Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наблюдения за млекопитающими



2019-07-03 417 Обсуждений (0)
Наблюдения за млекопитающими 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Большей частью они бывают случайными. Гораздо чаще отмечаются следы деятельности млекопитающих. Установить время начала того или иного сезонного явления в жизни животных можно лишь при условии частого посещения участка, где они в этот период находятся.

Начало гонаотмечают, когда на снегу появляются первые парные или групповые следы. Летом и осенью начало гона фиксируется по крикам самок зайцев, стонам лосей, реву оленей.

Появление молодых особейрегистрируется по первым встречам самок с детенышами (копытные), молодых зверьков у дупел (белки) и нор (лисицы, барсуки). Но встреча могла произойти не в первый день их появления, поэтому надо обращать внимание на внешний вид зверьков, их возрастные особенности и делать соответствующие записи. Следует иметь в виду, что у некоторых млекопитающих (зайцы, белки, мелкие грызуны) бывает несколько пометов в году. В этом случае для определения сроков начала летнего гона обращают внимание на увеличение активности зверьков и возраст встречающихся молодых особей. Для зверей, залегающих на зиму в спячку в норах, берлогах или других убежищах, время ухода в спячкуустанавливается по закрытию нор, исчезновению вблизи них свежих следов, а выход из спячки - по появлению следов деятельности у нор и первым встречам зверьков. Во время пребывания на маршрутах и вне их следует отмечать сезонное распределение мест обитания и кормежек зверей, перекочевки из одного района в другой в поисках корма и укрытий. Это поможет организовать более эффективные наблюдения за жизненным циклом животных в последующие годы.


Наблюдения за земноводными

 

Появление лягушек регистрируется днем обнаружения первых особей. Первый "концерт" отмечают, когда впервые услышат кваканье озерных и зеленых лягушек в вечерние часы. Признаком начала икрометания служит появление студенистых комочков икры на поверхности водоема. Отмечают и первое появление головастиков. Исчезновение лягушек на зиму регистрируется после последней встречи на берегу водоема.

К заданию 3.

При составлении программы сезонных фенологических наблюдений на один сезон необходимо помнить, что в нее вы можете включить те сезонные явления, которые вы можете легко наблюдать, выйдя во двор вашего дома, академии, или в тех местах, где вы часто бываете. Не нужно в данную программу включать явления, которые вы не сможете пронаблюдать. Используя "Примерную программу сезонных фенологических наблюдений" (приложение), определите, что из нее вам подходит и что вы можете добавить в нее своего, после чего составьте собственную программу.

Оформите в тетради в клеточку.

План проведения занятия.

Тема занятия: Методика проведения фенологических наблюдений.

Цель занятия: освоить методику организации и проведения фенологических наблюдений.

Задачи занятия:

1. Научиться методически правильно организовывать фенологические наблюдения.

2. Научиться строить температурную кривую, "розу ветров" и диаграмму облачности, делать выводы из своих наблюдений.

3. Составлять и реализовывать программы сезонных фенологических наблюдений и наблюдений за природными объектами.

4. Научиться правильно оформлять результаты наблюдений.

Место проведения занятия:

Подготовка учащихся:

1. Оформленные и обработанные наблюдения за погодой в течение трех месяцев.

2. Программа фенологических наблюдений за каким-либо природным объектом и отчет о ее выполнении.

3. Составленная и выполненная программа сезонных фенологических наблюдений.

Содержание занятия:

День

1. Отчеты учащихся о наблюдениях за погодой (на ватмане или в виде компьютерной презентации).

2. Анализ отчетов о наблюдениях за погодой.

3. Презентация программ фенологических наблюдений за природными объектами и отчеты о их реализации.

4. Анализ программ фенологических наблюдений за природными объектами.

5. Презентация программ сезонных фенологических наблюдений и отчеты о их реализации.

6. Анализ программ сезонных фенологических наблюдений.

2 день: экскурсия на метеорологическую станцию.


Литература

 

1. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе. - 1994. - № 2, 3, 4,5.

2. Коротков Д.В. Организация самостоятельных наблюдений школьников за зимующими птицами / Д.В. Коротков // Биология. - 2006. - № 3. - С.13-21.

3. Куприянова М.К. Зимние фенологические наблюдения (для учащихся 5-7 классов) / М.К. Куприянова // Биология в школе. - 1980. - № 1.

4. Куприянова М.К. Весенние фенологические наблюдения (для учащихся 5-7 классов) / М.К. Куприянова, З.Г. Щенникова // Биология в школе. - 1980. - № 2.

5. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка / Н.А. Пугал // Школьные технологии. - 1998. - № 3.

6. Ромашова А.Т. О фенологической работе в школах / А.Т. Ромашова // Биология в школе. - 1981. - № 4.

7. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: пособие для учителей / Д.И. Трайтак. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.

8. Хомченко С.И. Как организовать фенологические наблюдения / С.И. Хомченко // Биология в школе. - 1985. - № 4; 1986. - № 1.

9. Хомченко С.И. О фенологических наблюдениях (в помощь учителям биологии и природоведения) / С.И. Хомченко // Биология в школе. - 1974. - № 5.

10. Шернин А.И. Фенологическая работа в школах Кировской области / А.И. Шернин // Биология в школе. - 1974. - № 5.

11. Щенникова З.Г. Летние фенологические наблюдения (для учащихся 5-7 классов) / З.Г. Щенникова // Биология в школе. - 1980. - № 3.

12. Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения". - М.: Просвещение, 1990.

13. Быховский Б.Е. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/ Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М.А. Козлов и др.; Под ред. М.А. Козлова. - 26-е изд. - М.: Просвещение, 1998.

14. Захаров В.Б. Биология.7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

15. Теремов А. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей / А. Теремов, В. Рохлов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - (“Занимательные уроки”).

 


Заключение

 

Вот и завершилось наше необычное путешествие.

Возвращение к эпиграфу, формулирование вывода по уроку.

Заполнить таблицу “Результативность деятельности учащихся на уроке в группах”.

 

“3” “4” “5” Понравилось на уроке Не понравилось на уроке

Использованная литература

 

1. Пасечник В.В. Биология 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник. - М.: Дрофа, 1998.

2. Хрипкова и др. Естествознание: Учебник для 5 кл. - М.: Просвещение, 1997.

3. Горленко М.В. Все о грибах. - М.: Лесн. пром-сть, 1986.

4. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для педагогов и родителей. - Ярославль: "Академия развития, 1997.

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / под ред. Хинн О.Г. - М.: ТКО "АСТ", 1996.

6. Энциклопедия для детей: Т.2 Биология. - М.: "Аванта +", 1997.


Приложение

 

Основные понятия и термины фенологии

Объект наблюдения -этоконкретные виды растений и животных, а также элементы неживой природы, претерпевающие в течение года циклические изменения, т.е. элементы климата (температура воздуха, атмосферные осадки), водоемы (реки, озера, пруды, прибрежные участки моря).

Сезонное явление -это состояние объекта, в котором он предстает перед нами в момент (день) наблюдения. Так как в каждом конкретном состоянии объект может наблюдаться лишь в строго определенное время года, то все, чем проявляется его состояние, понимается как сезонное явление. В определенном сезонном состоянии объект находится в течение некоторого количества дней, в каждый из этих дней внешняя выраженность его состояния может быть различной. Поэтому каждое сезонное состояние объекта характеризуется не одним, а серией меняющихся сезонных явлений. Сезонное явление понимается как зафиксированный момент сезонного состояния объекта, отмечается только одной календарной датой.

Фенологическая дата (фенодата) - это основной информационный элемент фенологического изучения природы. Конкретная дата наступления отмечаемого сезонного явления.

Фенологическая фаза (фенофаза) - определенный этап, стадия или период в развитии объекта, в котором он находится то или иное время. Если сезонное явление фиксируется одной датой, то для фенологической характеристики фенофазы требуется две даты, дающие представление о ее продолжительности: дата вступления объекта в данную фенофазу и дата окончания пребывания в ней. Фенофаза как отдельный этап непрерывного процесса развития может характеризоваться большим числом сезонных явлений, но чаще всего она описывается тремя явлениями, относящимися к началу, кульминации и окончанию ее развития. Понятие фенофазы обычно применяется при фенологическом изучении объектов живой природы - животных и растений. При этом объектами принято считать не отдельные экземпляры определенного вида, а их совокупность. Например, появление первых цветков на одном дереве у черемухи будет отмечаться как начало вступления в фазу цветения, зацветание большинства учитываемых деревьев - как разгар (кульминация) фенофазы, а завершение цветения последних деревьев - как явление, фиксирующее окончание данной фазы.

Межфазный период -продолжительность времени (в днях) между отдельными фазами развития объекта. Межфазным периодом считается промежуток не только между следующими друг за другом фенофазами, но и между двумя фенофазами развития данного объекта.

