Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. МЕТОДЫ  АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ



2019-07-03 302 Обсуждений (0)
I. МЕТОДЫ  АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ  М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ в г. СЕВАСТОПОЛЕ

 

                                        В.Н. Ковалев,

                                  Н.Н. Лопатина,

                                    Д.Н. Лебеденко

СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ                                                        ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ

Севастополь

2013

УДК 316.49 (075)

                           

 Авторы-составители:

 Ковалев Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

Лопатина Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

      Лебеденко Дарья Николаевна, студентка V курса факультета психологии.

 

 Рецензенты:

        Дьяков Сергей Иванович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

    Шихматова Елена Борисовна заведующая кафедрой общей психологии Севастопольского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета имени В.И. Вернадского, кандидат психологических наук, доцент.

 

   Ковалев В.Н., Лопатина Н. Н., Лебеденко Д.Н. Сборник ситуационных задач по конфликтологии.  Севастополь: Изд. СФ МГУ, 2013. – 91 с.

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Протокол № __ от 22 декабря 2012 года.

                           

  Учебное пособие содержит комплекс разнотипных ситуационных задач для индивидуального и группового решения студентами на занятиях по спецпрактикуму к учебной дисциплине «Основы конфликтологии». В пособии приведены алгоритмы, схемы и картографические модели анализа и разрешения конфликтов.

   Пособие предназначено для студентов 3 – 4 курсов факультета психологии.

                                                                            УДК 316.49 (075)

                                                                                                                            

                                        Ó Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

                                        Ó Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н., Лебеденко Д.Н.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение ………………………………………………………………...4

I. Методы анализа конфликтов……………………………………………….5

II. Техники и модели разрешения конфликтов……………………………..21

III. Конфликтные ситуации для анализа и разрешения ……………….…..28

3.1. Производственные  конфликты……….………………………………..28

3.2. Педагогические конфликты и конфликты, возникающие в учебно-воспитательном процессе ……………………………………………………44

3.3. Экстремальные конфликты (отклоняющееся поведение)……………..69

3.4. Семейные и полоролевые конфликты………………………………….72

IV. Игры на принятие совместных решений в конфликтных ситуациях…92

  Список литературы……………………….……………………………...95

ВВЕДЕНИЕ

История развития человечества показывает, что конфликты всегда были и являются объективной реальностью, неотъемлемой частью жизни человека и социума. Они затрудняют нашу коммуникацию, снижают продуктивность деятельности, приводят к разрыву отношений, становятся причиной острых негативных переживаний, агрессивных действий, стрессов и неврозов. Вместе с тем именно они в потенциале являются мощным стимулом мобилизации сил, личностного роста, развития человеческих отношений, т.к. сигнализируют нам о назревшей необходимости выхода на более высокий, продуктивный уровень отношений к себе, к людям, к деятельности, к окружающей действительности.

    В современных концепциях разрешения межсубъектных конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан) убедительно показана значимость становления у людей конструктивного отношения к конфликтным ситуациям. Это и является одной из важнейших задач формирования коммуникативной культуры современного человека. Вместе с тем успешность поставленной задачи с позиций когнитивистского подхода невозможна без адекватного оценивания  рассматриваемого феномена, его компонентов и понимания сущности межсубъектных отношений в конфликте во всей многообразной палитре чувств, когниций, поведенческих действий.

   Овладение культурой управления конфликтами - одна из задач формирования профессиональных компетенций педагогов, психологов и других представителей социономических профессий. Но в научной литературе нет однозначности в определении понятия «конфликтологическая компетентция», недостаточно четко определены ее структура, функции, критерии оценки уровней сформированности. Основной проблемой реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов профессиональной сферы «человек-человек» является не разработанность методики формирования основного, т.е. поведенческого компонента конфликтологической компетенции профессионала.

    С точки зрения А.Я. Анцупова, конфликтологическая компетенция представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.Б.И. Хасан рассматривал её как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

   А.Б. Немкова считает, что конфликтологическая компетенция - это готовность к осуществлению деятельности по профилактике конфликта, в реальном конфликте как способность минимизировать деструктивные формы конфликта и перевести их в конструктивное русло, и выступить посредником в разрешении конфликта.

   Л.В. Беззубко и А.В. Калина указывали на то, что конфликтологическую компетенцию можно рассмотреть как жизненный опыт решения конфликтов, в который входят личностные качества (которые развиваются в процессе сопротивления и устойчивости к негативному влиянию конфликта), когнитивные составляющие и репертуар стратегий поведения в конфликте, соответствующие ситуациям.

    Анализ понятий показал, что в структуру конфликтологической компетенции большинство конфликтологов включают определенные знания, умения, опыт, личностные качества, конструктивные стратегии поведения, некоторые способности и готовность.

    В число основных конфликтологических профессиональных компетенций психолога также входит умение анализировать и разрешать разнотипные конфликты. С целью их формирования составлено данное учебное пособие, содержащее основные методы анализа конфликтов, техники их разрешения и более сотни конфликтных ситуаций для анализа.

 

I. МЕТОДЫ  АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ

Эффективность разрешения конфликтов во многом определяется правильностью и полнотой их анализа. Однако мастерство анализа конфликтных ситуаций требует знания основных методов, которые накоплены в сокровищнице современной психологии. В настоящем пособии мы излагаем наиболее эффективные и вместе с тем сравнительные простые методики зарубежных и отечественных ученых психологов.

   Методика анализа педагогических конфликтов М.М. Рыбаковой

   Первостепенное место в решении любой конфликтной проблемы занимает её анализ. Грамотно совместно осуществленный анализ конфликтной ситуации – это, по мнению Шошаны Фейр, три четверти пути к ее разрешению. В научной литературе не так много методов и методик, позволяющих осуществлять тщательный и полный анализ конфликтов. В настоящем пособии мы излагаем наиболее действенные из них.

  Маргарита Михайловна Рыбакова - специалист в области межличностных педагогических конфликтов, отмечает существование в практике четырех способов анализа конфликтных ситуаций.

   Первый способ – состоит в перечислении поступков учеников, а также педагогических приемов и действий учителя, которые должны восстановить порядок. Это инструментарий авторитарной педагогики, который может принести лишь сиюминутную выгоду только одной стороне- учителю, но не приведет к конструктивному решению проблемы для ученика.

  Для второго способа анализа конфликтных ситуаций характерно фрагментное привлечение психологических знаний без глубокой их переработки. Здесь знания используются лишь для обоснования педагогических приемов воспитательного воздействия, а не для анализа мотивов, интересов, поступков, потребностей ребенка.

     Для третьего способа характерен перенос внимания педагога, при анализе ситуации, с поступка на личность, тогда центром внимания становится не сама ситуация или поступок, а ученик, его личность. Этот способ также предполагает анализ поведения не только ребенка, но и самого педагога. Он затрагивает глубинные пласты проблемы. Дает возможность вскрыть первопричины педагогического конфликта, но не позволяет определить пути и средства решения проблемы.

Четвертый способ – включает рассмотрение вариантов предупреждения конфликтов путем нестандартного его разрешения (возможно, в нескольких вариантах), в чем проявляется подлинное педагогическое мастерство учителя.

М. М. Рыбакова предлагает педагогам альтернативный вариант анализа педагогического конфликта с использованием трех нижеследующих опорных схем.

 



2019-07-03 302 Обсуждений (0)
I. МЕТОДЫ  АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. МЕТОДЫ  АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)