Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способ описания конкретных целей



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Способ описания конкретных целей 0.00 из 5.00 0 оценок




Основное требование конкретизации целей — максимально описать то, что ученик может сделать в результате обучения. Общий приём конкретизации целей — использовать в описании глаголы, указывающие на определённое действие.

Например, цель «изучить использование символических обозначений на погодной карте» может быть развёрнута в перечень возможных учебных результатов.

Ученик:

1. воспроизводит по памяти символы, употребляемые на карте погоды;

2. опознает символы на карте;

3. читает карту, используя символы;

4. составляет карту, пользуясь символами;

5. по заданной карте, пользуясь символами, даёт прогноз погоды.

Как видим, общая цель может быть сведена к простому результату низкого познавательного уровня (например, варианты 1 и 2), а может быть развёрнута в широкий перечень учебных результатов разного уровня. Составление такого перечня дает учителю возможность осознанно строить учебный процесс в направлении познавательных целей высокого уровня. Эта возможность видна из следующего анализа сложной цели:

Ученик использует навыки критического мышления при чтении:

1. проводит различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями;

2. проводит различия между фактами и предположениями;

3. выделяет причинно-следственные связи;

4. выделяет ошибки в рассуждениях;

5. отличает существенные доводы от не относящихся к делу;

6. проводит разграничения между обоснованными и необоснованными оценками;

7. формулирует на основе текста обоснованные заключения;

8. указывает на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов.

М. Кларин подчёркивает, что данный пример конкретизации цели не дает её однозначного разложения на «наблюдаемые действия»; каждый учитель будет судить о наличии перечисленных признаков, исходя из собственного опыта, культуры мышления.

Перечни глаголов для конкретизации учебных целей

Ориентировочный перечень глаголов для формулирования конкретизированных учебных целей включает:

 

Глаголы для обозначения целей общего характера:

анализировать, вычислять, высказывать, демонстрировать, знать, интерпретировать, использовать, оценивать, понимать, преобразовывать, применять, создавать и т. д.

 

Глаголы для обозначения целей «творческого» типа (поисковых действий):

варьировать, видоизменять, модифицировать, перегруппировать, перестроить, предсказать, поставить вопрос, реорганизовать, синтезировать, систематизировать, упростить и т. п.

 

Глаголы для обозначения целей в области устной и письменной речи (речевые действия):

выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, рассказать, пересказать и т. д.

 

Глаголы для обозначения целей в сфере межличностного взаимодействия:

вступить в контакт, выразить мысль, высказать согласие (несогласие), извиниться, извинить, ответить, поблагодарить, высказать похвалу (одобрение), оказать помощь, пригласить, присоединиться, сотрудничать, улыбнуться, принять участие и т. п.

 

Аналогичные цели разрабатываются и для формулировки конкретных целей в математике, общих логических операциях, естествознании, музыке, общих учебных действиях и т. д.

Уровни учебных результатов в профессиональной подготовке и глаголы для их описания

Из зарубежной практики профессиональной подготовки известно четыре уровня учебных результатов (и, соответственно, целей обучения):

1. ознакомление (discovery) — знакомство с основными понятиями и процедурами в данной предметной области;

2. освоение основ (literacy) — следующий уровень, предполагающий способность пересказать (описать) основные понятия и процедуры в данной предметной области;

3. овладение (fluency) — успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области;

4. полное усвоение, мастерство (mastery) — успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области, а также помощь другим учащимся в закреплении и освоении знаний и умений.

 

Примеры глаголов для описания этих уровней.

 

Освоение основ:

определить           классифицировать отобрать

описать                дать определение перечислить

назвать                 идентифицировать рассортировать

Переход от освоения основ к овладению:

подобрать            обнаружить         подвести итоги

различить             отличить              дать обзорное описание

Овладение:

дополнить            применить            упорядочить

собрать                составить            создать

сочинить               сравнить               завершить

провести расчёт вычислить            провести

сконструировать сопоставить        изобрести

упорядочить         решить                 соотнести

перевести             предсказать         обслужить

упростить            оценить                систематизировать

модифицировать обсудить              отрегулировать

переработать                 проверить            продемонстрировать

интерпретировать заменить              дать рекомендацию

схематизировать спланировать                   спроектировать

Переход от овладения к полному усвоению (мастерству):

анализировать                 оценить                диагностировать

отредактировать проверить            критиковать

иллюстрировать руководить           формулировать

экстраполировать объяснить             дать совет

 



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Способ описания конкретных целей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способ описания конкретных целей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)