Тема 2.1. Теории социализации личности.
Учебная дисциплина «Социология личности» МОДУЛЬ I. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ Раздел 2. Факторы формирования и развития личности. Тема 2.1. Теории социализации личности. Понятие «социализация» в социологии относится к процессу, в ходе которого индивиды научаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой, интериоризируют, то есть глубоко усваивают эти формы, включая их в свою личность, и становятся членами различных социальных групп, приобретая в них конкретный статус. Таким образом, социализация – это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации. В силу своего содержания термин «социализация» является междисциплинарным и используется также в таких разных областях знания, как культурная антропология, психоанализ, интеракционистская психология. Тема социализации является всегда актуальной в виду ее постоянного практического применения: ни один индивид человеческого общества не может взаимодействовать с обществом, не пройдя основные этапы социализации. Говоря о социализации личности нельзя не обозначить понятия социализации и личности. Понятие социализации Социализация – это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не просто характеризует развитие личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частности, индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, то есть возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих. Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям – при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и так далее), к новым ролям – при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей. Социализация – процесс становления личности. Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь. Агенты социализации – люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения и умножения социальных связей с внешним миром. Направления изучения процесса социализации: Биогенетическое (А. Гезелл, Э. Геккель, Ч. Дарвин, Г. Холл): социальное поведение человека есть результат существования его врожденных механизмов, сформировавшихся в результате эволюции; человеческие способности и умения также возникают сами собой как результат созревания, а не в зависимости от обучения и практики. Социогенетическое (Р. Бенедикт, М. Мид): закономерность трансляции социального опыта, культура – это практически личность общества с присущей уникальной доминантой; определенному типу культуры соответствует специфический вариант социализации; культурный детерминизм и культурный релятивизм. Интеракционистское (Ч. Кули Дж. Мид): личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром; имитация-игровая стадия-стадия коллективных игр; движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, в центре внимания активный, разумный, деятельный субъект. Социальное научение (Н. Миллер Дж. Доллард А. Бандура): личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой, причем как большинство форм поведения, так и моральные принципы, установки приобретаются путем научения, то есть, человек является продуктом своей личной истории научения, и в это смысле к нему малоприменимы понятия морали и этики; личность в процессе социализации усваивает новые образцы действий и соответствующим образом меняет свое поведение. Психоаналитическое (З. Фрейд, Э. Эриксон): процесс социального развития есть процесс последовательного овладения личностью либидозной энергией, открытое проявление которой противоречит нормам культуры. Тем самым социализация представляет собой процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности. Когнитивистское (Ж. Пиаже, Л. Колберг): психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов; переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). Деятельностный подход (Л. Выготский А. Леонтьев А. Петровский Л. Гальперин Д. Эльконин В. Давыдов): психическое развитие человека имеет социальную природу: прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами; видовой опыт человечества фиксируется не с помощью механизмов генетической наследственности, а закрепляется в продуктах материальной и духовной культуры; учение и воспитание – специально организованные виды деятельности, в процессе которой люди усваивают опыт предыдущих поколений; социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является; культурное и социальное развитие общества выступает как основное условие развития личности. Процесс социализации осуществляется разнообразными формами научения, которые всегда задействованы в комплексе. Среди основных форм научения можно выделить: научение закреплением (закрепление осуществляется путем направленного применения системы поощрений и наказаний), научение через наблюдение (наблюдение и подражание старшим). Существуют так же различные агенты социализации, такие как семья, школа, окружение сверстников, средства массовой информации. В процессе социализации можно выделить более узкую область, связанную с целенаправленным, планомерным воздействием на становление личности со стороны других людей. Такой процесс, своего рода сознательное ядро социализации называется воспитанием Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст. Вторичная социализация требует приобретения специфического ролевого словаря, освоение поведения не просто в межличностных отношениях, но в рамках социальных институтов. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и так далее. Содержание процесса социализации. Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является расширение, умножение социальных связей индивида с внешним миром. Деятельность как специфически человеческая форма активности, обладающая целенаправленностью является основой социализации. Только в процессе деятельности индивид приобретает и апробирует навыки умения и знания, помогающие добиваться поставленных целей и удовлетворять свои потребности, в том числе потребности высшего порядка – социальные и духовные. В процессе социализации происходит включение индивида в различные виды деятельности, овладение адекватными средствами деятельности. Важнейшим видом деятельности является труд как способность производить необходимые блага, только тогда индивид становится самодостаточной личностью. Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, умение воспринимать информацию, взаимодействовать и понимать другого. С точки зрения особенностей общения социализацию делят на первичную и вторичную. При первичной общество предоставляет тому, кто должен пройти социализацию, определенную совокупность значимых других, которых он должен принять в качестве таковых, не имея возможности выбрать других. Первичная социализация проходит в первичной социальных группах, где люди связаны между собой эмоциональными отношениями, привязаны друг к другу. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных “подмиров”. Вторичная социализация требует приобретения специфического ролевого словаря, освоение поведения не просто в межличностных отношениях, но в рамках социальных институтов. Третья сфера социализации - развитие самосознания личности, становление Я-концепции. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Самосознание личности включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Развитие самосознания происходит в тесной связи с деятельностью и общением. Именно в процессе деятельности происходит коррекция Я-концепции и именно в процессе общения личность приобретает видение себя через отношение к себе других. Таким образом процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. Основные этапы социализации личности: Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности; Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме. Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе. Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах. Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей. Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать. В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет. Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества. Социализация осуществляется в процессе общения с другими людьми. Такое общение, вербальное или невербальное, составляет необходимое условие того, чтобы ребенок стал социализированным индивидом, а взрослый человек занял свое место в обществе. Институты социализации. В процессе социализации общество и группа передают личности определенную систему норм и ценностей посредством символов. Механизмом такой передачи, объединяющим роли, нормы и символы и имеющим для такой передачи материальную инфраструктуру являются социальные институты. Социальные институты выступают хранителями и трансляторами социального опыта. В ходе первичной социализации на дотрудовой стадии ведущим институтов выступает семья. В современных обществах уже на дотрудовой стадии к семье присоединяются образовательные институты – дошкольные учреждения, школы, ВУЗы. Семья является важнейшим институтом социализации в котором приобретаются первые навыки взаимодействия, осваиваются первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливаются первые нормы и ценности. На социализацию оказывает большое влияние стиль семейного воспитания: диктаторский, опекунский или сотрудничающий. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества. Очевидно, что современная семья не может претендовать на столь объемную роль, которую она играла в традиционных обществах. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом становится школа. Школа как социальный институт относится уже к вторичной социализации, она обеспечивает систематическое целенаправленное образование, готовит ученика к жизни в обществе в более широком смысле, обеспечивает способность личности к инструментальной деятельности в рамках всего спектра социальных отношений. В этом смысле школа является своего рода моделью общества. Школа расширяет возможности ребенка в плане общения: помимо общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками. Высшие учебные заведения являются промежуточным звеном между дотрудовой и трудовой социализацией. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. На стадии пострудовой социализации на первое место выходят различные клубные объединения, общественные организации, в том числе религиозные. Духовно-культурные социальные институты – искусство, науку, религию можно назвать универсальными институтами социализации, сопровождающими этот процесс на протяжении всего жизненного пути человека. Духовно-культурные институты значительно символизированны и благодаря этому способны прочно интернализировать определенные социально значимые ценности в структуру личности. Так, например, гражданская социализация тесно связана с усвоением определенной системы символов, которые широко представлены в произведениях искусства.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |