Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ



2019-07-03 219 Обсуждений (0)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Процесс В-я х-тся такими особенностями: 1.целенаправленность 2. длительность (по существу - непрерывность процесса, меняется только роль и соотношение разл воспитательных факторов) 3. комплексный процесс (форм-е личности в целом) 4.отдаленность рез 5. неодинаковость рез восп-я 6. В может наталкиваться на противоречия 7. В осущ путер освоения общ опыта, кт усваивается в общ д-ти и общ отношении. Сущность процесса В сост в том, чтобы включить личность в разнообразные виды д-ти., чтобы она овладела опытом! Деятельностный подход: лежит в основе восп процесса. В д-ти складываются отнош с др людьми. Общение, д-ть позволяет руководить процессом развития личности.

Цели и задачи воспитания. Идеальное (т.е. нематериальное, продукт сознания) предвидение результата называется целью. Цель - исходный компонент деятельности. Специфика цели, как социально-психологического феномена: цель существует, но она недостижима (меняется субьект цели => меняется цель); цель имеет лишь внешние контуры (меняется среда => меняется цель); цель, при ее объективном характере, с точки зрения зарождения всегда субьективна. Итог: цель воспитания - личность, способная строить Жизнь, достойную Человека. Поставленная цель носит общий характер и позволяет сохранить индивидуальные черты каждого ребенка. Идеалы - признак и показатель высокой культуры общества и отдельного человека.

В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе — воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

Жан Жак Руссо (1712-1778), французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека к загробной жизни или в формировании джэентльмена. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила природа ребенка. Ключ к решению проблемы Руссо видел в осознании решающей роли воспитания в формировании человека. Задача заключается в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу, причем детей тружеников воспитывать не нужно, они уже воспитаны самой жизнью, надо правильно воспитать детей аристократов, и мир станет иным. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.

В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством Алексея Александровича Бодалева, Зои Алексеевны Мальковой, Лидией Ивановной Новиковой и других была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции - всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, уважения к правилам, нормам совместной жизни, развитие способности к объективной самооценке; воспитание положительного отношения к труду. Идеи, предложенные авторами: 1) личностный подход - признание личности высшей социальной ценностью; 2) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания; 3) природосообразность - учет половых и возрастных особенностей учащихся; 4) культуросообразность - опора на национальные традиции народа; 5) гуманизация межличностных отношений; 6) опора на чувства воспитанников.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом и А.В. Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы обратились к проблеме целей воспитания и, наряду с идеальной целью - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, предложили реальную: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее - оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад). Понятие "культура" - есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения. Культура - это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии - такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.



2019-07-03 219 Обсуждений (0)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)