Глава 2. Система управления персоналом предприятия.
2.1 Характеристика системы управления персоналом предприятия. В условиях перехода к рыночной экономике резко сократился спрос на отечественную электротехническую продукцию. Из-за этого на ОАО “Самарский завод “Электрощит” скопились большие запасы готовой продукции, произошел резкий спад производства и реализации продукции. Финансовое положение предприятия последовательно ухудшалось. Динамику объема реализованной продукции (в денежном выражении) можно проследить по таблице 4. В 1994г. объем реализованной продукции по отношению к 1991 г. (в сопоставимых ценах) сократился на 60%, средняя заработная плата сократилась на 42%. Начался отток квалифицированной рабочей силы. В начале 90-х гг. на предприятии был разработан стратегический план “выживания” и последующего подъема производства. С применением методов системного анализа и декомпозиции, разработанных было обосновано дерево целей и задач предприятия на периоды 1991 - 94 гг. и 1995 - 98 гг. с детализацией до целей и задач отдельных подразделений. Генеральную цель предприятия для первого периода определили так: “Реализация скопившейся на складах электротехнической Таблица 4 Динамика объема реализованной продукции
Таблица 5 Динамика структуры выпускаемой продукции
продукции. Диверсификация производства”, для второго периода -“Увеличение выпуска электротехнической продукции на 12- 13%. Доведение объема реализации продукции до уровня не ниже 0,75 от объема 1991 г. Результаты обоснования целей предприятия в целом и системы управления персоналом как составной части предприятия легли в основу разработки комплекса взаимосвязанных мер по реорганизации производства и повышению эффективности управления персоналом. Ниже излагаются наиболее значимые аспекты этого комплекса, характеризующие систему управления предприятия в целом и систему управления персоналом, как ее составной части, функционирующих в совершенно новых экономических и организационных условиях: Для достижения целей первого этапа были реализованы следующие меры. 1. Расширены направления маркетинга, что позволило выявить новую нишу для электротехнической продукции на отечественном рынке - поставка оборудования для оснащения нефтяных и газовых месторождений, т.к. в следствии некоторого увеличения объема добычи нефти и газа и освоения новых месторождений изменилась потребность в электротехнической аппаратуре для обустройства месторождений. 2. Произведена диверсификация производства - освоен выпуск таких новых видов продукции, как строительные профили и настилы, профилированные строительные панели с утеплителем из пенополиуретана, гаражи, торговые павильоны и киоски, теплицы из перечисленных выше профилей и панелей, металлический штакетник, лопаты и т.п. Их доля в общем объеме производства увеличилась в 1.7 раза и достигла в 1994г. 54,5%. Освоено исполнение так называемых давальческих заказов по производству продукции из материала (металла) заказчика. Динамика изменения структуры выпускаемой продукции представлена в таблице 5. 3. Проведено сокращение численности персонала на 15% (в основном за счет работников непромышленной группы). В результате предпринятых действий удалось значительно сократить запасы ранее произведенной продукции. Изменилась структура выпускаемой продукции. В итоге уменьшилась численность персонала, темпы падения экономических показателей существенно снизились. Выполненные в этот период маркетинговые исследования показали, что для получения преимуществ перед конкурентами необходимо значительно повысить качество электротехнической продукции. Наиболее перспективным путем решения данной задачи был переход на новые технологии и прогрессивное оборудование. Однако для реализации таких нововведений требовалось существенно повысить уровень квалификации персонала. Поэтому в ходе выполнения первого этапа стратегический план управления персоналом был откорректирован и дополнен новыми деталями.
Рис. 4 Динамика численности рабочих промышленно-производственной сферы Численность персонала Численность персонала Рис. 3.2 Динамика численности инженерно-технических работников и служащих
Стало ясно, что простое уменьшение количества без одновременного повышения качества персонала не дает ожидаемого эффекта. Анализ позволил рекомендовать перейти к новому пониманию роли персонала - как ресурса предприятия, а его развитие рассматривать как инвестиционный проект. Наряду со стратегическим планом производства и реализации продукции, финансовым планом, был разработан комплексный план повышения качества продукции, развития и повышения эффективности производства с экономической оценкой каждого мероприятия плана в целом. Обобщенный вариант структуры и содержания плана предусматривает следующие разделы: - научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и проектные работы; - освоение новой техники; - усовершенствование и модернизация продукции; - внедрение передовой технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, погрузочно-разгрузочных и складских работ; - улучшение качества выпускаемой продукции, сертификация, метрологическое обеспечение производства; - обеспечение производства трудовыми ресурсами требуемого качества; - улучшение условий труда, мотивация труда и техники безопасности; - информационное обеспечение производства и стандартизация; - охрана водоемов, воздушного бассейна и другие меры по экологии; - маркетинг, реклама; - экономия материальных и топливно-энергетических ресурсов; - капитальное строительство, реконструкция, ремонт и благоустройство; - пожарная безопасность.
Прогнозная оценка экономической эффективности комплексного плана производится по следующим показателям: - затраты; - прибыль всего: в том числе: • за счет увеличения объемов производства серийной продукции; • за счет внедрения новой техники; • за счет совершенствования технологий, модернизации; • экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов; • за счет совершенствования персонала - прибыль последующих лет. Оценка экономической эффективности разделов плана производится по следующим показателям:
- расчетная прибыль; - затраты на внедрение; - статьи затрат: (себестоимость, прибыль).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |