабоко, обработанное паром, имеющее мясо белого цвета; продукт не предназначен для длительного хранения. Готовят и жаренное камабоко, когда к растёртой рыбной пасте в качестве одной из приправ добавляют сладкое сакэ и обжаривают продукт на огне до приобретения им тёмно-коричневого цвета.

В нашей стране также имеется опыт производства пастообразных продуктов, приготовленных из измельчённого мяса свежей рыбы или из рыбного фарша.

Для приготовления пастообразных продуктов можно использовать различные виды мелких рыб, встречающихся в качестве прилова. Получили распространение пастообразные рыбные смеси, применяемые для изготовления порционных блюд. В их состав в качестве основного компонента входит рыбный фарш, а также вкусовые и ароматические вещества, вода, жир, стабилизирующие и консервирующие добавки, суммарное количество которых может достигать 40% рыбной массы. В качестве компонентов используют также маринованные овощи, солёную томатную пасту, крахмал, воду и пряности. Пасту «Коралл» вырабатывают из белковой паты «Океан», которую смешивают с творогом и сливочным маслом, а затем подвергают тонкому измельчению. Разработан способ приготовления диетического пастообразного продукта из рыбы, предназначенного для детей, людей пожилого возраста, гипертоников. Тем не менее, на отечественных предприятиях в настоящее время рыбные пасты преимущественно вырабатывают из солёных сельди и сардин иваси с различными вкусовыми и ароматическими добавками.

Пасту «Лососевую» производят из отбракованных из-за механических повреждений лососевых рыб. Налажен выпуск трёх новых видов пастообразных рыбных продуктов, названных рыбными муссами: из свежего мяса лосося с креветками; из свежего мяса пикши с креветками; из копчёного мяса пикши.

С увеличением улова сельдей в последние годы важным является выбор оптимального ассортимента продукции из этого сырья. Сельдь – хорошее сырьё для выработки кулинарной продукции, в частности рублёной рыбы.

Рыбные масла и кремы издавна пользуются популярностью за рубежом. Для приготовления рыбного масла используются такие виды рыб, как сельдь, скумбрия, сардина, лососевые, с содержанием соли не более 6%. Разработаны рецептура получения рыбного масла на основе солёного полуфабриката сельди, которая помимо основного сырья содержит сливочное масло, майонез, горчицу столовую, бензойнокислый натрий, а также технология приготовления масел «Деликатесное» и «Новинка», в состав которых вместо измельчённого мяса рыбы входят мороженое мясо криля и солёная пробойная икра минтая.

Технология производства рыбного фарша в качестве полуфабрикатов для выработки различных кулинарных изделий (колбас, сосисок, котлет, пельменей и др.) открывает новые возможности для рационального использования сырья, особенно малоценной рыбы.

В Японии из рыб, перерабатываемых на фарш, ведущее место занимает минтай, а также морские окуни, хек, тихоокеанская треска, терпуги, марлин. В нашей стране на фарш перерабатывали главным образом малоценные виды морских и пресноводных рыб, которые из-за низкого качества мяса, малых размеров и других причин имеют малую пригодность и не находят широкого спроса. На фарш перерабатывают в основном путассу, сайду, минтай, аргентину, карася, речного окуня и др. Фарш производится, как правило, из рыбы с белым мясом, блоки которого изготовляются из одного или нескольких видов рыб. В Великобритании фарш производят из отходов филетирования и даже из целого филе некоторых видов рыб с белым мясом.

Современное рыбокулинарное производство в качестве одной из составных частей включает производство рыбных полуфабрикатов. Для приготовления фаршевых рыбных изделий – котлет, тефтелей, фрикаделек, биточков – используют виды рыб, не находящих достаточного применения при обработке по традиционной технологии, а также пищевой мороженый рыбный фарш промышленной заготовки. Особый интерес представляют рецептуры диетических рыбных котлет, в состав которых входит большое количество моркови и яиц, например котлеты «Севастопольские». [ 4 ]

По вкусо-эроматическим свойствам с рыбным фаршем лучше всего сочетаются экстракты календулы, ромашки, тмина, укропа, солода. Фитодобавки придают приятный аромат, улучшают вкус на фоне пониженного содержания поваренной соли, защищают спектр защитных свойств продукта. 

Отечественные рыбные продукты диетического назначения для взрослых представлены преимущественно кулинарными изделиями. [ 11 ]

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время ассортимент рыбных кулинарных товаров достаточно разнообразен. Это связано с разработками новых технологий, а также потребностями покупателей в новых качественных продуктах. Надо сказать, что отечественный покупатель с каждым годом становится все более разборчивым в выборе продукции, в том числе и кулинарной.

 Но, несмотря на широкий ассортимент кулинарных изделий из рыбы, их повсеместное производство у нас в стране остаётся проблематичным, это связано с нехваткой или отсутствием современных производственных мощностей.

 

 

1.4. Факторы, влияющие на формирование ассортимента рыбной кулинарии

Различают об­щие и специфичные факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособ­ностью потребителей, — определяющий фактор форми­рования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографичес­ких и других особенностей). [ 4 ]

Увеличение потребительского спроса на максимально подготов­ленные к употреблению продук­ты способствовало развитию и расширению отечественного рыбокулинарного производства. Од­ним из прогрессивных направле­ний рыбной кулинарии, получив­ших широкое распространение за рубежом, является приготовле­ние быстрозамороженных как го­товых к употреблению блюд, так и полуфабрикатов. Выпуск подобной продукции открывает большие возможности для снабжения на­селения рыбными продуктами вы­сокой степени готовности. Одно из перспективных направ­лений рыбной кулинарии - про­изводство фаршевых изделий. Технология их получения не представляет собой особой слож­ности, а основные этапы ее ана­логичны принципам получения мясных полуфабрикатов, более широко распространенных в на­шей стране. ехнологическое оборудование, необходимое для выработки рыбных полуфабри­катов, поставляется на рынок как отечественным, так и зару­бежным машиностроением.

Рыбный фарш по своим свойствам не только не уступает, но во многих слу­чаях превосходит некоторые виды из­делий из натуральной рыбы. В то же время технология его производства нетрудоемка, позволяет использовать нестандартную ры­бу с механическими повреждениями, дефек­тами разделки, неудовлетворительными для основного производства органолептическими показателями, что способствует сниже­нию себестоимости конечной продукции.

Результаты маркетинговых исследова­ний подтвердили популярность кулинарных рыбных продуктов, особенно для респондентов со средним уровнем доходов. Они предпочитают приобретать такую продук­цию в гораздо большем количестве, чем по­требители, материальное положение кото­рых ниже среднего. Варьирование компонентным составом фаршевых систем позволяет сделать их до­ступными всем слоям населения.

Особенности современной сырьевой ба­зы открыли широкие возможности для ис­пользования в пищевых целях сырья, ранее направляемого на выпуск кормовой продук­ции. Объектом исследования служила путас­су, которая по своим свойствам близка к треске и пикше, а производство продуктов из нее более экономически выгодно.

Путассу представляет собой небольшого размера рыбу семейства тресковых, химиче­ский состав мяса которой близок к треске. В зависимости от сезона вылова химический состав ее мяса значительно изменяется. Со­держание влаги в мясе путассу изменяется от 77 до 93 % (в период нереста). В среднем в мясе этой рыбы содержится 18,1 % белка, 0,8 % липидов, 80,5 % влаги, 1,3 % мине­ральных веществ. Мясо имеет нежную консистенцию, тонковолокнистую структуру, в измельченном виде способно застудневать, хорошо формуется, и изделия из него сохра­няют форму до и после тепловой обработки. Высокой популярностью в нашем регио­не пользуются лососевые рыбы и продукты их переработки. Мясо их умеренно жирное, обладает хорошим вкусом, почти не имеет межмышечных костей. Характерная особен­ность большинства лососевых — способ­ность созревать при посоле. К сожалению, ассортимент продукции высокой степени го­товности из этих видов рыб представлен в основном солеными или копчеными издели­ями. В связи с рекомендациями органов здравоохранения по употреблению подоб­ной продукции спрос на нее уменьшился. Кроме того, лососевые рыбы являются до­рогостоящими, поэтому доступны далеко не всем покупателям. Выработка полуфабри­катов из этих видов рыб позволяет решить обе эти проблемы.

При разработке нового вида продукта за основу была взята наиболее распространен­ная в нашем регионе горбуша, биологичес­кая ценность которой обусловлена наличи­ем незаменимых аминокислот валина, изолейцина, лейцина, лизина, треонина. Мясо горбуши розового цвета, очень нежное и сочное. У горбуши без признаков брачного наряда (серебрянка) относительно высокий выход съедобных частей. мяса — 58,6-62,8 %, икры - 5,0-10,0 % или мо­лок — 2,7—7,8 %. Химический состав горбу­ши зависит от сезона и района вылова В преднерестовый период в мясе горбуши в среднем содержится 65,3—71,9 % влаги, 4,0-9,0 % жира и 19-24 % белка.

Как известно, рыба и продукты ее пере­работки являются одним из основных источ­ников легкоусвояемых полноценных белков с хорошо сбалансированным аминокислот­ным составом, кроме того, содержат углево­ды, минеральные вещества, витамины.

Для оценки потребительских и качествен­ных характеристик полученных рыбных фар­шей на их основе были изготовлены формо­ванные изделия. В связи с тенденцией расши­рения ассортимента комбинированных изде­лий, рационального использования белково­го сырья, а также получения продукта высо­кого качества в технологии разработанных полуфабрикатов было предусмотрено ис­пользование различных добавок: сухого молока, меланжа, рыбного бульона, маргарина, белого хлеба, репчатого лука. До­бавки применяются в качестве вкусоароматических, связующих веществ и наполнителей. Сухое молоко невысокой концентрации значительно улучшает реологические свой­ства-фарша и органолептические показате­ли, фарш становится светлее, ослабляется рыбный запах, улучшается консистенция. Добавление рыбного бульона позволяет ус­транить излишне резинистую, уплотненную консистенцию фарша из горбуши. Маргарин придает продукту сочность, значительно улучшает вкус и аромат. Меланж в основном используется для улучшения консистенции готового продукта.

При разработке новых продуктов в ре­цептурах предусмотрена замена белого хле­ба ломом печеной, жареной рыбы и жареных рыбных палочек, что делает технологию производства последних малоотходной.

Качество новой продукции оценивали с помощью органолептических, физико-хими­ческих и микробиологических методов Таблица №2 (ГОСТ 7631 - 85; ГОСТ 7636 - 85). Формо­ванные изделия из фаршей отличались улуч­шенными вкусовыми качествами, ароматом и высокой пищевой ценностью (табл. 3).

 

Таблица №3

Продукт

Содержание, г

белка жира углевода
Тефтели рыбные из путассу 16,0 16.4 8.7
Шницели рыбные из путассу 12,2 15.6 7.2
Котлеты рыбокартофельные из путассу 12,0 4.3 25.0
Котлеты рыбные “Осенние”      
рецептура 1 15.7 4.0 16.8
рецептура 2 16.6 4.7 24.9
Котлеты рыбные”Морские”      
рецептура 1 13.6 3.5 16.7
рецептура 2 13.2 4.0 13.8
Котлеты рыбные из путассу 13.9 4.0 11.2
Котлеты рыбные “Лососевые”      
рецептура 1 14.9 7.8 15.5
рецептура 2 15.7 8.6 14.0
Котлеты рыбные “Любительские”      
рецептура 1 15.6 8.0 14.9
рецептура 2 15.0 9.6 14.9
Шницели рыбные “Лососевые” 13.6 27.2 6.2
Тефтели рыбные “Лососевые” 15.0 8.1 14.6

 

Результаты органолептической оценки бы­ли зафиксированы в протоколе дегустацион­ного совета. Весь ассортимент разработанных изделий исследовали на соответствие требова­ниям безопасности. В качестве примера (в табл. 4) приведены результаты исследований рыбных котлет «Лососевых» замороженных.

Таблица №4

Показатель По нормативной документации Фактически
Токсичные элементы, мг/кг:    
Медь 10.0 0.38
Свинец 1.0 0.256
Кадмий 0.2 0,0071
Цинк 40.0 5,55
Ртуть 0.5 Не обнаружено
Мышьяк,гм/кг 5.0 Не обнаружено
Пестициды.мг/кг:    
ГХЦГ 0.2 Не обнаружено
ДДТ 2.0 Не обнаружено
Радионуклиды.Бк/кг    
Стронций-90 Не более 100 Менее 2.1
Цезий-137 Не более 130 Менее 4.8
Патогенные микроорганизмы,в т.ч. сальмонеллы В 25г не допускаются В 25г не выделено
БГКП (колиформы) В 0.001г не допускаются В 0.001г не выделено
КМАФАнМ    
КОЕ/г 5.104 4,5.103

 

Таким образом, разработка и реализа­ция рецептурных композиций рыбных фар­шей и выработка формованных изделий на их основе позволяют рационально исполь­зовать сырье; сбалансировать аминокислот­ный состав; улучшать пищевую ценность и качество продуктов; расширять объем про­изводства, ассортимент продуктов рыбной кулинарии, доступных для всех слоев насе­ления; обеспечить высокую культуру и быст­рое приготовление продуктов питания.

Рентабельность производства и реализации опреде­ляется себестоимостью, издержками производства и обра­щения, на размеры которых оказывают определенное вли­яние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные та­рифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени опре­деляется мерами по государственному регулированию ее производства и реализации. [ 6 ]

Специфичными факторами формирования промышлен­ного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-техничес­кого прогресса, а торгового ассортимента — производст­венные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, мето­ды стимулирования сбыта и формирования спроса, мате­риально-техническая база торговой организации.

Сырьевая база производственных организаций опреде­ляется наличием природных ресурсов, состоянием добы­вающей и перерабатывающей промышленности, выпускаю­щей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недо­статочность или трудоемкость добычи, сбора или выращи­вания отдельных видов сырья приводит к сокращению ас­сортимента соответствующих товаров.

Так, отдаленность районов произрастания, высокая тру­доемкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод при­вели к сокращению ассортимента изделий, вырабатывае­мых на натуральном сырье, и замену их изделиями на син­тетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).

Материально-техническая база товарного производ­ства также оказывает значительное влияние на формиро­вание ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого обору­дования приводят к тому, что ассортимент товаров, поль­зующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицит­ных товаров фальсифицированными. Именно из-за нехват­ки производственных ресурсов наряду с низкой рентабель­ностью сократился ассортимента высококачественных ви­ноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции.

Достижения научно-технического прогресса — мощ­ный стимул обновления ассортимента потребительских то­варов. Разработка принципиально новых товаров, не имев­ших ранее аналогов, а также товаров повышенного качест­ва возможно в основном благодаря развитию науки, техни­ки и технологии. Так, благодаря разработке таких прогрес­сивных технологий, как асептическая стерилизация, суб­лимационная сушка, появились принципиально новые виды консервированных продуктов. Открытие полупроводников произвело революцию в ассортименте радиотехнических товаров.

Торговый ассортимент неизбежно формируется под воз­действием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей, оказывают все большее воздействие на фор­мирование торгового ассортимента. У работников торгов­ли появилась реальная возможность влиять на промыш­ленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Специализация торговой организации относится к наи­более значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании или лицензирова­нии, или аттестации организации. Руководство организа­ции принимает решение о специализации, от которой за­висит ее последующая деятельность, в том числе и форми­рование торгового ассортимента.

В период перехода к рыночным отношениям многие тор­говые организации, испытывая большие финансовые труд­ности, вносили изменения в свою ассортиментную полити­ку путем включения в торговый ассортимент несвойствен­ных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализированные магазины стали перепрофилировать­ся в магазины со смешанным ассортиментом. Однако, как показал опыт последних лет, большого успеха многим из них это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организа­ций и формированию соответствующего ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение заку­пок товаров, для которых имеется налаженная система сбы­та. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы рас­пределения товаров.

Методы стимулирования сбыта и формирования спро­са, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торго­вого ассортимента. Это объясняется тем, что торговые ор­ганизации освобождаются от дорогостоящих затрат на рек­ламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.

Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на фор­мирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсут­ствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в над­лежащих условиях, или площади торгового зала для вы­кладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассор­тимент скоропортящиеся или замороженные продукты пи­тания при отсутствии холодильного оборудования.

Регулирование перечисленных выше факторов состав­ляет суть управления ассортиментом и достигается по­средством установления определенных требований, предъ­являемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и тех­нологических документов.

Важную роль в управлении ассортиментом играют нор­мативные и технологические документы, регламентирую­щие базовую широту и полноту ассортимента.

Виды нормативных и технологических документов, рег­ламентирующих ассортимент товаров. Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных кате­горий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных доку­ментах первый раздел называется «Классификация и ас­сортимент», или «Ассортимент», или «Виды». Кроме того, в ряде стандартов может быть приведена краткая харак­теристика видов и разновидностей товаров.

Наряду со стандартами, ассортимент товаров приво­дится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организа­ции. Эти документы выполняют двойную функцию, инфор­мируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.

За рубежом широко распространены каталоги, которые разрабатываются на государственном и фирменном уров­нях. В нашей стране также проводится работа по созданию Единого гос

2019-07-03 423 Обсуждений (0)
Производство пищевой рыбной продукции предприятиями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Производство пищевой рыбной продукции предприятиями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)