Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1.1. Личность как объект познания в социологии.



2019-07-03 725 Обсуждений (0)
Тема 1.1. Личность как объект познания в социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебная дисциплина «Социология личности»

МОДУЛЬ I. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ

Раздел 1. Социокультурный феномен личности как предмет изучения.

Тема 1.1. Личность как объект познания в социологии.

В социально-гуманитарных науках принято различать близкие по значению понятия: «человек», «индивид», «личность». Используя слово «человек», обычно имеют в виду биологический вид – homo sapiens (человек разумный). Термин «индивид» (от лат. individuum: неделимое) применяется для обозначения конкретного представителя этого вида. То есть, индивид – это единица биологического вида. Понятие «личность» определяет положение индивида среди конкретных социальных общностей и является конкретным выражением сущности человека, определенным набором социально значимых черт. Личность – это социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых, в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными группами (коллективами, этническими общностями, классами и др.) и, во-вторых, с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.

Личность изучается в целом комплексе социальных и гуманитарных наук – это понятие сложное и междисцилинарное. Каждая из социальных и гуманитарных дисциплин выделяет собственное предметное поле изучения личности. В качестве предмета социологического изучения личности можно выделить следующие составляющие:

Личность как объект социального воздействия: становление личности, социализация личности, ролевые ожидания.

Личность как субъект социального действия, социальных отношений: социальные установки личности, социальная идентичность личности.

Личность – это человек, как субъект адаптивно-адаптирующей внешневнутренней, сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности. В философии личность рассматривается с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества. В социологической науке личность рассматривается преимущественно как социальное явление. Оно выражает в данном контексте способ деятельного, предметно-практического существования человека в обществе посредством освоения и преобразования данной культуры.

Большинство ученых сходится во мнении, что сущностной характеристикой личности выступает деятельность, а главным способом её изучения – деятельный подход, суть которого можно свести к следующему:

1. Фундаментальный принцип современного познания личности заключается в том, чтобы рассматривать личность не в отрыве от её деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, т.е. как ее субъекта и в какой-то мере как объекта. Следовательно, личность есть порождение и продукт деятельности, деятельное существо.

2. Деятельность обуславливает не только сущность личности, но и её структуру, которая характеризуется единством её социальных и психических качеств.

В зависимости от уровня организации деятельности можно выделить 3 взаимосвязанные стороны личности:

1. Внутреннюю или субъективную, изучаемую главным образом общей философией и психологией личности.

2. Внешнюю или объективно детерминированную, опосредующую взаимодействие субъекта и окружающего Мира и исследуемую преимущественно науками о поведении, в том числе социологией.

3. Смешанную или интерсубъективную, согласующую позиции индивидов, их взаимные представления или ожидания.

Жизненный мир личности можно определить, как сферу сосуществования с другими людьми в общих культурных и символических смыслах. Жизненный мир можно структурировать по уровням и степени проявления объективного и субъективного начал – субъективный, интерсубъективный и объективный уровни. Интерсубъективный уровень представляет собой переход от личного, субъективного уровня к объективному, социокультурному и находит свое выражение в коммуникации. Интерсубъективный мир – это привычный социальный мир, который создается в результате взаимодействия между людьми, принадлежащими к одной социальной группе – «домашней группе».

Отношение к смыслам, или интенциональность (т.е. направленность на осмысленные содержания), прямо связано с витальностью, жизненной и творческой силой человека. Утрата человеком смысла вызвана утратой духовного центра и порождает специфическую форму тревоги. Таким образом, можно совершенно определенно утверждать, что поиск смысла жизни – одна из самых важных функций самосознания личности.

Процесс поиска и обретения смысла жизни сложен и неоднозначен, зависит от многих составляющих. Смысложизненные ориентации возникают не на пустом месте, их созревание подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития. В этой связи целесообразно выделить и рассмотреть подготовительный период закладки личностного фундамента смысла жизни, так как особенности данного периода существенно обусловливают не только время и теми становления смысложизненных ориентаций, но и – самое главное – содержание и выбор жизненного пути формирующейся личности. Употребляя понятие «личностный фундамент», мы имеем в виду определенную совокупность личностных свойств, взаимодействие которых создаст основу, благоприятную психологическую почву для возникновения и развития смысложизненных ориентаций. О смысле можно говорить только тогда, когда мы имеем дело с обдумыванием, соображением, конструированием, определением. Форма, в которой смысл выступает в действительности, – это значимость, т.е. форма процесса суждения. Нередко основой обретения смысла жизни является анализ мотивов собственной жизни в форме вопросов к самому себе и поиск ответов на эти вопросы. Смысл жизни – это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа.

Основные факторы развития личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальный опыт.

Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей, а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.

Физическое окружение.

Ряд известных социологов говорят о том, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева.

Теории, разработанные этими исследователями, не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура.

Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества, и эту личность можно назвать модальной. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Однако в сложных обществах из-за наличия в них большого числа субкультур очень трудно найти общепринятый тип личности. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

 



2019-07-03 725 Обсуждений (0)
Тема 1.1. Личность как объект познания в социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1.1. Личность как объект познания в социологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)