Платные услуги и средний класс
Развитие сектора услуг - общепринятый показатель степени зрелости индустриального общества. Основным, наиболее массовым их потребителем на Западе является именно средний класс. Именно превращение сферы услуг в высокоразвитую "индустрию" и привело к становлению так называемого leisure society и широкому распространению идеалов консумизма и гедонистического образа жизни. В России платные услуги в достаточно широком спектре доступны лишь верхнему слою СК, и степень их доступности играет достаточно большую роль в сегментировании среднего класса. Лишь платными медицинскими услугами пользуются существенно больше половины опрошенных (67,9%). Что же касается остальных видов услуг, то их использование определяется несколькими факторами. Так, кроме материальных возможностей, большую роль играет состав семьи (наличие детей соответствующих возрастов), здоровье и уровень образования членов семьи. Особо обратим внимание в таблице 6 на те виды платных услуг, которые являются индикаторами социального и материального статуса (дорогостоящие и престижные). Это, в первую очередь, касается туристических и образовательных поездок за рубеж (пользование такими услугами - несомненный индикатор принадлежности к "верхушке" среднего класса), а также строительства или покупки жилья, платных оздоровительных и образовательных услуг для взрослых (индикаторы принадлежности к среднему или верхнему слоям среднего класса). Пользование платными медицинскими и образовательными услугами прочно вошло в привычку молодого и среднего поколений, а медицинскими услугами — и старшего. Однако в целом структура пользования платными услугами в наибольшей степени зависит от статусных позиций тех или иных групп среднего класса. Практически по всем видам услуг (в наименьшей степени это касается платных медицинских услуг, неэластичных как по статусу, так и по доходам) наблюдается значительно более высокий уровень их потребления со стороны верхнего слоя среднего класса по сравнению со средним и нижним слоями СК. По некоторым видам услуг наблюдаются различия в 2-3 раза. В заключение важно заметить, что судя по покупкам последнего времени и по стандартам потребления, на самом деле уровень доходов всех категорий среднего класса заметно выше объявленной ими величины, причем особенно велик разрыв между номинальным и реальным доходно-имущественным положением в верхнем слое СК. Таблица 6 Платные услуги как индикаторы материального положения и социального статуса (в % от опрошенных)
Проведенный анализ качества жизни и стандартов потребления россиян показывает, что реальная нижняя граница среднего класса проходит между теми слоями российского общества, которые мы называли выше средним слоем СК, и нижним слоем СК, а грань между нижним слоем СК и бедными - это грань между относительно сносной, хотя и неблагополучной жизнью, и бедностью. Именно поэтому название "нижние слои среднего класса" носит условный характер, и этот класс можно называть также "базовым" (учитывая его численность, как это и делает Т.И. Заславская) или "рабочим" (учитывая специфику его состава, где рабочие составляют самую большую по численности группу). В целом анализ стандартов потребления и образа жизни среднего класса свидетельствует о том, что по этим критериям можно говорить о формировании в современной России социальной группы, более-менее соответствующей среднему классу (в понимании западной социологии) и самоидентифицирующей себя с ним. Список литературы Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования (Пер. с англ.) М .: Academia, 1999. 783 с . Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство: Теоретические мысли по поводу русского опыта. М.: Стрелец, 1999. 93 с. Волгина Н.Д. Влияние социальных изменений в российском обществе на статусные характеристики интеллигенции. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. 29 с. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: социологические проблемы. (Нац. акад. наук Респ. Армения Ин-т философии и права). СПб.: Петрополис, 1999. 320 с. Егорова Л.С. Жизненные стратегии, тендерный аспект. Иваново: ЮНОНА, 1999. 60 с. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 270 с. Капица С.П. Общая теория роста человечества: Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М.: Наука, 1999. 189 с. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. 383 с. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: Социол. очерк / Акад. гуманитар. наук. СПб., 1999. 229 с. Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год 1999. Междунар. симпозиум, 15-16 января 1999 г. (Под общей ред. Т.И. Заславской). М.: Логос, 1999. 431 с.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |