Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования



2019-07-03 275 Обсуждений (0)
Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цена – сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар.

Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфере реализации продукции. Цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением непосредственно собственником или производителем товара и услуги.

Функции цены:

1. Учетная – в цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и пр. на изготовление товара. Цена определяет размер прибыли, получаемой п/п после реализации товара.

2. Стимулирующая - воздействие на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции, т.к в них заложен определенный уровень прибыли.

3. Распределительная - связана с колебаниями цены под воздействием рын. факторов. Происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения.

4. Функция балансирования спроса и предложения. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают дефицит или избыточное предложение.

5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую.

Виды цен:

Оптовые цены - цены, по которым реализуется крупная партия продукции предприятий.

Закупочные цены - это оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции.

Розничные цены - цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли.

Цены на строительную продукцию бывают трех видов:

• сметная ст-ть строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;

• прейскурантная цена - средняя стоимость единицы продукции объекта строительства, например 1 м2 площади;

• договор. цена - цена, кот. устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.

Тарифы на услуги транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров.

Тарифы на услуги, оказываемые населению - тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и пр.

Классификации цен:

Группировка цен в зависимости от степени их гос. регулирования.

Регулируемые цены формируются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное лимитирующее воздействие гос-ва, ограничивающего рост или снижение цен в разной степени.

Свободные цены;

Фиксируемые цены - устанавливаемые на определенном уровне, изменение кот. возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию.

Группировка цен по способу получения информации.

Публикуемые цены - сообщаемые в спец. источниках.

Расчетные цены - рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей.

Группировка цен с учетом фактора времени.

Сезонные цены - цены на товары, потребление кот. носит сезон. характер.

Постоянные цены - срок действия кот. последовательно уменьшается в заранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени.

Групп-ка цен по способу их установления и фиксации.

Твердые цены - устанавливаются один раз в момент заключения договора и не подлежат изменению в течение всего срока его выполнения.

Подвижные цены - цены, указанные в договоре с оговоркой о возможности их дальнейшего уточнения в случае изменения рыночной цены к моменту фактического выполнения поставки.

Скользящие цены - устанавливаются на товары длительного изготовления. Исходная цена может быть пересчитана в момент фактического выполнения поставки продукции.

Механизм ценообразования:

1. Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен

- Изучение психологических и экономических аспектов поведения потребителей.

- Определение типа рыночной структуры (максимальное влияние предприятия на установление рыночной цены м. б. оказано в условиях монополии, минимальное - на рынке совершенной конкуренции).

- определение участников каналов товародвижения - процесс, в ходе которого обеспечивается доставка товаров конечному потребителю.3 вида каналов товародвижения:

- определение степени влияния гос-ва на ценообразование.

2. Постановка целей ценообразования

- обеспечение выживаемости предприятия

- завоевание лидерства в доле рынка

- завоевание лидерства в качестве продукции

- краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции

- максимизация текущей прибыли

3. Выбор метода ценообразования (см. вопрос 46)

4. Формирование ценовой стратегии предприятия

- достижение преимуществ по издержкам путем их сокращения;

- стратегия, ориентир-ая на конкретный сегмент рынка (спрос, который не был удовлетворен конкурентами);

- захват новых рынков (новые виды продукции и новые сегменты рынка).

5. Разработка тактики ценообразования заключается в установлении ценовых скидок – снижение цены с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры, взаимоотношения с потребителями продукции, условий поставки и платежа в момент заключения сделки. Влияет на клиентскую базу, конкурентоспособность п/п, является регулятором изменения цены. Виды скидок: скидка-сконто – за ускорение оплаты или за платеж наличными, скидка за объем приобретаемых товаров, скидка за оборот, прогрессивная, дилерская, специальная, сезонная, скидки на новинки, скидки при комплексной покупке товара, на сервисное обслуживание.

6. Установление первонач-й цены на товар и услугу

7. Рыночная корректировка цены

Рыночные системы

8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий

10. Издержки производства

Издержки производства – расходы на приобретение применяемых производственных факторов. Индивидуальные издержки производства представляют собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта понесенные на производство определенного объема какой-либо продукции, также включают в себя затраты на охрану окружающей среды, подготовку квалифицированных кадров, проведение НИОКР.

Классификация издержек:

I. по степени участия в производственном процессе

1. производственные из-ки – из-ки непосредственно связанные с производством товаров и услуг;

2. из-ки обращения – из-ки, связанные с реализацией произведенной продукции:

-дополнительные – расходы на доведение произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка), увеличивающие конечную стоимость товара;

-чистые – расходы на оплату труда торговых работников, на рекламу, т.е. не образующие новой стоимости.