Фенологический интервал -промежуток времени (в днях) между датами наступления любых двух сезонных явлений независимо от того, относятся они к одному или разным объектам. Обычно применяется при сопоставлении сезонных явлений, относящихся к разным объектам.

Фенологический индикатор (индикационное явление) -сезонное явление, наступление которого используется в качестве указателя вероятностного срока наступления другого или других сезонных явлений, феноиндикаторы могут выполнять сигнальную и прогнозную функции. Сигнальная функция основана на том, что в природе большие группы сезонных явлений наступают одновременно - синхронно. Установив дату наступления одного из явлений синхронной группы, можно считать, что и другие явления данной группы наступили или наступят в очень близкое время. Прогнозная функция основана на относительной устойчивости фенологических интервалов. Зная продолжительность феноинтервала между двумя разделенными временем сезонными явлениями, можно по дате наступления первого явления (индикационного) предсказать вероятную дату наступления другого явления (предсказуемого).


Фенологическое дерево (пример)

 


Программа сезонных фенологических наблюдений год________

Сезон Содержание наблюдений Дата

Весна

Появление первых воронок около деревьев в лесу.  
Начало рассеивания семян ели европейской.  
Первая песня большой синицы.  
Первая барабанная дробь дятла.  
Появление первых проталин на полях.  
Прилет первых грачей.  
Прилет первых скворцов.  
Первая песня полевого жаворонка.  
Начало сокодвижения у березы бородавчатой.  
Первое появление бабочки крапивницы.  
Исчезновение сплошного снежного покрова.  
Прилет первых белых трясогузок.  
Начало цветения мать-и-мачехи.  
Первая подвижка льда на реке.  
Прилет первых уток крякв.  
Начало ледохода.  
Первые стаи гусей.  
Конец ледохода.  
Первые стаи журавлей.  
Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах.  
Начало цветения ольхи серой и черной.  
Первое появление муравьев на муравейниках.  
Установление мягко-пластичного состояния почвы.  
Начало цветения красной вербы, осины.  
Начало весенней пахоты.  
Первое появление шмелей.  
Начало выхода сусликов из нор.  
Начало цветения ивы бредины, ветреницы лютичной.  
Первое кукование кукушки.  
Начало сева ранних зерновых культур.  
Начало цветения вяза обыкновенного, калужницы.  
Прилет первых деревенских ласточек.  
Начало развертывания первых листьев у черемухи обыкновенной.  
Зеленение лиственницы сибирской.  
Прилет первых городских ласточек.  
Начало цветения лиственницы сибирской.  
Начало рассеивания семян сосны обыкновенной.  
Распускание цветочных почек у садовой яблони.  
Первый выгон скота на пастбище.  
Распускание цветочных почек у вишни садовой.  
Начало развертывания первых листьев у березы бородавчатой.  
Первая гроза.  
Начало цветения березы бородавчатой.  
Первое появление сморчков и строчков.  
Начало посадки картофеля в поле.  
Первый вылет майских жуков.  
Начало цветения тополей, одуванчика.  
Начало цветения ивы ломкой, сурепки.  
Начало развертывания первых листьев у осины.  
Первая песня соловья.  
Начало развертывания первых листьев у липы мелколистной.  
Начало цветения смородины красной.  
Начало цветения черемухи обыкновенной, лесной земляники.  
Прилет первых черных стрижей.  
Начало цветения смородины черной, черники, ели европейской.  
Начало цветения садовой вишни, купальницы европейской.  
Последние заморозки в воздухе.  
Начало цветения садовой яблони, вахты трехлистной.  
Начало цветения каштана конского, ландыша майского.  
Последний заморозок на почве.  
Начало цветения желтой акации.  
Начало цветения сирени обыкновенной.  
Начало колошения озимой ржи.  
Начало цветения рябины обыкновенной.  
Первое появление подберезовиков.  
Начало цветения брусники.  
Первое появление белых грибов.  
Начало цветения сосны обыкновенной, герани лесной.  
Начало высадки рассады томатов.  
Начало цветения жимолости татарской.  
Первое появление подосиновиков.  

Лето

Начало рассеивания зрелых плодов вяза обыкновенного.  
Начало цветения лесной малины, поповника.  
Начало цветения шиповника, калины обыкновенной.  
Начало цветения акации белой, ежи сборной, озимой ржи.  
Первые зрелые ягоды лесной земляники.  
Начало цветения донника лекарственного.  
Первое появление лисичек.  
Начало цветения Иван-чая.  
Начало цветения тимофеевки луговой.  
Начало сенокоса.  
Начало цветения липы крупнолистной, таволги вязолистной.  
Первые зрелые плоды красной смородины.  
Начало цветения цикория.  
Первые зрелые плоды черники.  
Начало цветения золотой розги.  
Начало цветения липы мелколистной.  
Первые зрелые плоды лесной малины, черной смородины.  
Первые зрелые плоды черемухи обыкновенной.  
Первое появление рыжиков, груздя настоящего.  
Начало восковой спелости озимой ржи.  
Первые зрелые плоды садовой вишни.  
Начало рассеивания зрелых семян березы бородавчатой.  
Начало уборки озимой ржи.  
Первые зрелые плоды брусники.  
Массовое появление подберезовиков, подосиновиков, белых грибов.  
Начало рассеивания зрелых семян желтой акации.  

Осень

Начало раскраски листьев у липы мелколистной.  
Начало сева озимой ржи.  
Массовый отлет черных стрижей.  
Начало раскраски листьев вяза обыкновенного, березы бородавчатой.  
Первый заморозок на почве.  
Начало опадения зрелых плодов у лещины.  
Начало раскраски листьев у осины.  
Начало пролета журавлей.  
Начало листопада у осины.  
Начало уборки картофеля в полях.  
Массовый отлет деревенских ласточек.  
Первый заморозок в воздухе.  
Первые зрелые плоды у калины обыкновенной.  
Начало пролета гусей.  
Начало пожелтения хвои у лиственницы сибирской.  
Полная раскраска листьев у липы мелколистной.  
Первое появление снегирей.  
Полная раскраска листьев у осины, вяза обыкновенного.  
Полная окраска листьев у березы бородавчатой.  
Первое появление свиристелей.  
Полное пожелтение хвои у лиственницы сибирской.  
Конец листопада у липы мелколистной, осины.  
Первый снег.  
Массовый отлет грачей.  
Конец листопада у вяза обыкновенного, каштана конского, тополя.  
Уход сусликов в спячку.  
Конец листопада у ольхи серой и черной, березы бородавчатой.  
Конец опадения хвои у лиственницы сибирской.  
Конец листопада у яблони и вишни садовой.  
Конец листопада у сирени обыкновенной.  
Конец выпаса скота.  
Случаи повторного цветения.  
Появление льда на стоячих водоемах.  
Ледостав на реке.  
Образование устойчивого снежного покрова.  

 

Урок-путешествие "Грибы вокруг нас"

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, с разнообразием, строением и применением.

Оборудование: иллюстрации грибов (аспергилл, пеницилл, мккор, дрожжи, шляпочные грибы, трутовик), таблица "Строение шляпочного гриба", микроскопы (1 на парту), готовые микропрепараты "Мукор", раздаточный материал "Съедобные и ядовитые грибы", две корзины, натуральные объекты "Трутовики", элементы костюмов (шапочки).

ХОД УРОКА.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок не простой, мы с вами отправляемся в необыкновенную страну, где живут живые существа. Большинство их - обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, а живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире. Кто мне может ответить, что это за существа? (Ответ учеников). Конечно же это грибы.

Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. Сегодня нашими маршрутными листами станут наши тетради, а нашими справочниками будут учебники.

Открываем маршрутные листы и записываем тему урока.

В ходе нашего путешествия мы познакомиться с царством грибов, их строением, разнообразием и применением. Друзья! В путь.

(Звучит музыкальный фрагмент походной песни)

Учитель. Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладные квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара - нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.

Так что же такое грибы? Грибы - это группа низших организмов, лишенных хлорофилла.

(Определение дети записывают определение в тетрадь)

Учитель. Грибы часто относят к растениям, но это глубокое заблуждение. Грибы - это отдельное царство, отличимое от царства растений и от царства животных.

Открываем наши справочники (учебники Биология 6 кл. автор Пасечник В. В) и находим эти отличительные особенности.

(Ребята работают с книгой, а затем устно отвечают)

Учитель. Грибы, как животные и растения имеют свое строение. Давайте вооружимся карандашами и в своих маршрутных листах сделаем рисунок. (Работа в тетради) Учитель. Наши рисунки готовы и теперь нам необходимо сделать надписи. (Дети делают пояснительные записи к рисунку). Гриб - это грибница или мицелий, а все то, что мы ложем в корзину называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы.

