II. Расчет численности и плотности класса
Численность составляет 23 человека (отсутствующие: Кулебякин, Турышев, Тянишев). Плотность: 1) По площади класса: sкол-во человек площадь кабинета = кол-во человек (длина кабинета * ширина кабинета) = 23 человека (7 м * 7 м) = ,469388 человека м2 = , 47 человек м2 2) По объему класса: vкол-во человек объем кабинета = кол-во человек (длина кабинета * ширина кабинета * высота кабинета) = 23 человека (7 м * 7 м * 3 м) = ,156463 человек м3 = 0, 16 человек / м3 III. Определение пространственной структуры класса Горизонтальная структура: Рисунок 1 - классная доска - парта - ученик Распределение: неравномерное, мозаичное, т.к. Существует несовпадение парт в рядах; Существует три свободных места (ввиду отсутствующих). Вертикальная структура: Рост (h) каждого присутствующего на тот момент ученика составил: 150 см, 150 см, 152 см, 165 см, 170 см, 162 см, 174 см, 165 см, 167 см, 165 см, 148 см, 169 см, 164 см, 150 см, 152 см, 145 см, 156 см, 165 см, 160 см, 160 см, 142 см, 160 см. 165 см. Максимальный рост: 174 см. Минимальный рост: 142 см. Средний рост: 1) Фактический: hф =h количество человек = 3656 см 23 человека = 158,85652 см = 158,86 см Вариационный ряд для учеников 7 класса Рисунок 2 График роста (см) у учеников класса: 158,86 см – фактический средний рост IV. Расчет биомассы и средней массы учеников класса Вариационный ряд массы (из расчета массы каждого присутствующего на тот момент ученика): 33 36 38 39 40 43 45 47 48 49 50 52 65 m, кг (1) (3) (1) (1) (1) (1) (6) (2) (3) (1) (1) (1) (1) Рисунок 3 Вариационный ряд изменчивости массы учеников (в скобках указано количество учеников, имеющих данную массу) Максимальная масса: 65 кг. Минимальная масса: 33 кг. Биомасса: mбио =m = 125 кг Средний вес: 1) Фактический: mф =m количество человек = 125 кг 23 человека = 44,565217 кг = 44,57 кг V. Определение половой структуры Из 23 присутствующих учеников пола женского: 8 человек (или 35 %); мужского: 15 человек (или 65 %). Рисунок 4 Круговая диаграмма, отображающая половую структура класса 1 – женский пол, 2 - мужской пол VI. Определение возрастной структуры Из 23 присутствующих учеников года рождения 1991: 6 человек; 1992: 15 человек; 1993: 2 человека Рисунок 5 Возрастная пирамида класса: 1 – 1992 год рождения, 2 – 1991 год рождения, 3 – 1993 год рождения. VII. Этологическая структура Староста: Чеснов Дмитрий. Неформальные лидеры: Родин Михаил (4 человека); Моисеев Лев (3 человека); Гуслянников Сергей (2 человека); Дуняшин Артем (1 человек); Захватов Илья (1 человек); Кулебякин Александр (1 человек); Ставинский Казимир (1 человек). ( ) – число выборов учащихся. 2.2. Сводные данные по Лицею I. Определение пространственной структуры Лицея Вертикальная структура: Количество присутствующих: 170 человек. Максимальный рост: 193 см. Минимальный рост: 142 см. Средний рост: 1) Фактический: hф =h количество человек = 28761 см 17 человек = 169,18235 см = 169,18 см Вариационный ряд для учеников Лицея Рисунок 1 График роста (см) у учеников Лицея: 169,18 см – фактический средний рост II. Расчет биомассы и средней массы учеников Лицея Количество присутствующих: 170 человек. Максимальная масса: 85 кг. Минимальная масса: 33 кг. Биомасса: mбио =m = 1137,5 кг Средний вес: 1) Фактический: mф =m количество человек = 9386,5 кг 17 человек = 55,21471 кг = 55,21 кг III. Определение половой структуры Лицея Из 170 присутствующих учеников пола женского: 56 человек (или 33 %); мужского: 114 человек (или 67 %). Рисунок 2 Круговая диаграмма, отображающая половую структура Лицея 1 – женский пол, 2 - мужской пол IV. Определение возрастной структуры Лицея Из 170 присутствующих учеников года рождения 1987: 8 человек; 1988: 40 человек; 1989: 42 человек; 1990: 33 человека; 1991: 28 человек; 1992: 17 человек; 1993: 2 человека. Рисунок 3 Возрастная пирамида Лицея: 1 – 1989 год рождения, 2 – 1988 год рождения, 3 – 1990 год рождения, 4 – 1991 год рождения, 5 – 1992 год рождения, 6 – 1987 год рождения, 7 – 1993 год рождения. 3. Анализ данных Можно ли называть Лицей популяцией? Есть несколько доводов за и против. С одной стороны Лицей не является естественным образованием, как природные популяции. Он создан с четкой целью и является необходимой ступенью развития в человеческом обществе. Также он не является сообществом, в котором особи находятся всю жизнь (существует относительно быстрая смена компонентов - классов). Ещё один аргумент против – это то, что человек более сложно устроил свою жизнь, поэтому описать её этапы (в данном случае учебу), соотнеся с устройством животного мира можно очень относительно. В этой работе человек и человеческая популяция рассмотрены не из отношения «человек – окружающая среда», а из отношений внутри популяции. Естественно, наиболее интересным здесь является этология, т.