Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкуренция и ее виды. Монополия



2019-07-03 194 Обсуждений (0)
Конкуренция и ее виды. Монополия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конкуренция - соперничество экон. субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; - элемент рын. механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Совокупность качественных характеристик, с учетом кот. фирмы определяют свое положение на рынке, является структурой рынка. При этом во внимание принимается характер продукции, степень монополизации ее производства и сбыта, количество производителей доступность информации. Типы рын. структур:

Совершенная конкуренция - это такая рыночная структура, для которой характерны наличие множества, как правило, не очень крупных фирм, производящих однородную продукцию, свобода входа и выхода из рынка, доступность информации для всех субъектов рынка.

Чистая монополия - рыночная структура, в которой одна фирма, являясь продавцом продукта, заменители которого отсутствуют, представляет по существу всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, занимающая промежуточное положение между совершенной конкуренцией и чистой монополией. На рынке действует множество фирм, выпускающих разнородную продукцию, имеются определенные ограничения в ценообразовании и получении информации, вход на рынок достаточно свободный. Это положение типично для розничной торговли, производства одежды, обуви и т.д.

Олигополия характерна для рынка, на котором действует небольшое число фирм, производящих однородную или разнородную продукцию. Вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в областях получения информации и в ценообразовании. Данная рыночная структура типична для сталелитейной промышленности, производства автомобилей, сигарет и т.п.

Чистая монополия. Существуют отрасли, являющиеся естественными монополиями: электрические и ж/д компании, водо - и газоснабжение, которым предоставляются исключительные гос. привилегии. Препятствия для проникновения в отрасль – относительно низкие издержки производства, его высокий уровень технической и технологической оснащенности, приемы нечестной конкуренции, а также институт частной собственности (месторождение полезных ископаемых). Эти преграды можно обойти посредством разработки отличающейся от уже существующей продукции, или могут быть найдены новые источники стратегического сырья.

Если монополист хочет увеличивать свои продажи, это возможно осуществить, только назначая цену более низкую, чем в условиях чистой конкуренции. А, следовательно, и предельный доход на каждой единице продукции становится ниже цены продукции. Но, он не станет понижать цену на неэластичном участке спроса, т.к это приведет к сокращению валового дохода, увеличению издержек производства и снижению прибыли. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде определяется путем сопоставления совокупного (либо предельного) дохода и совокупных (либо предельных) издержек. Фирма будет наращивать производство до объема, при котором предельный доход станет равным предельным издержкам (как и в долгосрочном периоде). Однако монополисту более выгодно продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене.

Однако монополисту более выгодно продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене.

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, должна быть ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль, т.к спрос в долгосрочном периоде более эластичен. Это позволяет либо взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего получение max краткоср. прибыли, либо снижать их и получать умеренную прибыль, но затруднить тем самым доступ в отрасль конкурентов.

Монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции и чистой монополии численностью субъектов рынка: действует не 1 продавец и не масса, их число умеренное, что не позволяет достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен.Т. к. предлагается не идентичная продукция, а ее разновидность, отличающаяся качеством, объемом, сопутствующими услугами, стимулированием сбыта с помощью рекламы, то каждая отдельно взятая фирма монополизирует часть рынка и имеет ограниченный контроль над рын. ценой.

Механизм вступления в отрасль достаточно прост, т.к эффект масштаба, а значит и размер первоначального капитала невелики.

В краткосрочном периоде фирма исходит из максимизации своих прибылей или минимизации убытков. В основу закладываются предельные издержки и предельный доход. В долгосрочном периоде фирмы стремятся к безубыточному функционированию. Когда цена покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого предельный доход равен предельным издержкам, в долговременном периоде достигается положение равновесия. Т.о. монополистическая конкуренция не обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственной эффективности.

Цена и объем производства не очень отличается от цен и объема приоз-ва при чистой конкуренции. На данном рынке может осуществляться неценовая конкуренция. Ее задача – раскрыть св-ва товара и довести их до покупателя. Т.о. для обеспечения max прибыли необходимо использовать 3 важнейших фактора: цена, продукт, реклама.

При олигополии число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании ценовой политики должна принимать реакцию со стороны конкурентов. Господствует малое число фирм на рынке однородного или дифференцированного продукта: обрабатывающая, добывающая, нефтеперерабатывающая, электротехническая промышленность, оптовая торговля. Важнейшим фактором для превращения в олигополию является эффект масштаба, благодаря которому возможно получение нормальной прибыли при приемлемых издержках производства, что под силу не каждой фирме, ибо требует огромных средств. Чаще всего эффекта масштаба добиваются за счет слияния конкурирующих фирм, цели которого – увеличение рыночной доли продукта, возможность оказывать влияние на ценовую политику. Важнейшая черта олигополии – всеобщая взаимозависимость ее субъектов, что особенно четко проявляется в ее политике: если одна из фирм снизила цену, другие немедленно должны отреагировать или потеряют покупателей. Т.о., олигополистические цены либо остаются жесткими и изменяются редко, либо изменяются у всех субъектов практически одновременно. Если заключено соглашение о фиксировании, то цена и объем производства будут устанавливаться как и при чистой монополии. Олигополистические монополии имеют возможность финансировать дорогостоящие научные проекты, не опасаясь конкурентов, т.к проникнуть в отрасль практически невозможно.

28. Специфика производства и реализации услуг в культуре и искусстве.

Реализация услуг возможна только при наличии у населения свободного времени, духовных запросов и фин. возможностей. Культурные потребности и спрос на определенный продукт, находятся под жестким влиянием моды (производство и реализацию продукта туристских фирм).

Международные культурные связи, современные информационные технологии привели к резкому повышению спроса на продукт западной культуры и снижению спроса на отечественный продукт. Традиционные услуги театров, музеев стали мало востребованными.

Реализация нематериального продукта (услуги) может осуществляться только там, где он производится. Реализация нематериального продукта за пределами места его производства (выездные экспозиции, гастроли и пр) приводит, во-первых, к созданию нового продукта и, во-вторых, требует создания определенных условий (наличия необходимых помещений для размещения выставки, организации концерта и пр). При желании получить определенный продукт или при отсутствии необходимых условий единственным способом реализации нематериального продукта явл. преобразование его в материальный (буклеты, альбомы, слайды, видео и аудиокассеты).

56. Структура управления. Виды орг. структур

Под организационной структурой управления – форма, принятия и распределения в организации функций между ее компонентами (подразделениями и отдельными работниками).О. с. делает организацию целостным организмом, связывая ее "голову" (высшее руководство), "руки" и "ноги" (подразделения и функциональные области). В менеджменте выделяется шесть наиболее распространенных организационных структур управления:

1. Линейная организационная структура – характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство, не характеризующееся особой сложностью. Каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю.

2. Функциональная организационная структура. В рамках данной структуры принятие управленческих решений распределяется между функциональными руководителями, которые отвечают за принятие решений в той области, которая относится к их компетенции.

3. Линейно-функциональная о. с. Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На функциональных руководителей возлагается обязанность принимать решения, а линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением (выполняет функции координатора между различными функциональными подразделениями).

4. Линейно-штабная организационная структура. Руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штабные подразделения – это планово-экономический отдел, юр. служба, отделы анализа, координирования, контроллинга, отдел маркетинга, бухгалтерия

5. Матричная организационная структура. Существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной группы. Во-вторых, исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта, который отвечает за его выполнение в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимодействует не только с членами проектной группы, но и с работниками соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде? в.

6. Дивизиональная организационная структура. Основная фигура – менеджер, руководящий подразделением (вертикальная связь). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб (горизонтальная связь).

вертикальные связи – связи подчинения, возникают в том случае, если орг-я содержит несколько уровней управления.

горизонтальные связи устанавливаются между элементами организации, которые не подчиняются друг другу, но связаны в процессе производства товара или услуги.

