Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая часть. Эмпирическое исследование агрессии: 8-10 класс .



2019-07-03 771 Обсуждений (0)
Практическая часть. Эмпирическое исследование агрессии: 8-10 класс . 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Методика исследования

Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости агрессивности как личностного образования освещен недостаточно.

В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.

Был проведен эксперимент по выявлению агрессивности у подростков 8, 9 и 10 классов (на одной и той же выборке). Основная методика, которая использовалась в данном эксперименте – Тест руки. Тест создан американским психологом Эдвином Вагнером в 1971. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях, 10 карточка пустая. Испытуемый должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

Процедура исследования: Эксперимент проводился индивидуально с каждым учащимся. Испытуемому в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: что, по вашему мнению, делает эта рука? Если он затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: как вы думаете, что делает человек, к которому принадлежит рука? Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

Рекомендуется во всех возможных случаях максимально снимать неопределенность ответов, наполняя смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то». Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту положительно.

Для статистической обработки использовался критерий Фишера (сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно распределены пг 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III группа от 2 до 3.

 

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется по 11 категориям:

1. Агрессивность: рука является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм или объект.

2. Директивность: рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на другое лицо.

3. Страх: ответы выражают страх перед возмездием или агрессией. Рука является жертвой чьей-либо агрессии.

4. Эмоциональность: ответы выражают привязанность, положительное отношение, благожелательность.

5. Коммуникация: в высказываниях рука представляется пытающаяся общаться с кем-то. При этом общающееся лицо нуждается в партнере так же или больше, чем партнер в нем, то есть находится с партнером в положении равенства.

6. Зависимость: эта категория включает ответы, в которых выполнение действия зависит от благожелательного отношения другой стороны.

7. Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито демонстративно тем или иным способом.

8. Ущербность: рука представляется больной, деформированной, поврежденной.

9. Активность: ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести.

10. Пассивность: ответы, в которых рука не изменяет своего положения или пассивно подчиняется силе тяжести.

 

Основные используемые категории - страх, эмоциональность, коммуникация и зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие вероятность агрессии. Общая агрессивность вычисляется путем вычитания сумы ответов по этим категориям их суммы ответов по категориям агрессия и директивность: А=(агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.).

Категории Демонстративность, Ущербность, Пассивность, Активность и Описание не участвуют в подсчете баллов, поскольку их роль в оценке вероятности поведения считается неоднозначной. Согласно данным методики результат выше +1 считается показателем уровня агрессивности.

Примеры интерпретации ответов испытуемых:

 

№ карточки Ответ испытуемого Интерпретация
  Хочет ущипнуть Агрессивность
  Привет Коммуникат
  Защищается от удара Страх
  Учитель выгоняет Директивность
  Всо окей Коммуникативность

Так же рассматривалась насыщенность категорий ответов.

 

 

2. Организация исследования.

Исследлование проводилось на протяжнении 3 лет, на одних и тех же учениках. Срез делался примерно в одно и то же время. На начало иссследования девочкам было 14, 2 г, мальчикам 14 лет. По покончании исследования девочкам было 15, 8 лет, мальчикам 15,6 лет.

 

Характеристика выборки

Испытуемыми были ученики общеобразовательной школы № 347. Никто из испытуемых не состоял на учете детской комнаты милиции и на учете психиатра. Выборка на проятжении 3-х лет была одна и та же. Ответы, данные на предыдущем этапе испытуемые не помнили.

3. Результаты исследования

Показатели агрессивности

Рассмострим показатели агрессивности в выборке у мальчиков и у девочек по разным классам.

Этап

Таблица 1. Показатели агрессивности, 8 класс, 2001 г

 

Испытуемые

Возраст

Показат. агрессивности

Кол-во чел % Ср. Знач. Кол-во чел. %
Девочки 10 47,5 14,2 г 4 40
Мальчики 11 52,5 14 7 63, 63

Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет выражнность агрессивности.