 

 

В природе насчитывается не менее 100 тысяч грибов. Разнообразие их велико. И сегодня путешествуя, по стране грибов вы познакомитесь с некоторыми из них. Начнем знакомство с плесневых грибов. О которых нам расскажет 1-й Советник, в журналах делаем запись: плесневые грибы.

1-й Советник. Ученые микологи из большого разнообразия плесневых грибов выделяют одну наиболее важную группу, к которой относятся аспергилл и пеницилл эти грибы распространенны от Арктики до тропиков.

Аспергилл. В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен аспергиллом.

Видя пятна плесени, на книжных переплетах мы с уверенностью можем сказать это тоже аспергилл. Однако человек сумел использовать аспергиллы и в своих целях. Пищу многих народов Дальнего Востока, например Китая, невозможно представить без постоянной приправы - соевого соуса. "Закваской" этого продукта является аспергилл.

Пеницилл широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты и других кислот, а так же для изготовления пенициллина, применяемого в медицине для лечения многих заболеваний.

 

Учитель. Спасибо, уважаемый советник. У вас на столах находится родственник аспергилла и пеницилла - мукор. Давайте рассмотрим готовый микропрепарат мукора под микроскопом. Но прежде чем приступить к работе повторим правила работы с микроскопом.

(Фронтальный опрос. Работа с микроскопами: настройка микроскопов, рассматривание микропрепарата, перевод микроскопов в нерабочее положение)

Учитель. Мы с вами видели, что представляет мукор, а вот где он поселяется, какое значение имеет, нам расскажет 2-й Советник.

2-й Советник. Мукор поселяется на пищевых продуктах овощах, хлебе, варенье, на навозе, растительных остатках. Эти грибы не только приносят вред, но и пользу. Например, в странах Азии гриб мукор применяется для изготовления соевого сыра.

Учитель. Спасибо, советник, а мы продолжаем путешествие. И переходим к изучению второй группы грибов - дрожжей. В своих журналах сделайте, пожалуйста, пометку "Грибы дрожжи". (Дети записывают заголовок в тетрадь) Дрожжи были открыты случайно, а о том, как нам поведает 3-й Советник.

3-й Советник. Много тысяч лет назад обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680 году, после изобретения микроскопа, удалось рассмотреть организмы, но только в девятнадцатом веке ученые поняли, что дрожжи - это грибы. Грибы особенные не имеющие грибниц. Сейчас человеку известны пивные, пекарские и медицинские дрожжи.

Учитель. Спасибо. Но как вы думаете, где можно встретиться с дрожжами? (Дети приводят примеры где можно встретиться с дрожжами) Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в своем пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают, всеми знакомый зудящий волдырь на месте укуса. Продолжая наше путешествие, давайте перенесемся с вами туда, где большое множество этих самых комаров. В лес. А в журналах сделаем запись - Шляпочные грибы. (Дети в тетради делают пометку)


Учитель. Есть в народе такая примета - нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья, отправляйся в лес за грибами, но в это время грибов найдешь не много. Но как радостно отыскать первые грибы. Настоящие грибы пойдут тогда, когда окутает туман своими клубами дыма речушки и овраги. Тихой охотой называют сбор грибов.

(Под весёлую музыку группа ребят в костюмах входят и показывают сценку)

Девочка.

Я тропою росною свернула в лес, Туда, где сосны рослые касаются небес.

Где сказки шепчут ели, березы и дубы, Где ягоды поспели и выросли грибы. Боровик: Отгадай, кто Я? Под старой сосною, Где склонился пень-старик, Окружен своей семьею Найден первый...

Девочка. Боровик! Боровик. Белый гриб - мечта всех грибников. Растём мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растём мы редко, чаще группами. Боровик - красивый и крупный гриб, его ещё называют царём грибов. Бери меня, девочка, в сою корзинку, не пожалеешь! Лисичка 1. А теперь отгадайте, ребята, нашу загадку. Лисичка 2. Очень дружные сестрички. Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом.

Золотистые... Ребята. Лисички Лисичка 1. Сидят на полянке семейство лисичек - Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.

Ничуть не боятся их звери и птицы.

Такие веселые эти сестрицы.

Любуются сосны на них и осинки, А хитрым лисичкам охота в корзинки!

Лисичка 2. Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов - они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Лисички. Вот какие мы! Девочка. Я пойду по утру в травяных низинах Сыроежек наберу полную корзину.

Разноцветных, молодых, Самых-самых разных:

Под дубами голубых, Под сосною красных, А под кленами зеленых, Под осиной синих.