 

Билет 3

 

19. Безработица – соц. -эконом. явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безраб – означает неспособность гос-ва эффективно использовать один из важнейших факторов произ-ва труд. Причина - падение темпа эконом-го роста, технич-ий процесс, структурная перестройка экон. Она оказывает отрицательное влияние на экон. и соц. обстановку стране: увелич на занятых, девальвирует высоквалифиц труд, замедляет темпы экон. роста, создает социальную напряженность. Типы безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Фрикционная безработица обусловлена периодом, связанным с поиском или ожиданием работы, причина ее возникновения связана с характером функционирования рынка труда. Структурная безработица связана с научно-техническим процессом, появлением новых технологий, изменением в структуре потребительского спроса, т.е. спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие виды профессий, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Таким образом, возникает безработица как следствие того, что рабочая сила реагирует на изменения в экономике медленнее, чем это происходит со средствами производства и технологиями. Чем быстрее идет научно-технический прогресс, тем в большей степени структура рабочей силы не отвечает новой структуре рабочих мест на производстве. Циклическая безработица связана с цикличностью развития производства, точнее - с фазами застоя и кризиса экономического цикла, когда наблюдаются торможение и спад производства. Выход из кризиса сопровождается втягиванием в производство ранее высвобожденных и привлечением новых работников. Безработица в современной экономике из случайного превратилась в постоянное явление. Даже состояние полной занятости немыслимо без безработицы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Нормальный уровень безработицы при полной занятости достигается тогда, когда циклическая безработица =0. Такое состояние безработицы называется естественным уровнем безработицы. Уб= колличе. безраб /численность рабочей силы*100%.

Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для желающих работать, общество потенциально теряет часть экономических возможностей. На это обратил внимание известный специалист в области макроэкономики А. Оукен. С помощью математического аппарата он выразил зависимость между уровнем безработицы и объемом производимого в стране ВНП Эта зависимость, известная как закон Оукена, показывает, насколько сокращается валовой национальный продукт в случае возрастания уровня безработицы. В частности, его данные показали, что каждый процент прироста безработицы сверх естественного уровня (5-6%) сопровождается снижением ВНП на 2,5%.

42. Определение потребности в оборотных средствах

Потребность п/п в оборотных средствах зависит от факторов: объема производства и реализации; вида бизнеса; масштаба деятельности; длительности производственного цикла; структуры капитала п/п; учетной политики и системы расчетов; условий и практики кредитования; уровня материально-технического снабжения; видов и структуры потребляемого сырья; темпов прироста объемов производства и реализации продукции; квалификации менеджеров и бухгалтеров.

Определение потребностей предприятий в собственных оборотных средствах осуществляется в процессе нормирования. Цель – определение оптимального размера оборотных средств предприятия, вовлекаемых на определенный срок в сферу производства и сферу обращения.

Потребность в собственных средствах для каждого предприятия определяется при составлении финансового плана. Нормирование оборотных средств осуществляется в денежном выражении.

В процессе нормирования устанавливаются частные и совокупные нормативы. Этапы нормирования:

1. Разработка норм запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Норма устанавливается в днях запаса и означает длительность периода обеспечения данным видом материальных ценностей. Исходя из норм запаса и расхода товарноматериальных ценностей, определяется сумма оборотных средств.

2. Путем сложения частных нормативов рассчитывается совокупный норматив - денежное выражение планируемого запаса ТМЦ, минимально необходимых для нормальной хоз. деятельности п/п.

Методы нормирования оборотных средств:

- прямого счета - сначала определяется величина авансируемых оборотных средств в каждый элемент, затем их суммированием определяется общая сумма нормативов.

- аналитический - расчет норматива осуществляется укрупнено, при этом учитывается соотношение между темпами роста объема производства и размера нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде.

- коэффициентный - новый норматив определяется на базе старого путем внесения в него изменений с учетом производства, снабжения реализации продукции, товаров (работ, услуг).

