Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия по контролю за соблюдением законодательства в бюджетном процессе



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Полномочия по контролю за соблюдением законодательства в бюджетном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 11. БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

1. Понятие и содержание бюджетного контроля

Полномочия по контролю за соблюдением законодательства в бюджетном процессе

Формы и методы бюджетного контроля

Аудит бюджета

11.1. Понятие и содержание бюджетного контроля

Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов государства, местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.

Согласно действующего законодательства ДНР, на всех стадиях бюджетного процесса осуществляются контроль за соблюдением бюджетного законодательства, аудит и оценка эффективности управления бюджетными средствами в соответствии с законодательством.

Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.

Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и
таможенного контроля) заключается в том, что у него свой специфический объект, субъекты, особое содержание, цели и задачи.

Под финансовым контролем в бюджетном процессе следует понимать целенаправленную деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной и местной власти, направленную на обеспечение законности, финансовой дисциплины и рациональности в процессе формирования, распределения, использования бюджетных средств с целью обеспечения социально-экономического развития всех субъектов бюджетных отношений.

Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений.

Указанная цель достигается решением следующих задач:

а) соблюдение финансового законодательства;

б) обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

в) соблюдение бюджетного процесса;

г) контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;

д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;

е) проверка и координация деятельности контрольных органов.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.

Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.

Установление признаков контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно определять организации, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов.

Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.

В соответствии с действующим законодательством классификация бюджетного контроля проводится по различным основаниям.

1) По субъектам бюджетного контроля выделяется:

а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является
бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.

В рамках государственного финансового контроля бюджетное
законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль. Данные виды финансового контроля позволяют функционировать основополагающему принципу разделения властей при осуществлении особого метода государственного финансового контроля - аудита бюджета.

К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.

Внешний государственный финансовый контроль - это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемый "извне" по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;

б) негосударственный бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими лицами, заинтересованными в своевременном и полном получении бюджетных средств. К таковым можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

2) По времени проведения выделяются следующие виды бюджетного контроля:

а) предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;

б) текущий контроль, осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям и убыткам. Текущий (оперативный) контроль
ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;

в) последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период.

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

 

Полномочия по контролю за соблюдением законодательства в бюджетном процессе

Полномочия по контролю за соблюдением законодательства в бюджетном процессе принадлежат Казначейской службе ДНР, Контрольно-ревизионному управлению ДНР, Налоговой службе ДНР, Народному Совету ДНР и соответствующим местным советам, Совету министров ДНР, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих местных советов. Кроме этого, в ДНР контролирующим органом является Департамент финансового и бюджетного контроля Министерства финансов Донецкой Народной Республики.

Основными задачами Департамента финансового и бюджетного контроля являются осуществление в установленном порядке финансового контроля и аудита за эффективным использованием и сохранностью республиканских финансовых ресурсов, необоротных и других активов (средств и имущества); правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятием обязательств; состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, республиканских фондах, бюджетных учреждениях и субъектах хозяйствования республиканского сектора экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней, используют (использовали в проверяемом периоде) республиканское или коммунальное имущество (далее — подконтрольные объекты), за соблюдением законодательства на всех стадиях бюджетного процесса, деятельностью субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, которые не отнесены законодательством к подконтрольным объектам, по судебному решению, принятому в уголовном производстве.

Департамент, в соответствии с поставленными задачами, выполняет такие функции:

1. Организует и проводит в соответствии с законодательством:

— в подконтрольных объектах проверки и ревизии финансово- хозяйственной деятельности использования и сохранности финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильности определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств, состояния и достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

— проверки и ревизии использования и сохранности республиканского и коммунального имущества, в том числе имущества, переданного в пользование.

2. Готовит проекты требований относительно устранения установленных в ходе проверок и ревизий нарушений и недостатков, что предъявляются руководителям и другим должностным лицам подконтрольных объектов, которые ревизуются.

3. Принимает в установленном порядке другие меры для устранения установленных во время республиканского финансового контроля нарушений законодательства:

— готовит материалы проверок и ревизий к передаче органам, которые согласно законодательству выполняют контрольные функции, если за установленными фактами нарушений принятия решений о применении санкций не принадлежат к компетенции республиканских органов финансового и бюджетного контроля;

— осуществляет анализ состояния соблюдения финансовой дисциплины и сообщает о его результатах соответствующим республиканским органам власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам;

— готовит для представления соответствующим органам предложения относительно устранения причин и условий, которые привели к недостачам республиканских средств и материальных ценностей, неэффективного и нецелевого расходования республиканских финансовых ресурсов, и предотвращения их в последующем.



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Полномочия по контролю за соблюдением законодательства в бюджетном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия по контролю за соблюдением законодательства в бюджетном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)