е. поведение человека, например, лидерство. С другой стороны, по определению Лицей является популяцией. Он составлен особями одного вида, имеет «ареал обитания» (корпус 1- ул. Димитрова, 59 и корпус 2 – ул. Большевистская, 68а). Лицей можно структурировать так же, как природную популяцию. При этом можно выделить особенности: Мальчиков больше, чем девочек. Это является следствием того, что Лицей имеет техническую специализацию (физико-математический уклон), которая больше привлекает мальчиков. Но, проследив соотношения полов в классах с 11 по 7, можно говорить о тенденции увеличения количества девочек (возможно, это вызвано стиранием границ между «женскими» и «мужскими» профессиями). Форма экологической организации в некоторых аспектах близка к «стае». Объединение создано для облегчения выполнения небольшого числа функций (учёба). Также четко можно проследить подражательные реакции и ориентирование на соседей («списать», если не успел сделать домашнее задание, подсказки, желание добиться результатов и выделиться на фоне остальных). Действия стаи по способам координации – стая с лидерами. Но в Лицее в отличие от стаи нет строгой иерархии, но условно можно выделить три ступени: «подчинение» между учителями и учениками, учителями и директором. Схематично это можно изобразить так:
Возможно выделить лидера в каждом из классов: формального и неформального. Первый обычно выбирается учителем, является человеком ответственным, способным оценить ситуацию, серьезным и достигшем успехов в учебе; второй является «заводилой», он обладает авторитетом скорее не перед учителями, а перед одноклассниками, имеет качества лидера, имеет умение привлекать внимание, заинтересовывать, успехи в учебе – не главное. От лидера зависит настроение в классе. Иногда формальный и неформальный лидеры совпадают. Например, в 11 Б лидером является человек, одновременно активный и во внеклассной работе, и в учебе. Класс, ориентируясь на него, становится дружным и успевающим в работе. Контрпример – 9 А, который не имеет как такового лидера (многие ответили, что его нет). Класс разбит на группировки и является нестабильным. Во многих классах наблюдается следующее явление: лидерами в большинстве случаев являются мальчики. Это связано с тем, что они, стремясь к лидерству, пытаются доказать что-либо в жизни, а также в связи с исторически сложившимися устоями. Однако в некоторых классах (8, 9 А) наблюдается неформальное лидерство девочек. Скорее всего, это связано со стиранием границ между полами, в связи с жизненным прогрессом. Лидера для всего Лицея среди учащихся выделить нельзя, но им может быть учитель. Но и здесь могут быть трудности, т. к. в разных классах могут быть разные учителя. Формальным лидером из среды учителей для каждого класса является классный руководитель. Данную работу или принцип ее построения можно использовать как практический материал на уроках экологии, посвященных изучению популяций. Выводы В результате проделанной работы мы сравнили Естественно-Технический Лицей №43 с естественной природной популяцией; описали его структуру теми же характеристиками, какими описывается популяция. При этом были выделены особенности данной популяции и объяснены причины их появления. Весь проведенный анализ работы был основан на данных, собранных и обработанных как по каждому классу Лицея, так и по Лицею в целом. В каждом пункте, посвященном отдельному классу, были приведены собранные данные, а также проведены необходимые расчеты, построены графики и диаграммы, с помощью которых можно описать структуру популяции класса. На основании приведенных исследований по каждому классу можно сравнить популяции каждого класса между собой. Данные и объяснения исследования по всему Лицею были приведены в пунктах Данные по всему Лицею и Анализ. Благодаря этому можно определить, насколько расчеты, проведенные по каждому классу в отдельности, отличаются от расчетов по всему Лицею. Мы считаем, что мы справились с поставленной целью, а именно: привели доводы за и против, благодаря которым можно судить: является ли Лицей естественной природной популяцией или нет. Благодаря этому были найдены возможные способы применения данных проведенной нами исследовательской работы. Например: использование ее как практического материала на уроках экологии, посвященных изучению популяций. Список литературы Жидкин В. И. Основы экологии / Саранск; Мордовское книжное издательство, 1994 Лисовский П. П. Новый справочник школьника / Санкт-Петербург; «Весь», т. 2, 2002 Степановских А. С. Экология /Москва; «Слово», 2002 http:// www.travel.rin.ru Приложение Таблица 1 Статистические данные об учащихся 8 класса
Таблица 2 Статистические данные об учащихся 9 А класса
Таблица 3 Статистические данные об учащихся 9 Б класса
Таблица 4 Статистические данные об учащихся 10 А класса
Таблица 6 Статистические данные об учащихся 10 Б класса
Таблица 7 Статистические данные об учащихся 11 А класса
(0.01 сек.) |