68. Разработка стратег-их и опреат-ых планов маркет-ой деят-ти в организ-ях СКС. Страт-ий план разработан в след. последовательности: 1. Ситуацинный анализ (исследование рыночных возмож-ей): СА позволяет выявить рыночные возможности п. п т. е направления деят-ти которые открываются перед п. п исходя из совокупности условий в которых оно функционирует. Он направлен на выявления вожможности и угрозы которые могут возникнуть во внешней марке-гой среде; сильных и слабых сторон которые определ-ются состоянием внутренн-ей среды п. п (swot анал).2. Планировае целей п. п. Цель–это желаемый результат к которому стремится п. п. Цели могут быть формулированы с помощью коллич. показ и кач. показ. Колл: поднять долю на рынке на предстоящий период с 5-10%, обеспечить увелич. продаж. Кач: обеспечить занятость местного населения, повышения имеджа фирмы.3. Разработка альтернативной стратегии: Стратег. маркет – это методы и способы достижений маркет-ых целей. Различают базовые и частные. Базовая страте-я сегментация, диверсификация, интернационализация. Частные: стратегия матрица-Ансоффа (товар-рынок); страт-я по Портеру, стра-я БКГ, Макензи.4. Выбор и оценка стратегии: при выборе стратегии учитываются след факторы: финансовые возможности п. п (самый затратоемкий и объемная является стратегия освоения новых сегментов рынка. Стратеги. учитываются конкурентные преимущества фирмы (лидирующая фирма должна стремится к мах использованию возможностей опред-ы их положением на рынке). Слабым фирмам следует выбирать стратегию кот. приведет к улучшению и положению на рынке. При выборе стратегии необходимо учитывать обязательства.5. Разработка программы маркетинга: Для выбранных стратегий разрабатывается программа маркет-га, кот. включает в себя план по товар. политике, сбытовой, ценовой, коммуникац-ой. Стратег-ий план разраб-ся на 3-5 лет. А оперативный на более короткий отрезок времени, такой план явл. детализацией страт-го плана на соответс. год.

 

Билет 4

 

38. Показатели эффективности использования основных фондов

1. Фондоотдача (Фо) - показывает, сколько рублей реализованной в течение какого-то периода времени продукции приходится на рубль стоимости ОПФ. Фо=ВП/Фср, где ВП - объем продукции, млн. руб., Фср - среднегодовая стоимость осн. производственных средств, млн. руб.

Факторами роста фондоотдачи являются: 1. повышение производ-ти оборудования в результате технического перевооружжения; 2. повышение коэффициента сменности работы оборудования; 3. ускорение освоения вновь вводимых мощностей; 4. замена ручного труда машинами.

2. Фондоемкость (Фе) является величиной, обратной фондоотдаче: Фе=Фср/ВП

3. Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) характеризует экстенсивное его использование, показывает, сколько смен отработала единица оборудования. Основное производственное оборудование делят на Наличное - оборудование, числящееся на балансе основной деятельности п/п и внесенное в его инвентарные списки независимо от его состояния и места размещения; Установленное - оборудование, размещенное в производственных помещениях, действующее, недействующее, находящееся в резерве, в консервации; Работающее - оборудование, вырабатывающее продукцию.

Ксм=Ч/К, где Ч - сумма отработанных машино-смен в сутки; К - количество установленного оборудования.

4. Коэффициент обновления (Ко) отражает интенсивность обновления ОПФ: Ко=Фп/Фк, где Фп - стоимость поступивших в отчетом году основных фондов, млн. руб.,

Фк - стоимость ОФ на конец отчетного года, млн. руб.

5. Коэффициент выбытия (Квыб) характеризует степень интенсивности выбытия ОПФ: Квыб = Фвыб/Фн, где Фвыб - стоимость выбывших в отчетному году основных фондов, млн. руб.; Фн - стоимость основных фондов на начало года, млн. руб.

6. Коэффициент прироста основных производственных фондов (Кп) характеризует уровень прироста основных средств: Кпр=Фпр/Фн, где Фпр - прирост ОПФ, млн. руб.

Техническое состояние основных производственных фондов характеризует коэффициент годности (Кг): Кг = Фо/Ф, где Фо – остаточная стоимость ОПФ, млн. руб., Ф – первоначальная стоимость основных фондов, млн. руб.

15. Заработная плата. два значения: 1. Выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, и поступает в их личное потребление; 2. вознаграждение (плата) за труд. Необходимо различать: Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день или неделю. Она подразделяется, в свою очередь, на: Начисленную (до выплаты налогов); Выплаченную (за вычетом уплаченных налогов). Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Она зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. На уровень з. плат влияет сл. факторы: Квалификация, условия труда работника, результаты хозяйственной деятельности предприятия. Формы и системы заработной платы - это способ установления зависимости между количеством и качеством труда. Существ 2 формы опл. труд: сдельная, повременная. Повременная заработная плата - это такая форма оплаты труда, при которой величина заработка работника зависит от фактически отработанного времени. различают почасовую, дневную и месячную заработную плату. Сдельная заработная плата - это форма оплаты труда, при которой величина заработка работника устанавливается в зависимости от количества изготовленных изделий или выполненных операций. Сдельная форма подразделяется на следующие системы: 1. Прямой сдельной системе размер заработка рабочего определяется количеством выработанной им за определенный отрезок времени продукции или количеством выполненных операций. Вся выработка рабочего по этой системе оплачивается по одной постоянной сдельной расценке. Поэтому заработок рабочего увеличивается прямо пропорционально его выработке.2. Сдельно-прогрессивная система - вся выработка сверх нормы оплачивается по расценкам прогрессивно нарастающим в зависимости от перевыполнения норм выработки.3. Сдельно-премиальной системе заработок зависит не только от оплаты по прямым сдельным расценкам, но и от выплачиваемой премии за выполнение и перевыполнение установленных количественных и качественных показателей.4. Косвенно сдельной системе заработок рабочего ставится в зависимость не от личной выработки, а от результатов труда обслуживаемых ими рабочих.5. Аккордной системе размер оплаты устанавливается не на отдельную операцию, а на весь заранее установленный комплекс работ с определением срока его выполнения. Тарифная система - это совокупность нормативов, посредством которых регулируется уровень з. п. рабочих и служащих по отраслям и регионам страны, а также внутри отдельных отраслей в зависимости от видов производства, квалификации работников, характера и условий их труда. Тарифная система состоит из трех элементов: тарифной ставки и сетки, тарифно-квалификационного справочника. Тарифные сетки по оплате труда - это инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности (квалификации). Они представляют шкалу соотношений в оплате труда различных групп работников, включают количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифную ставку, соответствующую тому или иному разряду, получают путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент соответствующего разряда. Для тарификации работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов предназначены тарифно-квалификационные справочники, в которые включены тарифно-квалификационные характеристики: они содержат требования, предъявляемые к тому или иному разряду работника соответствующей профессии, к его практическим и теоретическим знаниям, к образовательному уровню.

 

Билет 5

 

52. Основные школы научного менеджмента

Классическая (традиционная) школа управления: Ф.У. ТейлорХ. Эмерсон, Г. Гант, Л. Гилбрет М. Вебер, М. Фоллет, (вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления): повышения производительности и эффективности труда; нормирование труда; работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация); мотивации труда работников; разрешение социальных проблем.

Административная и функциональная школы управления А. Файоль, Дж. Муни, М. Вебер, Ч. Бернард, которые рассматривали следующие вопросы: основные принципы менеджмента; основные функции управления; процессный подход к управлению; принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления; построение организации;

"Школа человеческих отношений".Г. Мюнстерберг, М. Фоллетт Д. Мак-Грегор, А. Маслоу: социальная ответственность бизнеса перед работниками; индивидуальная психология; человеческие потребности; психология и мотивация работников; обеспечение единства целей и усилий членов коллектива; формальные и неформальные организации;

Школа "социальных систем", Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Берталанфи, индивид; формальная структура организации; неформальная структура организации; статусы и роли членов организации; внешнее окружение (гос. структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты);

Эмпирики часто говорили о необходимости создания единой теории управленческой деятельности. К представителям "эмпирической" школы управления относятся Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, "новая школа" управления, в которую входили Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, С. Бир.

