Тема 8. «Психологические основы этики бизнеса»
Говоря об этике бизнеса, остановимся на трех ключевых факторах, которые, на наш взгляд, определяют основные ее особенности и могут помочь увязать между собой многочисленные разрозненные факты и наблюдения относительно данной темы. Внутренняя стройность и целостность в противоречивой этике бизнеса, заключена в трех неявных этических постулатах: принципе экономической целесообразности, принципе ситуативности и принципе индивидуальной ответственности. Принцип экономической целесообразности рассматривается нами не как фактор, тотально определяющий все мысли и поступки бизнесмена, но как некоторый «ограничитель снизу». Ведь бизнесмен может руководствоваться в своей деятельности множеством различных мотивов, ориентироваться на самые разные важные для себя ценности, но, в конечном счете, он не может себе позволить, чтобы принимаемые им по тем или иным мотивам решения оказывались экономически нецелесообразными в такой мере, чтобы представлять собой угрозу существованию его дела. Но именно этот принцип легко трактуют иначе, когда о бизнесе пишут, что целью его является «жажда наживы», «погоня за прибылью», «выжимание прибавочной стоимости», «сугубая ориентация на выгоду» и тому подобные вещи. На наш взгляд, это именно тот случай, когда, как утверждает Поль Маккэл, «идеология бизнеса затемнена предшествующими исследованиями политической идеологии и пропагандой. Лживость идеологии свойственна гораздо больше политике, чем бизнесу». Здесь необходимо обратить внимание студентов на нецелесообразность использования обмана в бизнесе. Следует также рассмотреть такое явления как настойчивое лоббировании своих интересов, стремлении к монополизации, уклонении от налогов и т.п. Принцип ситуативности является логическим продолжением и развитием принципа экономической целесообразности и в то же время во многом определяется инновационной природой бизнеса, который зачастую вынужден действовать не в стандартизованных ситуациях, а в условиях высокой неопределенности. В результате во множестве случаев, с которыми имеет дело бизнесмен, имеется большое количество противоречащих друг другу факторов, в том числе и этического порядка. Для их разрешения нет разработанного алгоритма, и каждый раз это задача индивидуального выбора бизнесмена. В этом отношении важно напомнить еще две аксиомы. Первая из них: у каждого человека при внимательном рассмотрении оказывается своя, в чем-то непохожая на любую другую, система этических принципов; точно так же и в мире бизнеса не существует универсальной, «правильной» этики. То, что мы живем в одном культурном контексте, в чем-то сближает систему наших этических правил и нашего ближайшего окружения, но в бизнесе неизбежны встречи с носителями совершенно иных культур, традиций и систем этики. А, кроме того, – и это вторая аксиома, – сами этические системы динамичны во времени. Они вынуждены приспосабливаться к требованиям жизни, меняющихся обстоятельств, и этот факт чрезвычайно значим для бизнеса. Однако имеет смысл подчеркнуть и еще одно обстоятельство, которое тесно связано с ситуативным характером этики бизнеса. Ситуативность в принятии этических решений неразрывно связана с усилением индивидуальной ответственности за это решение. Я поступил так, как поступил, не потому, что так принято поступать, и не потому, что так делают другие. Я поступил так даже не из духа противоречия тому, что так действуют все другие, – это не антиномия. Просто подобная ситуация была уникальна в своем роде, и я сделал свой выбор и принял за него ответственность. Этика индивидуальной ответственности в бизнесе. Норма индивидуальной ответственности естественным образом формировалась в истории практически параллельно с развитием предпосылок бизнеса, а также разнообразных форм и институтов предпринимательства. В процессе раскрытия темы необходимо рассмотреть исторический процесс формирования индивидуальной ответственности в бизнесе, а также рассмотреть современные формы ответственности, такие как заключение письменного договора и «бизнес на честном слове». Литература Основная 1. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства: Учебное пособие. – М., 2003. 2. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. 3. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М., 2005 г.
Дополнительная 1. Бабаева Л. Образ предпринимателя на страницах газет // Деловой мир. 1992. №48. 2. Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994. 3. Дейнеко О.С. Отношение к деньгам у предпринимателей малого бизнеса: Депонент ИНИОН РАН. СПб., 1996. 4. Возьмитель А.А.: Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей, М., ИС РАН, 1997 5. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология маркетинга. 6. Психология предпринимательской деятельности / под ред. Бодрова В.А.М., ИП РАН, 1995 7. Социальная психология экономического поведения/ Отв. Ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. ‑ М., 1999. 8. Чирикова Л.Е. Лидеры российского предпринимательства: Менталитет, смыслы, ценности М., ИС РАН, 1997. 1. Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |