Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационное мировоззрение как основа нового витка цивилизации



2019-07-03 275 Обсуждений (0)
Информационное мировоззрение как основа нового витка цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Центров разных цивилизаций было немало. Некоторые специалисты насчитывают их за два десятка, в частности видный английский историк А. Тойнби считает, что таких центров было 21. Нас интересует не столько центры, а масштабность цивилизаций, в конце концов, приведшей к глобальной информационной цивилизации современности. В XXI веке - на пороге третьего тысячелетия начавшийся "под занавес" XX века процесс глобализации ознаменован вступлением землян в новый виток по-настоящему глобальной цивилизации.

Да, крупномасштабные витки земной цивилизации были! Но их было не так много. Из исторических к таковым мы отнесли бы Эллинскую цивилизацию, Римскую цивилизацию, Скифско-сакскую цивилизацию номадов времён Аттилы (V-IX вв н.э.), Восточный Ренессанс - Арабо-среднеазиатскую цивилизацию, цивилизацию "Великого шёлкового пути", Западный Ренессанс - Западноевропейскую цивилизацию средних веков. Так как именно эти витки цивилизации сопровождались повсеместным распространением их предпосылок и достояния, а именно формированием собственного мировоззрения, складывающимся характерным культурным очагом и рождением особой философии.

Необходимо отметить тот факт, что любой из перечисленных витков крупномасштабной цивилизации приводил к зарождению новой философии или хотя бы к оживлению существовавшей философии. Поэтому, вполне естественно ожидать от информационной цивилизации оживление философии, т.е. ее сближение к насущным житейским проблемам человеческой популяции всей Земли.

Получалось до сих пор как? Либо как мы выше описали философия сама превращалась в ортодокс и "заводила" людей в тупик - безысходность, либо она породила такие паразитирующие направления, как постмодернизм, футурология, которые вместо того чтобы людям помочь в решении их житейских проблем, напротив, заводили их в омут, затягивали в трясину болотного водоворота. Такая тенденция особенно опасна в наше время, когда на руках у населения любой страны огнестрельное оружие, а у сторон военного противостояния оружие массового уничтожения. Начнись однажды ядерная или водородная или же нейтронно-лазерная война, сразу нависнет угроза уничтожения всей земной цивилизации.

Всеобщий психоз, порожденный глобальным терроризмом, бряцанием оружия в международных межэтнических, межрелигиозных конфликтах и "футурошоком", вызванным современной футурологией, привел к резкому упадку нравов. Наркомания, сексуальные извращения, рецидив детской преступности, рост популярности кинофильмов, видеофильмов и документально-художественных бестселлеров про киллеров-убийц и убийц-маньяков - все это неизбежные последствия столь масштабного и опасного для жизни людей психоза.

Что следует противопоставить такого рода пагубным учениям и наукообразным течениям? Истинную науку, причем самой высокой "пробы" и возвышенной значимости - полезности для всех людей одновременно и повсеместно.

Философия, соответствующая информационной цивилизации (ИЦ), должна быть жизнеутверждающей, жизнеориентированно-цивильной наукой, составляющей ядро информационного мировоззрения (ИМ).

В этой связи не излишне будет сделать собирательный экскурс в области формирования мировоззрения у человечества. Видный поэт и писатель-лингвист Олжас Сулейменов в своем капитальном труде обсуждает эту проблему хронологически и фактологически в эпохальных масштабах, начиная с младоэпохи, т.е. с эпохи Малого человечества [1]. Концептуально этапы этого процесса можно представить так: поклонение небесным светилам - ЛНП (лунопоклонничество), СНП (солнцепоклонничество), ИДП (идолопоклонничество); мифы и мифическое представление окружающего мира - природы и собственного мира; религии и религиозное представление Вселенной и собственной природы... Далее мы добавили бы: учения, воззрения о "философском камне" и философское переосмысление макромира и микромира; научные течения - идеализм, материализм; физические представления Вселенной - атомизм, геоцентризм, гелиоцентризм; механическое представление Вселенной - мировоззрение, основанное на законах Механики Ньютона; мировоззрение, основанное на законах Релятивистской механики Эйнштейна; мировоззрение, основанное на основополагающих законах Информациологии Юзвишина - информационное мировоззрение.

Полагаем, также, что человечество вплотную приблизилось в своём развитии к информационному мировоззрению. Большинством людей это пока ощущается неявно, но появление в последнем десятилетии истекшего тысячелетия информациологической науки дало импульс к "информационному взрыву" в научном мире, и процесс, как говорится, "пошёл".

Мировоззрение - емкое понятие: мировосприятие, миросозерцание, мироощущение, миропредставление, миропонимание, миропостижение, миропознание - это всего лишь актуарно-процедурная классификация составляющих этого феномена. Измерений у данного понятия также огромно: историко-хронологическое, онтологическо-методологическое, интеллектно-индивидуальное, научно-познавательное, общественно-социальное, философско-культурологическое, вселенско-цивилизационное и т.п. Кроме этого можно говорить о продуктах, видах и ступенях мировоззрения (см. рис. 1).

В определенный исторический момент в какой-то точке земного шара в данной социальной среде ИПГМ-генезис сообщества входит в резонанс с ИПГМ-синтезом ЧД (относительно этих аббревиатур см. далее!), т.е. естественный генезис информации предоставляет благодатную почву искусственному синтезу информации, и они начинают происходить в унисон. Результатом такого ИПГМ-симбиоза информгенезиса и информсинтеза станет очередная цивилизация. Это будет нашей информационной трактовкой понятия цивилизации, выражающей социальную гармонию. Это есть информационная цивилизация, соответствующая информационному мировоззрению.

Отсюда мы видим, что на повестку дня выдвигается злободневная задача создания философии информациологии, науки, претендующей на роль по прокладке генеральной линии в познании мироздания макромира Вселенной и микромира Человека. Другими словами, информациология - наука, основным тезисом которой является утверждение о том, что информация есть та единственная первооснова всему мирозданию, которую искали философы с самого момента зарождения научных воззрений. Называя этот "первокирпичик" то атомом, то огнем, то водой, то идеей, то гармонией, то сознанием, то материей, то ratio и еще как, они постепенно шаг за шагом приближались к истине, которую "под занавес" XX века декларировала эта новая наука, основы которой были заложены И.И. Юзвишиным в течение 10-13 лет [2].

Официальная философская наука пост советского периода пока ещё не вынесла по поводу названия и содержания этой новой научной дисциплины своего окончательного вердикта.

В деле создания философии информациологии диалектика и ДЛ могут и должны сыграть свою исконно главенствующую роль. Особенно, диалектического подхода требует исследование практического раздела этого направления, которого мы обозначили бы как философия информатизации. Нынешний век, ознаменованный глобальной парадигмой информатизации всех сфер человеческой деятельности (ЧД), собственно и нуждается в практическом приложении всего накопленного в философии. Разумеется, для этого методология философии должна по ходу усиливаться методологическими арсеналами других естественнонаучных и познавательно-гуманитарных дисциплин современности, в первую очередь так называемых синтетических и междисциплинарных наук, как кибернетика и синергетика, экология и космология, искусственный интеллект и информатика, космонавтика и астронавтика, лингвистика и этнология. И, наконец, философская методология должна быть обогащена собственно онтологическо-обобщающей методологией самой информациологии. Только в таком случае обновленное направление развития философии станет ядром все прогрессирующего информационного мировоззрения.

О другом составляющем ИЦ, а именно об информационной культуре мы здесь много излагать не будем, так как нас пока больше интересует ИМ, точнее его научно-концептуальное ядро. Информационная культура с ее информационными ресурсами, информационным обществом, информационными технологиями и техническими системами и т.п. требует особого рассмотрения и внимания. Откладывая эту тему на специальное обсуждение, все же можем заметить, что уже начато оно в трудах, раскрывающих культурологические аспекты информациологии, в частности в монографии [3]. В этом труде впервые раскрыты информациологический код культуры и культурологическая типология информации, а также заложено начало информационного генезиса всей человеческой культуры, т.е. предложено эволюция информсинтеза культурного наследия всех поколений человечества с первых дней сознательного освоения им своей природной среды обитания. Пиком этого эволюционного процесса информсинтеза названа гносеокультура - это стадия культурной деятельности человека, претворенная в жизнь посредством знаний и умений, техники и технологий.



2019-07-03 275 Обсуждений (0)
Информационное мировоззрение как основа нового витка цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационное мировоззрение как основа нового витка цивилизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)