Внимание представителей "новой школы" было сфокусировано на: сетевом планировании; оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы); управлении и оптимизации запасов ресурсов; использовании "теории игр" при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики - "теорию принятия решений")

30. Понятие самоокупаемости услуг в СКС: механизм формирования самоокупаемых цен, механизм и условия предоставления услуг в СКС по льготным ценам.

Льготные и самоокупаемые цены устанавливают некоммерческие п/п, кот. ставят перед собой соц. цели - удовлетворение и формирование культ. потребностей. Политика ценообразования музеев, большинства театров, филармоний связана с необходимостью максимизации доступности продукта их деят-ти. Поэтому вполне закономерным явл. тот факт, что услуги данных п/п оплачиваются потребителем лишь частично, основным источником средств для произв-ва продукта в этом случае выступают поступления из гос. бюджетов разных уровней или др. сторонних источников (меценатов, спонсоров, различных фондов)

1. Собственность

Соб-ть – отношения м/у людьми, классами и соц. группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.

Ресурсы, вещи сами по себе не являются собственностью. Поэтому главным в отношениях собственности выступает не то, что присваивается, а то, кем и как присваивается.

Собственность является одновременно эк. и юр. категорией. Как эк. категория она определяет формы хозяйствования, нормы распределения доходов, степень и характер удовлетворения экономических и социальных запросов людей. Юр. выражается в том, что посредством юр. законодательных актов устанавливаются правовые нормы, регламентирующие отношения между людьми, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим различным субъектам собственности. Посредством этих правовых норм собственность как эк. категория приобретает юр. оформление.

Присвоение - процесс эк. и юр. закрепления рес-в, имущества, средств производства, мат. благ и услуг, различных видов доходов за хозяйствующим субъектом или физ. лицом.2-я сторона присвоения – отчуждение – процесс расходования соб-ти, передачи ее другому физ. или юр. лицу, или даже физческого уничтожения.

Распоряжаться соб-тью может только собственник, обладающий юр. правом на неё (продать, пустить в хоз. оборот, осуществить дарение или наследие, аренда).

Владение предполагает возможность совершать в течение определенного срока хоз. действия над объектами соб-ти: пользоваться зданиями, оборудованием, техникой, кредитом, возделывать землю.

Пользование - извлечение из объектов собственности их полезных свойств с целью производства материальных благ или оказания услуг.Т. о. соб-ть – основное звено эк. отношений, на котором держаться все остальные звенья эк. системы. Именно она обуславливает эк. способ соединения работника со средством производства, цель развития эк. системы, соц. структуру общества, способ распределения созданных мат. благ и услуг.

Два типа соб-ти: частную и гос. (общественную), каждый из которых имеет несколько форм. При частной собственности одно лицо или семья является собственником имущества, ресурсов или факторов производства, имущество передается по наследству или реализуется на рынке. По характеру накопления подразделяется на трудовую нетрудовую. Трудовая соб-ть формируется за счет зарплаты, предпринимательской деятельности, доходов от средств, вложенных в акции, облигации, кредитные учреждения. Нетрудовая соб-ть имеет разнообразные каналы формирования: законные и противоправные, легальные и нелегальные (теневая эк-ка, коррупция, взяточничество, приватизация собственности).

Частная соб-ть возникла как следствие развития товар. пр-ва. Рабовладельческая и феодальная соб-ть также являлась частной формой соб-ти, однако работник был юр. зависимым от своего господина. При капитализме он юрид. свободен, т.е. отделен от средств производства.

Начальная стадия развития капитализма характеризовалась господством индивид. частной собственности. Однако введение новых видов машин, технологий и форм организации труда – резко усилили процесс концентрации производства. Возникли монополистические союзы в разных отраслях промышленности. Индивидуальная частная соб-ть сменилась монополистической.

Гос. соб-ть – форма частной соб-ти, при которой субъектом соб-ти выступает государство. Становление ее шло на базе государственной феодальной собственности. Еще в период зарождения капитализма государство организовывало мануфактуры, мастерские, монетные дворы, шло на союз с купеческим и ростовщическим капиталом, создавая совместные с ними компании для колониальных захватов. С появлением монополистического капитала гос-во создает монополистические союзы в сфере своих экономических интересов. Т.о. гос. соб-ть входит в систему государственно-монополистического капитализма, однако, сохраняет собственное значение в экономике: собственность на земелю; фискальные монополии (соляная, табачная, спиртовая, спичечная и т.д.); "казенные" предприятия (гос. типографии, пивоваренные заводы, предприятия, обслуживающие вооруженные силы); железнодорожный транспорт, почта, телеграф, телефон, радио, TV; к гос. соб-ти относится вся муниципальная собственность. В настоящее время гос. соб-ть осуществляет комплекс мер по улучшению жилищных условий населения, его пенсионном обеспечению, развитию народного образования, культуры, здравоохранения.

Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления.

Приватизация – процесс передачи прав соб-ти на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.


Билет 6

 

7. Спрос и предложение

Спрос – желание и возможность потребителя купить определенное кол-во товара по определенной цене (Р) в определенный период t.

Объем спроса – то кол-во товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене (P) в течение определенного периода t.

 

Цена, Р 3 4 5 6
Величина спроса, Q 45 30 20 10

 

Закон спроса: при прочих равных условиях, чем < цена (Р) товара, тем > потребитель готов его купить, и наоборот.

При прочих равных условиях, изменение Р приводит к движению вдоль кривой D. При изменении факторов и постоянной Р товара произойдет изменение самого спроса - сдвиг кривой спроса.

Факторы, оказывающие влияние на изменение величины спроса: доходы потребителей; их вкусы и предпочтения; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; запасы товаров у потребителей (их ожидание); число продавцов на рынке.

Т. к. рынок предполагает наличие множества покупателей, различают индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных объемов спроса при каждом значении цены.

Предложение – готовность производителя продать определенное кол-во товара или услуги по определенной цене (Р) за определенный период t.

Объем предложения – то кол-во товара или услуги, которое продавцы в определенный период времени поставляют на рынок по определенной.


Рис.

Цена, Р 1 2 3 4
Величина спроса, Q 10 15 20 30

 

 

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена (Р) на товар возрастает и наоборот.

При изменении Р, происходит движение вдоль линии S. При изменении др. факторов, оказывающих влияние на S, и постоянной P – изменение самого S, движение линии на графике.

Факторы, оказывающие влияние на предложение: изменение цен на факторы производства; изменение цен на сопутствующие товары; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания изменений цен; число продавцов на рынке.

 

 

Е (точка равновесия) – такая цена, по которой покупатели согласны купить определенное кол-во товара, а производители готовы продать это же кол-во товара.

25. Некоммерческие организации

В иерархии преобладают такие цели как: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, гос-ва, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и др. видов культурной деят-ти. Некоммерческий тип предполагает max доступность широких слоев населения к результатам своей деят-ти, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие - убыточность, т.е. неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. (архивы, библиотеки, образовательные учреждения).

58. Сущность стратегического менеджмента

Стратегическое управление – процесс разработки и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала п/п с возможностями и угрозами внешней окружения.

Сущность стратегического менеджмента выражается в его функциях:

планирование стратегии – предполагает планирование, разработку стратегий и бюджетирование (стоимостная оценка программы и распределение ресурсов);

орг-я выполнения страт-х планов – согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры;

координация действий по реализации страт. задач – согласование стратег-х решений на различных уровнях;

мотивация на достижение страт. результатов – включает разработку системы стимулов;

контроль за процессом выполнения стратегии – состоит в непрерывном наблюдении з



2019-07-03 194 Обсуждений (0)
Конкуренция и ее виды. Монополия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкуренция и ее виды. Монополия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)