Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схемы анализа педагогических конфликтов М.М. Рыбаковой



2019-07-03 1310 Обсуждений (0)
Схемы анализа педагогических конфликтов М.М. Рыбаковой 0.00 из 5.00 0 оценок




                                                                                              Схема - 1

1. Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (место возникновения, деятельность участников, условия и др.).

2. Что этому предшествовало (события, состояния, разговоры, действия)?

3. Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, поступках?

4. Ситуация глазами участвующих сторон (педагога, ребенка, родителей).

5. Личная позиция каждого участника в возникшей ситуации (отношение друг другу).

6. Реальные цели педагога, преследуемые во взаимоотношении с учеником. Чего хочет учитель: избавиться от подростка, помочь ему или он безразличен к его судьбе?

7. Что нового узнали оппоненты друг о друге из ситуации, поступка (познавательная ценность конфликта)?

8. Основные причины возникшей ситуации или конфликта, его содержание и тип.

9. Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика, родителя или педагога.

10. Выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных мер по устранению инцидента.

11. Прогнозирование исходов конфликта.

 

Схема - 2

1. Описание ситуации и участников (характеристика).

2. Определение ситуации, когда каждый из участников мог бы предупредить ее переход в конфликт. Оценить, каким образом.

3. Что помешало оппонентам сделать это (эмоции,  свидетели, растерянность и т.п.).

4. Какие приемы погашения (предупреждения) конфликта мог бы использовать каждый из участников в затруднительной ситуации, и как он их использовал?

5. Какую информацию получил каждый участник конфликта о своих коммуникативных качествах, о достоинствах и недостатках, о просчетах и т.п. Анализ своего поведения, ошибок.

6. Варианты взаимоотношений оппонентов после конфликта.

Схема - 3

1. Описание конфликтной проблемы, ситуации, инцидента.

2. Причины возникновения конфликтной ситуации и повод перехода в конфликт, его динамика.

3. Смысл конфликта для каждого из его участников. Какие затронуты интересы, потребности, ценности, ресурсы?

4. Психоанализ отношений между конфликтующими сторонами.

5. Перспектива возможного развития конфликта.

6. Методы конструктивной реверсии конфликта.

 

Опорные схемы анализа М.М. Рыбаковой предполагают всестороннюю оценку конфликта (место, участников, их силу и ранги, личностные позиции и др.). Они позволяют выявить открытые мотивы конфликта и найти пути его решения. Однако без специальных знаний психологии это проблематично, так как обучение анализу конфликтных ситуаций нельзя свести к усвоению алгоритмов действий психолога или педагога по четко выработанным схемам. Здесь мало знать схему анализа, но учитывать возрастные особенности, межличностные, гендерные отношения, личные проблемы, мотивы, опасения, установки и др. Кроме того, вышеизложенные схемы не содержат детального инструментария того, как вести диалог с субъектами конфликта и как объективно проанализировать ситуацию, если вы сами стали ее участниками. 

Вместе с тем вышеизложенные схемы могут быть успешны при анализе не только педагогических, но и любых типов межличностных и внутригрупповых конфликтов. Их можно, сокращать, объединять, модифицировать. Они предельно просты и удобны.

 Методика анализа конфликтных ситуаций (МАКС) В.А. Смехова

На наш взгляд очень удачной методикой анализа и решения конфликтов между субъектами является методика МАКС В.А. Смехова.

Своеобразие методики МАКС В.А. Смехова заключается в том, что межличностный конфликт решает третья сторона, т.е. значимый третий, которому доверяют оба участника конфликта. Методика наиболее эффективна для выяснения конфликтных отношений детей от 6 до 11 лет. Возрастные рамки определены на основе широкой апробации этой методики.

Процедура МАКС заключается в том, что медиатор задает участникам конфликта, поочередно нижеследующие вопросы.

1. Как ты себя вел?

2. Как ты хотел себя вести?

3. Как ты мог себя вести?

4. Как ты должен был себя вести?

5. Как ты выглядел в конфликте?

6. Как он себя вел?

7. Как он хотел себя вести?

8. Как он мог себя вести?

9. Как он должен был себя вести?

10. Каким бы он предпочел меня видеть в подобной ситуации?

11. Каким я предпочел его видеть в подобной ситуации?

12. Каковы причины и обстоятельства всего происходящего?

13. Какие варианты решения проблемы можешь предложить?

Каждый вопрос заставляет задуматься участников конфликта над своими действиями, поступками и найти им альтернативу. Ответ на тот или иной вопрос может быть тупиковым, если конфликтующий не сделал из него должных выводов. Вместе с тем варьирование серии вопросов подводит участников инцидента к необходимости (целесообразности) посмотреть на него как на проблему, которая может и должна быть решена с позитивным исходом для обеих сторон.

Несмотря на свою простоту и кажущуюся наивность, методика результативна. Психолог может увеличить число вопросов, несколько видоизменить их характер, привнести в нее приемы визуализации ситуации и, вхождения в образ оппонента. От этого методика только выиграет.

 

   Картографический анализ конфликтов Ш. Фейр и Х. Корнелиус

Еще более простым является картографический метод анализа конфликтов, который предлагают Ш. Фейр и Х. Корнелиус. Он удобен как для совместной формы ведения переговоров, так и для порционного анализа позиций каждой из сторон с последующим их сопоставлением. Схематично методика может быть представлена следующим образом (см. рисунок 1).

 

  Кто -------------- Потребности Опасения Кто -------------- Потребности Опасения  
Кто -------------- Потребности Опасения

ПРОБЛЕМА

------------------------------------------

  (предмет, основное противоречие)

Кто -------------- Потребности Опасения
Кто -------------- Потребности Опасения Кто -------------- Потребности Опасения
  Кто -------------- Потребности Опасения Кто -------------- Потребности Опасения  

Рисунок 1. Карта анализа конфликта Ш. Фейр и Х. Корнелиус

 

 

Проблема обычно записывается  аналитиком кратко в виде противоречия в центре карты, которая делится на столько частей, столько сторон участвует в конфликте. У каждого актуального участника конфликта мы выясняем:   

1) потребности и интересы, чтобы в дальнейшем их сопоставить и найти точки соприкосновения оппонентов, то есть общий интерес;

2) опасения, чтобы их развеять.

Снятие опасений снизит степень напряженности конфликта и обеспечит возможность честного, открытого и конструктивного диалога.

    Ценность картографического анализа состоит в том, что он позволяет упорядочить, систематизировать все  основные элементы конфликта (проблему, позиции субъектов, условия, образы, интересы, потребности, опасения, исходы и др.).

     Составление карты конфликта состоит из трех этапов:



2019-07-03 1310 Обсуждений (0)
Схемы анализа педагогических конфликтов М.М. Рыбаковой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схемы анализа педагогических конфликтов М.М. Рыбаковой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)