II. с точки зрения экономического понимания издержек, кот. базируется на проблеме огранич-ти ресурсов и возможности их альтернативного использования

1. внешние (явные) изд-ки – затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых, транспортных и иных услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов;

2. внутренние (неявные) издержки – издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс: сдача в аренду собственного помещения, работа у самого себя.

3. безвозвратные изд-ки –которые осуществляются фирмой 1 раз и не могут быть возвращены ни при каких условиях.

III. по временным интервалам, на протяжении которых имеют место изд-ки

1. постоянные (FC) - издержки, кот. не меняются в зависимости от изменения объема производства: рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, оплата труда высшего управленческого персонала;

2. переменные (VC) –издержки, величина кот. меняется в зависимости от изменения объема производства. Включают в себя затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, на опл. труда основных категорий работников.

3. общие (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства;

4. средние (АС) – издержки фирмы на единицу производимой продукции:

-средние постоянные изд-ки (AFC) определяются путем деления общих постоянных издержек на количество произведенной продукции, т.е. AFC= ТFC/Q

-средние переменные изд-ки (AVC) рассчитываются путем деления суммы переменных издержек на соответствующее количество произведенной продукции, т.е. AVC=ТVC/Q

-средние общие изд-ки (ATC) обычно рассчитываются как частное от деления суммы общих издержек на количество низведенной продукции: ATC=ТС/Q

IV. категория предельных издержек

Предельные издержки (МС) –дополнительные изд-ки, связанные с производством каждой последующей единицы продукции. Определяются путем вычитания двух рядом стоящих величин общих (совокупных) издержек. Это всегда переменные изд-ки, т.к связаны с увеличением или уменьшением объема произ-ва.

Для минимизации своих издержек фирма должна наращивать объем производства до тех пор, пока предельные издержки не сравняются со средними.

(!!! Затраты – это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки – стоимостная оценка произведенных затрат).

32. Смета доходов и расходов бюдж орг к и ис, методика ее сост-я. Если орг. не имеют собтв ист дох и фин-ся из бюджетов разл уровней, их назыв бюджетными, а порядок план-ия их деят-ти – сметным. При сметном фин. опр размер, целевое напр и сроки выделения ср-в из бюджета – сотст смета дох и расходов.3 принципа смет. фин.: 1. т.к смета - это фин план, то ср-ва выд-ся по мере вып плана с учетом раннее получ ср-в; 2. осущ на осн спец разр нормативов; 3. ассигнов-я группр-ся в четко установ порядке. Сущ сметы расх учр-й, у кот ед ист фин – ср-ва учре-й и смешанный тип хоз. деят-ти. (исп-ей 2й сметы-поступ и расх-е бюджет ср-в; - поступ и расх внебюдж ср-в) Осущ многоуровн хар-р сост смет: 1) низовой: разр фин плана прои-ва и реал отд прод-та или усл; 2) второй: планы (сводные) отд подразд или напр - СКД(необяз-н); 3) верхний: свод фин план всей комп. Особенность - снизу-вверх. Неком орг на полном бюдж фин: 3 вида затрат в смете: расходы на з/п, хоз содерж-е орг(оплата ком плат, эл энергии, связь, мусор), мат-тех обеспеч(расх связ с приобр). Технология разр-ки: 1) опр-е потреб в конкр затратах осущ в июне-июле года, предшествующего планир-му периоду; 2) согласование стр-ры сметы с учред-м(сент-окт); 3) утверждение сметы учре-м; 4) исп-е сметы. В к. года ан вып сметы. Неком орг со смеш ф хоз д-ти: Технология: 1. отдел план-ся расходы, источником покрытия кот б бюджет(хоз содерж на примерно 100%, з/п – только штат, мат тех обесп как получится) 2. опр возм поступ из внебюдж ист(доп расходы, к-е м позволить себе орг) внештат. сотрудн, доп расх на хоз содерж, 80% мат обеспечения.

60. Показатели, опред конукр статус фирмы на рынке СКС. Для определения КСФ использ-ются качест-ые и коллич-е показ-ли. К колич-м относят-ся: размер активо фирмы, численность работников, доля фирмы на рынке, объем продаж. К качест-ым отнс-тя: репутация фирмы, опыт рук-ва и сотруд-ков, качество оказываемых услуг, работа в области внедрения новых прод-ов на рынке. Анализ перечисленных показ-ей позволяет определить сильные и слаб стороны каждой фирмы. Часто конкур-ый статус ижобразают виде многоугольника конкурентноспособности. Чем дальше от центра харак-ка тем выше конур. статус. При оценки КС использу-ся реальные измерители (%,руб, доля) и бальные оценки. Рисунок…


Билет 2

 



2019-07-03 275 Обсуждений (0)
Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)