Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства повышения анаэробных возможностей организма



2019-07-03 293 Обсуждений (0)
Средства повышения анаэробных возможностей организма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При развитии анаэробных возможностей бегунов на средние дистанции решаются две задачи:

1) повышение функциональных возможностей креатинфосфокиназного механизма, значение которого в беге на эти дистанции относительно велико;

2) совершенствование гликолитического механизма.

В качестве средств развития возможностей обоих механизмов в основном используются различные виды интенсивного бега, в меньшей мере - упражнения силовой направленности (многократные прыжки, прыжки в гору).

Систематизировать все эти средства можно таким образом:

средства анаэробного алактатного воздействия;

средства анаэробного гликолитического воздействия. Предметом исследования, в предлагаемой работе, является повторный бег на отрезках 300 м, 400 м и 600 м.

3) средства одновременного анаэробного гликолитического и аэробного воздействия.

В качестве основных средств для повышения алактатных возможностей используются упражнения (пробегание коротких отрезков дистанции, прыжки с ноги на ногу, прыжки и бег в гору) длительностью от 5 до 15 с, выполняемые с интенсивностью 95-100% от максимальной.

Такие упражнения применяются сериями с 4-5 повторениями каждой. Продолжительность интервалов между упражнениями - 2-3 мин, между сериями - 7-10 мин.

Паузы отдыха между сериями лучше заполнять медленным бегом. Общий объём высокоинтенсивных упражнений в одном тренировочном занятии может достигать 700 - 1000 м.

Согласно современным представлениям, при таких параметрах нагрузки в занятии обеспечивается суперкомпенсации запасов креатинфосфата, что приводит к повышению алактатной анаэробной производительности.

В целом методика развития алактатных возможностей во многом схожа с методикой совершенствования скоростных возможностей.

Отсюда следует, что работа, направленная на повышение потенциала алактатного механизма энергообеспечения, способствует росту скоростных качеств бегунов.

Достаточно высокие возможности этого механизма позволяют спортсмену относительно быстро начинать бег на соревновательной дистанции без какого-либо существенного накопления молочной кислоты, и способствует увеличению скорости развертывания экономичного аэробного пути энергообеспечения.

Более значительным, чем алактатный потенциал, фактором, определяющим уровень специальной выносливости у бегунов на средние дистанции, является гликолитические анаэробные возможности.

Для их совершенствования используется только прерывный метод тренировки. При выборе тех или иных средств необходимо

Учитывать не только скорость пробегания отрезков дистанции, которая может составлять 81-100% от максимальной, но и их длину.

Последнее объясняется тем, что на коротких отрезках (100-150 м) гликолитические процессы не успевают достаточно полно развернуться, а на относительно длинных их активность начинает снижаться на фоне активизации аэробных реакций.

Наибольшее увеличение количества молочной кислоты происходит при пробегании отрезков дистанции от 300 до 500 м и, особенно, отрезка 400 м. Несколько меньшее её накопление наблюдается при беге 200 м.

Таким образом, следует признать, что применение указанных отрезков весьма эффективно с точки зрения повышения возможностей гликолитического механизма энергообразования.

Причем в наибольшей степени этому способствует использование отрезков длиной от 300 до 600 м.

Условно беговые средства совершенствования указанного механизма в зависимости от скорости передвижения можно разделить на три группы:

а) скорость бега составляет 81-86%;

б) скорость беге равна 87-90%;

в) скорость бега - 90-94% от максимальной на том или ином отрезке дистанции.

С большей скоростью последние преодолевают обычно в условиях прикидки или соревнованиях.

В занятиях тренировочные отрезки целесообразно пробегать сериями, количество которых зависит от скорости беге, длины отрезков и длительности интервалов отдыха между ними.

Больший эффект в совершенствовании гликолитических анаэробных возможностей достигается за счёт применения бега не перечисленные выше отрезках дистанции со скоростью 87-90% от максимальной на отрезках.

