Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности типов исследовательской позиции



2019-07-03 159 Обсуждений (0)
Психологические особенности типов исследовательской позиции 0.00 из 5.00 0 оценок




В современных условиях все большее значение приобретает стремление и способность человека активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира (А.Н. Поддьяков, 2000, 2001; А.И. Савенков, 2009; А.С. Обухов, 2007), а поиск перестает быть узкоспециализированной деятельностью и становится неотъемлемой характеристикой, стилем жизни личности (А.И. Савенков, 2008). Исследовательская активность находит выражение в форме исследовательских реакций, поискового поведения, исследовательской деятельности, которые, однако, рассматриваются преимущественно как детерминированные психофизиологическими и средовыми факторами. Роль «внутренних условий», которые лежат в основе реализации исследовательского способа изучения действительности, активность самого субъекта остается не раскрытой.

Решить данную задачу возможно посредством обращения к понятию «исследовательская позиция». В отечественной психологии появились отдельные работы, посвященные изучению исследовательской позиции (А.С. Обухов, 2006; Н.Б. Шумакова, 2007). В нашей работе, выполненной в рамках субъектного подхода, исследовательская позиция рассматривается как психическое образование, которое обусловливает ценностное отношение человека к процессу активного, заинтересованного взаимодействия с действительностью, его готовность к новому опыту и умение выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и мире. На наш взгляд, исследовательская позиция представляет собой целостное, сложное психическое образование, систему как единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи элементов. На основе системологического описания с помощью метода построения семантических пространств были определены компоненты исследовательской позиции.

На следующем этапе данные компоненты были операционализированы посредством определения их индикаторов, которые можно выявить с помощью психодиагностических методик. Таким образом, было определено, что в состав исследовательской позиции входят интенциональный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный, мировоззренческий и поведенческий компоненты. Интенциональный компонент исследовательской позиции включает мотивы исследовательской деятельности, познавательные потребности и стремление к творчеству. Когнитивный компонент представлен понятийными структурами как образованиями, обеспечивающими переработку информации. Он включает также открытую познавательную позицию как «особый тип познавательного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, а также адекватной восприимчивостью по отношению к необычным аспектам происходящего» (М.А. Холодная, 2009).

Эмоциональный компонент включает три группы переживаний, испытываемых человеком в исследовательском процессе: побуждающие переживания (желание осуществлять исследовательский процесс, вовлеченность в него), оценочные переживания (переживания успеха-неуспеха как оценки результата исследовательской деятельности и настроение как обобщенная оценка этапов деятельности), активационные переживания (изменение состояния в континууме «сонливость – возбуждение»). Регуляторный компонент представлен способностью к саморегуляции произвольной активности, а также ценностной системой «Открытость изменениям», отражающей стремление человека к выходу за пределы существующих рамок, к открытости новому опыту и изменениям, творческому преобразованию и познанию. Мировоззренческий компонент отражает убеждения человека относительно того, где находятся силы, влияющие на его судьбу, готовность к преодолению трудностей. Поведенческий компонент представлен толерантностью к неопределенности.

В результате эмпирического исследования, выполненного на выборке старшеклассников, участвующих в конкурсах научно-исследовательских работ и научно-практических конференций (общая численность 150 человек), нами было выявлено качественное своеобразие двух типов исследовательской позиции - «переживающего» и «созидающего». Данные обозначения были даны исходя из выявленных психологических особенностей структуры исследовательской позиции каждого их типов и отражают наиболее существенные характеристики последних.

Исследовательская позиция «переживающего» типа представляет собой синтетичное психическое образование. Наибольший вес в структуре данного образования имеет эмоциональный компонент, в то время как когнитивный и регуляторный играют значительно меньшую роль в его функционировании. Особенности структуры исследовательской позиции «переживающего» типа обусловливают направленность человека на новизну, тенденцию к свободному изобретательству, высокую вовлеченность в исследовательский процесс.

Вместе с тем выявленные особенности определяют значительную фиксацию на актуальных переживаниях, возникающих в исследовательском процессе, вследствие чего обладатели исследовательской позиции данного типа «застревают» на эмоциональном, оценочном отношении к процессу и промежуточным результатам своей деятельности и оказываются менее результативными в достижении поставленных целей. Выявленные психологические особенности исследовательской позиции данного типа обуславливают характер ее функционирования и объясняют специфику реализации процесса исследовательской деятельности. На наш взгляд, данный тип исследовательской позиции может рассматриваться как способ самовыражения человека в исследовательском процессе.

Исследовательская позиция «созидающего» типа является целостным, интегрированным и иерархически упорядоченным психическим образованием. Упорядоченность данного образования обеспечивает наличие трех доминант - побуждающих переживаний, творческой направленности и готовности познавать действительность в ее существенных свойствах и отношениях. Когнитивный и эмоциональный компоненты имеют примерно равный вес в структуре исследовательской позиции данного типа. Составляющие данного психического образования интегрированы способом, обеспечивающим их эффективное совместное функционирование. Структурные особенности исследовательской позиции «созидающего» типа позволяют ее обладателям выступать в качестве инициаторов и успешных организаторов своей исследовательской активности.

Об этом свидетельствует взаимосвязь элементов, отражающих субъектные свойства личности (ценность самостоятельности и интернальность) и их первостепенный вклад в структуру исследовательской позиции данного типа, а также независимость такого элемента как система саморегуляции от актуальных переживаний. Взаимосвязь и значительный вес когнитивных элементов (понятийных структур и открытой познавательной позиции) обеспечивают готовность и умение анализировать, осмыслять окружающую действительность во всех ее противоречивых, сложных связях и отношениях.

Взаимосвязь таких элементов исследовательской позиции, как ценность стимуляции, творческая направленность и толерантность к неопределенности позволяет человеку быть открытым новизне и готовым справляться с неопределенными ситуациями, воспринимать их потенциальные источники новых идей и впечатлений. Выявленные особенности данного типа исследовательской позиции позволяют ее обладателям быть субъектами исследовательской деятельности, эффективно организуя исследовательский процесс и превращая его в пространство для самоопределения, саморазвития.

 



2019-07-03 159 Обсуждений (0)
Психологические особенности типов исследовательской позиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности типов исследовательской позиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)