Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Платные услуги и средний класс



2019-07-03 150 Обсуждений (0)
Платные услуги и средний класс 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие сектора услуг - общепринятый показатель степени зрелости индустриального общества. Основным, наиболее массовым их потребителем на Западе является именно средний класс. Именно превращение сферы услуг в высокоразвитую "индустрию" и привело к становлению так называемого leisure society и широкому распространению идеалов консумизма и гедонистического образа жизни.

В России платные услуги в достаточно широком спектре доступны лишь верхнему слою СК, и степень их доступности играет достаточно большую роль в сегментировании среднего класса. Лишь платными медицинскими услугами пользуются существенно больше половины опрошенных (67,9%). Что же касается остальных видов услуг, то их использование определяется несколькими факторами. Так, кроме материальных возможностей, большую роль играет состав семьи (наличие детей соответствующих возрастов), здоровье и уровень образования членов семьи. Особо обратим внимание в таблице 6 на те виды платных услуг, которые являются индикаторами социального и материального статуса (дорогостоящие и престижные). Это, в первую очередь, касается туристических и образовательных поездок за рубеж (пользование такими услугами - несомненный индикатор принадлежности к "верхушке" среднего класса), а также строительства или покупки жилья, платных оздоровительных и образовательных услуг для взрослых (индикаторы принадлежности к среднему или верхнему слоям среднего класса).

Пользование платными медицинскими и образовательными услугами прочно вошло в привычку молодого и среднего поколений, а медицинскими услугами — и старшего. Однако в целом структура пользования платными услугами в наибольшей степени зависит от статусных позиций тех или иных групп среднего класса.

Практически по всем видам услуг (в наименьшей степени это касается платных медицинских услуг, неэластичных как по статусу, так и по доходам) наблюдается значительно более высокий уровень их потребления со стороны верхнего слоя среднего класса по сравнению со средним и нижним слоями СК. По некоторым видам услуг наблюдаются различия в 2-3 раза.

В заключение важно заметить, что судя по покупкам последнего времени и по стандартам потребления, на самом деле уровень доходов всех категорий среднего класса заметно выше объявленной ими величины, причем особенно велик разрыв между номинальным и реальным доходно-имущественным положением в верхнем слое СК.

Таблица 6

Платные услуги как индикаторы материального положения и социального статуса (в % от опрошенных)

Виды платных услуг В среднем слое СК В верхнем слое СК
Платные образовательные услуги для взрослых 22,5 32,3
Платные медицинские услуги 67,3 78,1
Платные оздоровительные услуги для взрослых 22,5 49,0
Строительство или покупка жилья 15,9 42,7
Платные оздоровительные услуги для детей 16,3 37,5
Поездки за рубеж 27,5 41.7
Платные образовательные услуги для детей 19,6 45,8

Проведенный анализ качества жизни и стандартов потребления россиян показывает, что реальная нижняя граница среднего класса проходит между теми слоями российского общества, которые мы называли выше средним слоем СК, и нижним слоем СК, а грань между нижним слоем СК и бедными - это грань между относительно сносной, хотя и неблагополучной жизнью, и бедностью. Именно поэтому название "нижние слои среднего класса" носит условный характер, и этот класс можно называть также "базовым" (учитывая его численность, как это и делает Т.И. Заславская) или "рабочим" (учитывая специфику его состава, где рабочие составляют самую большую по численности группу).

В целом анализ стандартов потребления и образа жизни среднего класса свидетельствует о том, что по этим критериям можно говорить о формировании в современной России социальной группы, более-менее соответствующей среднему классу (в понимании западной социологии) и самоидентифицирующей себя с ним.

Список литературы

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования  (Пер. с англ.) М .: Academia, 1999. 783 с .

Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство: Теоретические мысли по поводу русского опыта. М.: Стрелец, 1999. 93 с.

Волгина Н.Д. Влияние социальных изменений в российском обществе на статусные характеристики интеллигенции. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. 29 с.

Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: социологические проблемы. (Нац. акад. наук Респ. Армения Ин-т философии и права). СПб.: Петрополис, 1999. 320 с.

Егорова Л.С. Жизненные стратегии, тендерный аспект. Иваново: ЮНОНА, 1999. 60 с.

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 270 с.

Капица С.П. Общая теория роста человечества: Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М.: Наука, 1999. 189 с.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. 383 с.

Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: Социол. очерк / Акад. гуманитар. наук. СПб., 1999. 229 с.

Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год 1999. Междунар. симпозиум, 15-16 января 1999 г. (Под общей ред. Т.И. Заславской). М.: Логос, 1999. 431 с.

 



2019-07-03 150 Обсуждений (0)
Платные услуги и средний класс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Платные услуги и средний класс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.778 сек.)