Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Имущественные характеристики среднего класса



2019-07-03 151 Обсуждений (0)
Имущественные характеристики среднего класса 0.00 из 5.00 0 оценок




Наличие предметов длительного пользования служит гораздо лучшим индикатором имущественного и социального положения их владельцев - хотя бы потому, что, в отличие от жилья, относится к категории собственности, которая гораздо быстрее "наживается" и в подавляющем большинстве случаев является результатом приобретений последнего времени и данного поколения семьи. Если двадцать-тридцать лет назад наличие в доме холодильника или телевизора служило признаком достаточно высокого благосостояния семьи, то сегодня это уже не так (см. табл. 3); лишь 1,1% опрошенных, включая бедных, не имеют холодильника, столько же не имеют цветного телевизора, а 6,1% не имеют стиральной машины. Далее, больше половины представителей среднего класса имеют автомобиль (60,1%), который, как уже отмечалось выше, в России все еще остается статусным символом.

С другой стороны, нельзя не заметить, что по ряду позиций наблюдается значительное различие в обеспеченности различными видами предметов длительного пользования домашних хозяйств среди представителей разных слоев среднего класса российского общества (см. табл. 4).

Из перечисленных предметов значимым является, прежде всего, наличие нового автомобиля, видеокамеры, персонального компьютера. В то же время такие предметы, как музыкальный центр и особенно мотоцикл (мотороллер), являются, скорее, принадлежностью молодежной субкультуры, и поэтому мало что говорят о социальном и материальном статусе их владельцев.

Некоторые предметы длительного пользования - такие, как мебельный гарнитур, видеокамера, музыкальный центр - зависят прежде всего от определенных образовательных и возрастных характеристик их владельцев. Так, лица с высшим образованием, и тем более ученой степенью в среднем на 8-12% чаще располагают этими предметами. Но наиболее характерным индикатором образовательного уровня является наличие персонального компьютера. Среди респондентов со средним образованием компьютер имеется лишь у 6,1%, лиц с высшим образованием компьютер – у 32,6%, а среди обладателей ученой степени - у 54,9%. Далее вероятность обладания некоторыми из предметов скорее связана с возрастной характеристикой опрошенных (так, среди молодежи, неустроенной в бытовом отношении, есть те, кто не имеет холодильника - 6,1%; тогда как после 40 лет обеспеченность холодильниками практически достигает 100%). То же касается и наличия цветного телевизора. Его не имеют 9,1% в младшей молодежной группе и лишь 1-2% в группах после 35-40 лет. Напротив, "пик" обладания музыкальными центрами приходится на возраст 22-40 лет (в среднем до 52-56%), тогда как по достижении 50-летнего возраста доля обладателей этим предметом сокращается до 43% и после 60 лет - до 32%. Видеомагнитофоном располагают, как правило, респонденты в возрасте 25-40 лет (обеспеченность составляет до 80-82%).

Таблица 4

Наличие различных видов имущества в различных слоях среднего класса (в % от опрошенных)

Вид имущества    Доля обладателей в нижнем слое СК Доля обладателей в среднем слое СК Доля обладателей в верхнем слое СК
Холодильник 98,6 99,6 99,0
Стиральная машина 92,5 94,8 97,1
Посудомоечная машина 4,1 10,9 15,6
Телевизор цветной 98,6 99,1 99,5
Мебельный гарнитур 86,1 92,2 95.1
Автомобиль 49,0 70,4 80,5
Видеокамера 19,3 36,5 48,8
Музыкальный центр 48,3 65,2 73,7
Видеомагнитофон 78,3 84,8 93,2
Персональный компьютер 22,8 40,9 55,6
Мотоцикл, мотороллер 6,5 6,1 7,8

Таблица 5

Динамика покупок предметов длительного пользования в верхнем и среднем слоях СК (в % от опрошенных)

Вид имущества Купили в последний год Купили 2-7 лет назад Купили свыше 7 лет назад
Холодильник 19,8 59,4 22,9
Стиральная машина 16,7 49,0 27,1
Посудомоечная машина 12,5 10,4 2,1
Цветной телевизор 25,0 57,3 20,8
Мебельный гарнитур 9,4 50,0 15,6
Автомобиль 22,9 38,5 15,6
Видеокамера 14,6 35,4 3,1
Музыкальный центр 6,3 55,2 12,5
Видеомагнитофон 4,2 79,2 8,3
Персональный компьютер 22,9 29,2 1,0
Мотоцикл, мотороллер 1,0 0,0 10,4

Если некоторые виды имущества еще остаются индикатором благосостояния как таковые, то в отношении других, скорее, имеет значение наличие современной и дорогостоящей марки. В этой связи наличие того или иного предмета вообще и наличие недавно купленного того же предмета ("за последний год") имеет различный социальный смысл. Так, за последний год (см. табл. 5) опрошенные чаще всего покупали автомобиль (14,2%), цветной телевизор (15,0%), персональный компьютер (12,5%).

Из приведенных данных видно, что за последний год в этих группах было сделано значительное число покупок практически всех видов имущества. Особенно часто покупался цветной телевизор и персональный компьютер. "Ускорение" процесса покупок наблюдается и по другим видам имущества, кроме мотоциклов и видеомагнитофонов (насыщение последним видом имущества сформировалось за последние семь лет, а мотоциклы последние 7 лет практически вообще не покупались - вышли из моды).

В отличие от предметов длительного пользования, сколь бы престижными они ни были, подлинным капиталом (хотя в условиях нынешнего российского общества скорее потенциальным, чем действительным) является земля. Земельной собственностью обладают 60,7% опрошенных представителей среднего класса. Однако средний размер земельных владений для всех профессиональных групп, за исключением фермеров, составляет 0,08 га (у фермеров - 23,4 га). Конечно, при таком положении представителей всех прочих социально-профессиональных групп, кроме фермеров, уместно назвать "номинальными" землевладельцами.

Считать капиталом такую земельную собственность, как небольшие огороды горожан (0,5-3 сотки), а также многочисленные дачно-садовые участки размером 4—4,5 сотки, вряд ли целесообразно. Они, скорее, являются источником натуральной "добавки" к семейному бюджету в виде продуктов питания, а также рекреационной зоной, то есть для многих - средством сэкономить на отдыхе. Поэтому реально землевладельцами следует признать лишь ту небольшую часть среднего класса - 11,0%, которая обладает земельными участками от 0,06 га (это минимальная площадь для строительства дома) и более.



2019-07-03 151 Обсуждений (0)
Имущественные характеристики среднего класса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Имущественные характеристики среднего класса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)