Такая скорость наиболее часто используется при подготовке к соревнованию в беге на 800 м и несколько реже - на 1500м.

Ещё более значительное воздействие на анаэробный механизм оказывает повторный бег со скоростью 91-94% от максимальной на каждом из отрезков.

Поэтому целесообразно в тренировочном занятии уменьшать объём такого бега и одновременно увеличивать длительность интервалов отдыха.

Так, при использовании 200-метровых отрезков дистанции количество повторений в серии не должно превышать 4, 300-метровых - 3 и 400-метровых отрезков - 2-3. Число отрезков длиной 500-600 м уменьшается до двух в каждой серии.

Во всех перечисленных вариантах предусматривается выполнение двух серий отрезков. Длительность интервалов отдыха между повторениями определяется временем восстановления ЧСС до 120-130 в 1 мин. Паузы отдыха следует заполнять ходьбой.

Наибольший эффект в плане повышения гликолитических возможностей обеспечивается использованием бега на отрезке 400 м.

Кроме средств избирательного воздействия в практике применяются и такие, которые одновременно развивают анаэробные и аэробные возможности. К ним относятся различные виды повторного бега на отрезках, длина которых близка к соревновательной дистанции (800-2000 м).

Скорость бега при этом колеблется в пределах 85-90% на отрезках до 2000 м, применяемых в основном в тренировочных занятиях подготовительного и на менее длинных отрезках - соревновательного периода.

Более эффективным в плане повышения гликолитических анаэробных возможностей является повторный бег со скоростью 91-95% от максимальной на отрезках дистанции 800-1200 м, которые используются главным образом на предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.

При такой скорости бега максимальная активизация анаэробных процессов приводит к существенному угнетению аэробных процессов, что выражается, в частности, минутного объёма сердца и МПК.

Продолжительность интервалов отдыха при использовании повторного бега со скоростью 85-95% определяется временем снижения ЧСС до 120-130 в 1 мин, что зависит от подготовленности бегуна и его индивидуальных особенностей (врождённых).

Объём бега может достигать 4-5 км, в зависимости от длины пробегаемых отрезков дистанции, на которой специализируется бегун

При скорости бега 91-95% объём работы снижается до 3-4 км. Длинные отрезки следует пробегать с равномерной и переменной скоростью.

Последнее необходимо для совершенствования способности бегуна переключаться с одной скорости передвижения на другую в зависимости от соревновательной ситуации.

С этой целью в тренировочном занятии на одном отрезке целесообразно быстро начинать бег, снижать скорость в середине и вторично повышать к концу его; на другом же отрезке вторую или последнюю треть дистанции нужно пробегать быстрее, чем предыдущие участки и т.д.

Заканчивая рассмотрение методов и средств повышения, аэробных и анаэробных возможностей как важнейших компонентов специальной выносливости, следует отметить, что уровень её проявления определяется не только степенью развития этих компонентов, но и оптимальным их соотношением.

Именно оптимальная взаимосвязь между ними, обусловленная спецификой соревновательной деятельности на конкретной дистанции, определяет возможность достижения наивысшего для бегуна спортивного результата.

Учитывая это, при характеристике средств развития специальной выносливости необходимо признать особую значимость целостного совершенствования этого многокомпонентного качества, осуществляемого за счёт применения нагрузок, по характеру, продолжительности и интенсивности близких к соревновательной.


Список литературы

 

1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 264 с.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

3. Книга тренера по лёгкой атлетике. - Изд.3-е, перераб. / Под ред. Хоменкова Л.С. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.: ил.

4. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание: Учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с.

5. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. - К.: Здоровья, 1989. - 168 с.: ил.

6. Сиренко В.А. Бег на средние дистанции. - К.: Здоровья, 1985. - 136 с.

 



2019-07-03 293 Обсуждений (0)
Средства повышения анаэробных возможностей организма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства повышения анаэробных возможностей организма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)