 

Этап

Таблица 2. Показатели агрессивности, 9 класс, 2002 г

 

Испытуемые

Возраст

Показат. агрессивности

Кол-во чел % Ср. Знач. Кол-во чел. %
Девочки 10 47,5 15,2 4 40
Мальчики 11 52,5 15 6 54,54

Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет выражнность агрессивности.

 

Этап

Таблица 3. Показатели агрессивности, 10 класс, 2003 г

 

Испытуемые

Возраст

Показат. агрессивности

Кол-во чел % Ср. Знач. Кол-во чел. %
Девочки 10 47,5 15,8 5 50
Мальчики 11 52,5 15,6 5 45,45

Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет выражнонсть агрессивности.

Анализ результатов: на протяжении 8 и 9 классов процент «агрессиных» девочек оставался неизменным, но на 3 год исследования процент незначитально вырос с 40% до 50%. У мальчиков ситуация иная. С каждым годом процент «агрессивных» мальчиков постепенно снижался с 63,63% до 45,45%.

При применении статистического критерия Фишера было достоверно установлено снижение агрессивности у мальчиков по группе в 2002 г. (р=0,02) и в 2003 г. (р=0,016)

 

Насыщенность категорий

Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых по отдельным классам. Три н аиболее насыщенные категории выделены в таблицах жирным шрифтом.

Этап

Таблица 4. Насыщенность категорий, 8 класс, 2001 г

Категории

Девочки

Мальчики

Агрессивность 9 11% 8 9 %
Директивность 18 21% 27 29%
Страх 1 1% - -
Эмоциональность 2 2 % 7 7 %
Коммуникация 15 18 % 12 13 %
Зависимость - - 1 1 %
Демонстративность 10 12 % 4 4 %
Активность 23 27 % 25 27 %
Пассивность 1 1% 1 1 %
Описание 5 6 % 7 7 %
Ущербность - - - -

Наиболее насыщенными категориями являются Активность (27%), Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для девочек; Директивность (29 %), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.  

При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная успеваемость ученика, тем труднее он интерпретирует жест.

Этап

Таблица 5.Насыщенность категорий, 9 класс, 2002 г

Категории

Девочки

Мальчики

Агрессивность 5 6% 5 5 %
Директивность 20 22% 22 24%
Страх - - - -
Эмоциональность 9 10 % 11 12%
Коммуникация 15 17 % 9 10%
Зависимость 1 1 % 1 1 %
Демонстративность 5 6% 8 9 %
Активность 30 34% 31 34 %
Пассивность 2 2 % 3 3 %
Описание 2 2 % 1 1 %
Ущербность - - 1 1 %

Первых три места значимых категорий для девочек не изменились: Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для мальчиков ситуация немного изменилась, три первых места занимают: Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). За прошедший год для девочек возросла значимость активности, директивности, и менее стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность директивности, повысилась насыщенность активности и в ранг значимой категории вышла эмоциональность.

Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.

За прошедший год коэффициент агрессивности у девочек не изменился, а у мальчиков резко снизился на 0,91. Коэффициент корреляции для агрессии для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является значимым, т.к. меньше 0,5.

 

Этап

Тадлица 6. Насыщенность категорий, 10 класс, 2003 г

Категории

Девочки

Мальчики

Агрессивность 10 11 % 9 9 %
Директивность 19 21 % 24 24 %
Страх 2 2 % - -
Эмоциональность 2 2 % 5 5 %
Коммуникация 12 13 % 17 17 %
Зависимость 4 % 2 2 %
Демонстративность 16 18 % 7 7 %
Активность 22 2 % 28 29 %
Пассивность 3 3 % 3 3 %
Описание 1 1 % 3 3 %
Ущербность - - - -

 

 

Первых три места значимых категорий для девочек изменились не значительно: Активность (24,17%), Директивность (20,87%), Демонстративность (17,58%). Для мальчиков ситуация тоже изменилась, три первых места занимают: Активность (28,57%), Директивность (24,48%), Коммуникативность (17,34%). За прошедший год для девочек резко снизилась значимость активности, немного снизилась значимость директивности, и появилась категория демонстративности. У мальчиков снизилась насыщенность активности, повысилась насыщенность директивности и в ранг значимой категории вошла коммуникативность.

Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.

Рассмотрим динамику исследуемых категорий.

 

По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 2002 год.

По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность.

Можно сделать следующие выводы: на протяжении подросткового возраста у девочек уровень агрессивности немного изменяется, а у мальчиков уровень агрессивности достоверно снижается. Наиболее насыщенными категориями ответов как у девочек, так и у мальчиков являются: Активность, Директивность, Комуникативность.

Индивидуальная динамика

Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе девочек

          По данным диаграммы видно, что для каждой девочки существует определенный тип динамики агрессивности (Шванцара Й. и кол., 1978).

 

 

Таблица 7

Тренд

Кол-во чел. %

Положит

Положительный тренд 0 0
Акцелерационный тренд 1 10
Положительный ассимптотический 3 30
Выпуклый тренд 2 20

Отрицат.

Отрицательный тренд 0 0
Ретардационный тренд 0 0
Отрицательный ассимптотический тренд 0 0
Вогнутый тренд 4 40
Нейтрал Константное протекание 0 0

 

Как видно из данной классификации, наибольшее количество девочек относится к таким траекториям развития как вогнутый тренд (40%) и развитие по положительному ассимптотическому тренду (30%)

Применяя статистический критерий Фишера, достоверных различий не установлено.

 

Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе мальчиков

Тренд

Кол-во чел. %

Положит

Положительный тренд 2 18,18
Акцелерационный тренд 0 0
Положительный ассимптотический 1 9,09
Выпуклый тренд 0 0

Отрицат.

Отрицательный тренд 1 9,09
Ретардационный тренд 1 9,09
Отрицательный ассимптотический тренд 3 27,27
Вогнутый тренд 2 18,18
Нейтрал Константное протекание 1 9,09

 

     Как видно из данной классификации, наибольшее количество мальчиков относится к таким траекториям развития как отрицательный ассимптомтический тренд (27%).

                           

 Выводы

 

Заключение

Исследование было посвящено изучению устойчивости агрессии и агрессивности в старшем подрастковом и раннем юношеском возрасте. Цель исследования – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте. Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. Методика, которая наиболее отвечала поставленным задачам, являлся Тест руки Вагнера.

Обзор литературы в теоретической части диплома показал то, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положение м в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности

В практической части мы попытались ответить на вопрос: на сколько агрессивность устойчива как личностное образование? Эмпирическое исследование показало:

1. Исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.

2. Во всех возрастных группах примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

3. Уровень агрессивности на протяжении трех лет эксперимента претерпевает существенную динамику. Наибольшие изменения происходят в 14 лет (9 класс).

4. Были обнаружены гендерные различия: у девочек уровень агрессии сохраняется, у мальчиков достоверно снижается. Наиболее насыщенными категориями ответов были: Активность, Директивность, Коммуникативность.у мальчиков на протяжении трех лет процент «агрессиных» снижался с 63,63% до 45,45. Насыщенность категорий ответов такая же как и у девочек, а именно, самыми насыщенными стали: Активность, Директивность, Коммуникативность. Были обнаружены гендерные различия: у девочек уровень агрессии сохраняется, у мальчиков достоверно снижается.

   5. Практич. рекомендации. Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов

                  


[1] Далее акценты, сделанные автором будут выделяться курсивом

 

 



2019-07-03 771 Обсуждений (0)
Практическая часть. Эмпирическое исследование агрессии: 8-10 класс . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая часть. Эмпирическое исследование агрессии: 8-10 класс .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)