Пусть грибов и не ядреных, Но зато красивых! Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки - друзья малоопытных грибников. Шампиньон. Добрый день! Я - шампиньон! Я росту не в лесной чаще, а в чистом поле или на огороде. Где жирная земля. Когда гриб молодой, он как бы запеленат в пеленку. А у старого гриба есть воротничок. Шампиньоны часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластинки под шляпкой белые, а у меня - розовые или даже черные. Шампиньоны очень питательны. Возьми меня, не пожалеешь! Бледная поганка. Я - бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая.

Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью - холерой.

Мухомор: Я - гриб мухомор. В отличие от поганки природа наделила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся. Бледная поганка. Девочка, может, возьмешь нас к себе в корзинку? Мухомор. Посмотри, сколько место осталось. Учитель. Спасибо, ребята за такую интересную экскурсию в лес. (Участники сценки садятся. Класс разбивается на группы, по 4 человека. У каждой группы на столе лежит раздаточный материал "Съедобные и ядовитые грибы") Учитель. Я сейчас предлагаю заполнить корзинку девочки. У вас на столах лежат наборы грибов. Вы должны найти съедобные и ядовитые грибы. В своих журналах вам необходимо будет сделать соответствующие пометки. (Работа в группах. Проверка задания заключается в том, что ребята заполняют корзины, в одну кладут съедобные, а в другую - ядовитые грибы) Учитель. Грибы ядовитые и съедобные, как их не перепутать? Об этом нам расскажет 4-й Советник.4-й Советник. (Материал для выступления взят из энциклопедии " Я познаю мир" том "Растения" стр.171)

 

Учитель. Спасибо, советник, за интересную и нужную информацию. Рассмотрев в справочнике грибы, съедобные и ядовитые, только тогда отправляйтесь в лес. Но это не все, необходимо повторить правила сбора грибов. (Ребята перечисляют правила сбора грибов)

Учитель. Молодцы, ребята. И вот, набрав полные корзинки красивых грибов, вы возвращаетесь домой, и вдруг обращаете внимание на наросты на стволах деревьев, похожие на крыши домов. Что это? Ученики. Это трутовики.

Учитель. Правильно, ребята. Трутовики не простые грибы. Это грибы-паразиты. На столах у вас находятся эти грибы. Давайте рассмотрим его поближе. А я приглашаю еще одного советника 5-й Советник. Гриб трутовик разлагает древесину. В древности их очень широко применяли для изготовления трутов, на которые попадала искра при высечении огня. После изобретения спичек в 1833 году надобность в этом пропала. Было еще одно экзотическое применение. Их нижний слой отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу материал. Затем шили шубы и шапки. В XIX веке этот промысел утратил свое значение, но в наше время начал возрождаться.

Есть у трутовиков одно примечательное биологическое значение, их называют живыми навесами. Как бы не стояло дерево, их трубчатый слой всегда обращен к земле, для того чтобы споры свободно высыпались. Падение дерева для них катастрофа, и если трутовик находит силы повернуться слоем вниз, то он продолжает существовать, а если нет, то погибает. Учитель. Спасибо уважаемый Советник. Вот снова вернулись в класс, путешествие наше закончилось. И мы подводим итоги.

Вопросы для обобщения урока:

1. Что такое грибы? 2. Чем они отличаются от растений и животных? 3. С представителями, каких групп вы сегодня познакомились? 4. Где нашли применение грибы? 5. Какова роль грибов в природе?

Учитель. На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо. До свидания.

 

Урок-практикум с применением ИКТ "Путешествие в мир животных"

Цель: расширить знания о разнообразии живых организмов.

Задачи:

образовательная:

познакомить с представителями разных классов

рассмотреть особенности их поведения и образа жизни

повторить основные систематические группы

развивающая:

развитие познавательного интереса к предмету

развитие умения строить гипотезы и приводить доказательства в пользу их правомерности

воспитательная:

способствовать формированию положительной “Я - концепции" личности учеников

стимулировать проявления инициативы и самостоятельности учащихся

воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: компьютер, проектор, презентации учителя, учащихся, мультимедийный диск; телевизор, видеофильмы. “Многообразие животного мира", “Класс Пресмыкающиеся".

Тип урока: урок-практикум.

Метод проведения: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Нельзя защищать то, что не любишь.

Нельзя любить то, чего не знаешь.

Н. Сладков



2019-07-03 417 Обсуждений (0)
Наблюдения за млекопитающими 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наблюдения за млекопитающими

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)