Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.2. Структура личности. Социальные установки. Социальная роль.



2019-07-03 530 Обсуждений (0)
Тема 2.2. Структура личности. Социальные установки. Социальная роль. 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру, с компонентами:

Биогенный компонент учитывается лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.

Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т.д.

Социогенный компонент непостоянен и изменчив, т. к. в течение жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков и состоит из следующих элементов:

· Объективные социальные потребности личности (физиологические,

потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);

· Способности к творчеству, знания, навыки;

· Степень овладения культурными ценностями общества;

· Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;

· Способ реализации в деятельности всех социальных качеств,

что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической,

культурной деятельности, досуге, в образе жизни.

Концепция динамической структуры личности.

Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: социально обусловленные – направленность, моральные качества; личный опыт, объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек; генетически обусловленные – индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты). В тесном взаимодействии всех сторон доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность личности всегда социально обусловлена. Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности. Свойства личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения, отношения, характер) определяют ее моральный облик, отношения, мотивы и т.д.

При исследовании личности в социологии важное место занимает проблема социальной установки. Понятие социализации объясняет, как именно личность усваивает социальный опыт и воспроизводит его; понятие социальной установки личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт воспринят личностью и реализуется в конкретных действиях и поступках?

С точки зрения деятельностного подхода конкретным действиям человека предшествуют потребности как осознанная нужда в чем-то необходимом для жизни и возникающие на основе этих потребностей мотивы как стимул к деятельности. Тем не менее, остается не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? Именно понятие социальной установки объясняет выбор мотива деятельности.

Расположенность к поведению для удовлетворения определенной потребности в конкретной ситуации закрепляется в случае повторения ситуации. Для социологического анализа поведения личности особенно важно учитывать социальные факторы, детерминирующие поведение. Устойчивая расположенность к определенному поведению, направленность личности возникает как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, социальной среде.

Хотя такая позиция может быть различной по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в ней можно зафиксировать доминирующую тенденцию, которая позволяет прогнозировать поведение личности в новых ситуациях.

В 1935 г. американский психолог Г. Олпорт написал статью по проблеме социальной установки (аттитюда), в которой насчитал 17 различных определений этого понятия. В качестве главных характеристик социальной установки были выделены: определенным образом организованное состояние сознания на основе предшествующего опыта, проявляющееся в готовности к реакции, которое направляет поведение личности.

Социальная установка – своего рода посредник между личностью и социальной средой, которая выполняет следующие функции:

1) адаптационная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания – социальная установка дает знание о том, как лучше удовлетворить потребность;

3) функция саморегуляции (ценности, выражения) – социальная установка выступает средством самореализации личности;

4) функция защиты – социальная установка способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции социальная установка выполняет потому, что обладает сложной структурой, в которой выделяют:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Сложность структуры социальной установки была выявлена в ходе известного эксперимента Р. Лапьера в 1934 г. Исследователь с двумя студентами китайского происхождения путешествовал по США. Они посетили более 250 отелей и не обнаружили никакого различия в приеме самого Лапьера и китайских студентов.

Через два года исследователь обратился в те же отели с просьбой о бронировании мест для него и двух его сотрудников-китайцев (бывших студентов). Только 128 отелей откликнулись и только один из них согласился принять гостей. Лапьер объяснил это расхождение наличием негативной установки хозяев отелей относительно лиц китайской национальности и при этом позитивной установкой к гостям в случае их реального приезда. Этот вывод получил название «парадокса Лапьера».

Социальная роль – это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания – то, чего согласно правилам игры, ждут от той или иной роли, и ролевое поведение – то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

«рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;

«разделение ролей» – предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;

«регулирование ролей» – представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов. Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли Социальная роль – это поведение,

(1) вытекающее из социального статуса человека и

(2) ожидаемое окружающими.

В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента – способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе. Полномочия представляют собой определенный набор прав и обязанностей, который связан с социальным контролем, с возможностью применения позитивных и негативных социальных санкций. Полномочия социальной роли свидетельствуют о возможности принимать решения.Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций – наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека. Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях. Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение – социализация – начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли. Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение, т. с. исполнение роли в конкретных условиях (см. Рис. 13). Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т.п. Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями, которые воплощены в социальных нормах, сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, – прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания – ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптивным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутивно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения. Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя:

1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности;

2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли;

3) практическое выполнение ролевых действий.

Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций.

Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Разнообразие социальных ролей.

Поскольку людей в мире много и каждый человек – индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы. Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей). Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществе и личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста – прибыль, а учёного – поиск истины.

Ролевые ожидания.

 Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент – хорошо учиться, рабочий – соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевой конфликт.

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей. Разрешение ролевых конфликтов: участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй. Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Характеристики социальной роли.

Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом. Любая социальная роль описывается следующими характеристиками:

1) Эмоциональность – одни роли эмоционально сдержаны, другие – раскованы; роли врача, медсестры, командира и т. п. требуют эмоциональной сдержанности Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.;

2) Способ получения –предписанные или достигнутые; в соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности;

3) Масштаб – строго ограниченные или размытые; одни роли предполагают узкий спектр взаимодействия, другие – широкий;

4) Мотивация – на общую прибыль или на личное благо; каждая роль предполагает определенное внешнее и внутреннее стимулирование, соответствующее потребностям, удовлетворяемая в процессе исполнения роли. Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли – одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами;

5) Формализация – строго установленные или произвольные; выполнение одних ролей нормативно прописано (например, должностными инструкциями), других – более свободно. Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли. Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь. Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

Таким образом, человек, желающий измениться, начинает поступать по-новому даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

 



2019-07-03 530 Обсуждений (0)
Тема 2.2. Структура личности. Социальные установки. Социальная роль. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.2. Структура личности. Социальные установки. Социальная роль.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)