Закономерности и принципы педагогического процесса
Государственный стандарт образования
Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Назначением государственного стандарта образования является обеспечение: · равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; · единства образовательного пространства в РФ; · защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; · преемственности образовательных программ на разных ступенях образования, возможности получения профессионального образования; · социальной защищенности обучающихся; · социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; · прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; · основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт образования. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом образования. Государственный стандарт образования является основой: · разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов РФ, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным дисциплинам; · объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; · объективной оценки деятельности образовательных учреждений; · определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории РФ; · установления эквивалентности документов об общем образовании на территории РФ; · установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений. Государственный стандарт образования включает три компонента: · федеральный компонент – устанавливается РФ (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ); · региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом РФ (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования); компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ).
Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как субъект и объект воспитания. Критерии воспитанности личности ученика (Б.Т. Лихачев). Воспитание, перевоспитание, самовоспитание
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен. Он длится всю жизнь. Школьное воспитание – непрерывное взаимодействие учителя и ученика. Это комплексный процесс, т.е. единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, с целью целостного формирования личности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие. С одной стороны, воспитатель – это субъект; оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия. Отмечая ведущую роль воспитателя в процессе воспитания, Н.Е. Щуркова подчеркивает; что именно он ставит цели воспитания, определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно воспитатель должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания в целом. И в таком случае «школьник для него есть объект воспитательного влияния и продукт воспитания… Объявив школьника «субъектом»…, педагог предназначает школьнику судьбу дикого растения». Анализ существующих планов и программ воспитания федерального и ведомственного уровней подтверждает; что планирование и реализация воспитательной деятельности осуществляется именно в этой логике: тот; кто планирует мероприятия и реализует их, является субъектом, а тот; на кого эти мероприятия направлены, – объектом. С другой стороны, в старшем возрасте воспитанник уже сам является воспитателем (самовоспитание). Следовательно, в этом случае речь идет о воспитании как взаимодействии воспитателей и воспитанников, которые в той или иной воспитательной ситуации меняются ролями и местами (воспитание как высокодинамичная система взаимопереходов). Среди критериев воспитанности личности выделяются: а) направленность личности; б) отношения к обществу, людям, труду; в) развитие нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов личности, мировоззрения; г) способность к самоорганизации деятельности поведения: деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинированность; д) любовь и преданность своему Отечеству, понимание общественного долга; е) культура поведения, этикет, манера общения и др. Перевоспитание – это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная работа с собой, направленная на развитие и совершенствование своей личности.
3. Документы, отражающие содержание образования, и их характеристика: базисный учебный план, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы
Базисный учебный план образовательных учреждений РФ является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств. Учебный план – документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения; как правило, включает 3 части: график учебного процесса (периоды занятий, сессий, защиты работ); сводные данные по бюджету времени (продолжительность этих периодов); план учебного процесса (перечень дисциплин по часам, неделям, семестрам). Учебная программа – нормативный документ, в котором определяются основные знания и умения по какому-л. учебному предмету, которые необходимо усвоить (в течение установленного промежутка времени). У. п. бывают: типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные. По способу построения различают концентрические У. п. (части учебного материала повторяются, но становятся все шире и сложнее) и линейные У. п. (части учебного материала изложены в логической последовательности). Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Закономерности и принципы педагогического процесса
Среди общих закономерностей педагогического процесса (объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса) выделяют такие: Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу – тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитателями и воспитуемыми; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.). Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса (исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению): · принцип целостного подхода к воспитанию; · принцип непрерывности воспитания; · принцип целенаправленности в воспитании; · принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников; · принцип природосообразности; · принцип культуросообразности; · принцип воспитания в деятельности и в коллективе; · принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании; · принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе; принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) – постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |