Самые крупные страны - экспортеры высокотехнологичной продукции
Глобализация экономики, которая сопровождается ростом крупнейших ТНК, стимулирует международную передачу технологий и "ноу-хау" вместе с сопутствующим обучением и переобучением персонала фирм-реципиентов. При этом значительно меньшая часть мира, включающая около 15% населения, обеспечивает практически всю другую часть технологическими инновациями. Вторая крупная часть, охватывающая приблизительно 50% населения мира, способна внедрять эти технологии в свою систему производства и потребления. Третья, включающая приблизительно 1/3 населения, является технологически отсталой, потому что не создает свои технологии и не внедряет иностранные. Следовательно, современный мир разделен не идеологически и даже не экономически, а технологически. Известный российский специалист по этим проблемам А. Мельничук к первой группе относит 18 ведущих мировых государств (США, Японию, Швецию, Финляндию и др.), самодостаточных в инновационном развитии (в создании, распространении технологий, повышении квалификации). Ко второй группе, согласно его классификации, относятся государства (в частности, Испания, Италия, Чехия и др.), инвестирующие в высокий уровень подготовки специалистов с высоким уровнем перемещения внутри них старых технологий и незначительной инвестиционной активностью. Сюда же можно отнести такие страны, как Бразилия, Китай и Индия, а также некоторые другие развивающиеся страны, которые особенно активны в использовании новых технологий. Многие из них могут развивать высокотехнологичные отрасли экономики и имеют технологические центры мирового масштаба. В последнюю группу входят государства, где распространение технологий и профессиональная подготовка рабочей силы чрезвычайно далеки от совершенства . Глобализация производства предполагает глобализацию научных исследований и разработок. Их удорожание приводит к росту роли специализации фирм по отдельным технологиям, и в то же время ускоряется развитие партнерских отношений с другими фирмами, университетами, лабораториями. 4. Глобализация охватывает все сектора экономической сферы: научные исследования, услуги, финансы, промышленность. Ее локомотивом являются быстрорастущие транс- и многонациональные корпорации (ТНК и МНК), количество которых за десятилетие (1990-1999 гг.) увеличилось почти вдвое - с 36 тыс. до 63 тыс., а их заграничных филиалов насчитывается около 600 тыс. Они размещают свое производство там, где оно наиболее рентабельно, в соответствии с законом сопоставимых расходов и принципом производственного взаимообмена. Наиболее ярким примером подобной стратегии служат глобальная сеть изготовления комплектующих и сборка самого автомобиля "Форд-экспорт": комплектующие производятся на заводах фирмы в 15 странах, а сборка автомобилей происходит на предприятиях в Великобритании и Германии. "ИБМ" имеет филиалы в более чем 80 странах, "Сименс" - в 52 и т. п. Финансовая мощность таких корпораций превышает даже ВНП некоторых промышленно развитых стран, а в списке 100 крупнейших экономик мира (рассматриваются как национальные и транснациональные организмы) 51 позицию занимают ТНК. Традиционным направлением стратегии ТНК является создание самостоятельных филиалов, отношения которых определяются как уровнем контроля, так и формой передачи технологии и/или получения кредитов. Филиалы, в свою очередь, формируют связи с местными поставщиками или подрядчиками, ориентируясь на местные рынки принимающих стран. Наиболее важным направлением является простая интеграция, допускающая перенесение за границы страны отдельных технологических стадий производства продукции. Например, в пределах внутрифирменного разделения труда организуются производство и сбор готовой продукции, которая реализуется в этих или "третьих" странах. Специализация и кооперирование между подразделениями ТНК в рамках внутрифирменного разделения труда приводят к развитию внутрикорпоративного обмена, который достигает сегодня 1/3 международного торгового оборота. По оценкам ЮНКТАД, например, в США его доля составляет 2/5, а в странах Западной Европы - 1/3 всего объема мировой торговли. Узкие рамки национального рынка, конкуренция, относительный "излишек" капитала, "антитрестовские законы", деловые связи между корпорациями, экологические факторы, стремление к снижению расходов производства, тенденции к определенным стандартам потребления в разных странах и другие возможности, которые открываются благодаря современной технологической революции, привели за последнее десятилетие к использованию стратегии комплексной интеграции, позволяющей ТНК проводить операции в любом районе мира. Так, можно привести пример межфирменной кооперации в рамках транснационального капитала, используемой в целях снижения расходов производства. В 1983 г. фирмы "Дженерал Моторс" и Тойота" подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству автомобилей в районе Сан-Франциско. По этому соглашению, Тойота" оплачивает инженерно-проектные работы, обеспечивая тем самым экономию приблизительно в 1 млрд. дол., поскольку ей не нужно покупать землю в США и строить там свой собственный завод. В США производятся кузова, сиденья, интерьер и оснащение; остальное, включая двигатель, изготавливается в Японии. В состав директоров входит одинаковое количество представителей фирм "Дженерал Моторс" и Тойота", хотя президент назначается от “Тойота". Ведущим государством, безусловно, остаются США, сохраняющие экономическое превосходство над ближайшими конкурентами - Японией, ФРГ и др. Кроме экономического потенциала, США занимают первое место среди государств мира (2002 г.) по таким показателям, как международная конкурентоспособность (Великобритания -11-е, Япония - 13-е, ФРГ - 14-е место), конкурентоспособность фирм (Великобритания - 2-е, ФРГ - 3-е, Япония - 4-е место), уровень технологического развития. Непревзойденным остается совокупный потенциал американских промышленных и банковских ТНК. Неплохие результаты достигнуты и другими промышленно развитыми странами. Интернационализация производства ведет к росту общей эффективности мировой экономики и социальному прогрессу как в центре, так и на периферии мирового хозяйства. Как свидетельствует статистика, в исторической ретроспективе основной прирост мирового валового продукта и внешней торговли происходил во второй половине XX в. С 1900 по 1950 гг. абсолютный объем совокупного ВВП увеличился приблизительно в 3 раза, во столько же - мировой экспорт товаров. В следующие десятилетия (с 1950 по 2000 гг.) мировое производство и экспорт возросли, соответственно, в 6 и 11 раз. В целом среднегодовые темпы прироста ВВП увеличились с 2,2% в первой половине столетия до 3,7% во второй. Следует отметить: мировой экспорт товаров, который ранее развивался приблизительно теми же темпами, что и мировое производство, в последние (почти пять) десятилетия возрастал в два раза быстрее, чем общемировой ВВП. Именно благодаря ускоренному развитию мировой экономики и торговли произошло заметное повышение общего уровня жизни населения Земли, его обеспеченности продовольственными ресурсами и материальными благами Мировая торговля превысила показатель начала прошлого столетия в 330 раз. Однако географическая структура неоднозначна: на долю промышленно развитых стран приходится около 70% международной торговли и более 3/4 всего торгового оборота, включая услуги. Около 80% экспорта промышленно развитых стран предназначено для других промышленно развитых стран, тогда как на долю взаимной торговли развивающихся стран приходится лишь четверть их экспорта (см. табл. 6). Что касается последних, то за полвека (с 1950 по 2000 гг.) их доля возросла в общемировом ВВП с 22,2 до 39,7%, в промышленном производстве - с 15,5 до 33,8%, товарном экспорте - с 16,8 до 41,2%. Значительному распространению процесса интернационализации производства способствуют развитие и сочетание таких экономических факторов, как высокий уровень международного разделения труда; рост информатизации и интеллектуализации труда; повышение общеобразовательного и культурного уровня работников;
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |