VII . А.И. Солженицын – наш современник
1. Участие Солженицына в общественной жизни; его интервью и выступления последних лет. 2. Анализ наиболее значительных выступлений писателя в свете актуальных проблем современной социокультурной ситуации. 3. Анализ новых публикаций художественных произведений писателя. 4. Дополнения в библиографический список и программу курса ( с учетом его педагогической направленности). ТЕмы самостоятельной контролируемой работы Автобиографические произведения, отражающие определенные этапы жизни и творческой деятельности писателя: «Прусские ночи», «Республика труда», «Матренин двор», «Правая кисть», «В круге первом», «Раковый корпус» и др. 2. Составление списка источников изучения биографии А.И. Солженицына и библиографии его произведений. Составление летописи жизни и творчества писателя. 3. Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки». 4. Книга А.И. Солженицына «Двести лет вместе» (2000) и ее общественный резонанс. 5. Традиции Л.Н Толстого, Ф.М. Достоевского: общность и различия в подходе, оценке, освещении тюремно-лагерной обстановки, характеров администрации и заключенных. 6. А.П. Чехова и И.С. Тургенева в произведениях Солженицына: приемы и художественные средства, заимствованные из классической литературы. 7. Учителя и наставники А.И. Солженицына – Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков и др. (По материалам в «Литературной коллекции» писателя). 8. Солженицын и писатели-деревенщики: общность и разница подходов. 9. Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-2000-х гг. 10. Солженицын – литературный критик. 11. Использование творческого опыта писателя в мировой литературе. 12. Собеседование по рассказам А.И. Солженицына. Анализ монографических исследований своеобразия «малой прозы» писателя. 13. Собеседование по роману «В круге первом», статьям и монографиям, посвященным этому произведению. 14. Собеседование по романам эпопеи «Красное колесо». Особенности историософской концепции Солженицына и ее отражение в романах эпопеи. 15. Премия А.И. Солженицына в области литературы: писатели-лауреаты и их произведения. Темы курсовых работ Гармония природы и человека в романе А.И. Солженицына «Октябрь Шестнадцатого». Развитие А.И. Солженицыным традиций русских классиков в изображении темы человека и природы (на материале романа «Август Четырнадцытого»). 3. Жанровые особенности мемуарной прозы А.И. Солженицына. 4. Новаторство «узловой» композиции эпопеи «Красное колесо». 5. Поэтика портрета в двучастных рассказах А.И. Солженицына. 6. «Крохотки» 1958-1960 и 1996-1999 годов: циклическое единство миниатюр. 7. Религиозная проповедь произведений А.И. Солженицына. 8. Художественные искания А.И. Солженицына в контексте воцерковленного сознания. 9. Жанровая природа книги А.И. Солженицына «Двести лет вместе». 10. Система персонажей романа «В круге первом». 11. Национальный контекст малой прозы А.И. Солженицына 1990-х гг. 12. Поэтика национальных штампов и стереотипов в эпопее «Красное колесо». 13. Автор и его точка зрения на характер Гражданской войны в России (на материале эпопеи «Красное колесо»). 14. Проблема автора и языка в литературно-критических работах А.И. Солженицына и И.А. Бродского. 15. Мифологическое пространство романа «В круге первом». 16. Своеобразие характерологии романов эпопеи «Красное колесо». 17. Пространство театра и реальности в пьесах А.И. Солженицына. 18. А.И. Солженицын и русская философская мысль ХХ века. 19. Дом-музей А.И. Солженицына в Кисловодске и его в культурной и общественной жизни края и региона. 20. А.И. Солженицын – читатель и критик современной литературы. 21. Этический кодекс публицистики А.И. Солженицына. 22. А.И. Солженицын М.А. Шолохов, И.А. Бродский: сопоставительный анализ Нобелевских лекций. 23. Проблема анализа солженицинского текста на школьном уроке. 24. Специфика школьного филологического анализа рассказов А.И. Солженицына 1960-х гг. 25. Подходы к изучению публицистических произведений А.И. Солженицына в профильных классах средней школы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и Примеры тестовых заданий К ЗАЧЕТУ [1] 1. Где и когда родился Солженицын? Кем были его предки? 2. Как и в чем проявились основные черты характера Солженицына в период учебы в школе и университете? 3. Как отреагировал Солженицын на начало Великой Отечественной войны? 4. Какова причина ареста и заключения писателя в тюрьму? 5. Расскажите об условиях жизни писателя в Марфинской «шарашке». 6. В основу какого произведения Солженицына легли впечатления (и какие) от его пребывания в Марфинской «шарашке»? 7. Когда и почему писатель был направлен в Экибастузский лагерь? 8. В каком произведении отразился опыт пребывания Солженицына в особом лагере? Когда и почему он освободился из лагеря? 9. В каком произведении нашло отражение пребывание Солженицына в Ташкентском онкологическом диспансере? 10. Когда и почему Солженицын был освобожден из ссылки? Его деятельность в первый год после освобождения 11. В каком произведении отразился период работы писателя в Торфопродукте? 12. Жизнь Солженицын во второй половине 50-х годов? 13. История создания и публикации повести «Один день Ивана Денисовича». 14. Как отражены в повести мир заключенного Ивана Шухова и картины лагерной повседневности? 15. Назовите основные мотивы повести и охарактеризуйте их. 16. Покажите на конкретных примерах взаимоотношения «зэка» и государства. 17. Раскройте образы Буйновского, Клевшина, Гопчика и др. персонажей. 18. Уровень и поэтика исторической достоверности повести? 19. История создания и публикации рассказа «Матренин двор». Автобиографичность рассказа? 20. Какие социальные проблемы находят отражение в рассказе? 21. Раскройте духовный мир Матрены Васильевны. 22. Расскажите об основных чертах характера Фаддея. 23. Как оценила рассказ «Матренин двор» советская критика 1960-х гг.? 24. Почему изменилось отношение официальных кругов к Солженицыну во второй половине 1960-х гг.? С чем связан запрет на издание его книг? 25. В чем причина исключения Солженицына из Союза писателей СССР? 26. Когда и за что Солженицын был арестован и выслан за пределы СССР? 27. Расскажите о жизни и творческой деятельности писателя за границей. 28. Как возник замысел создания романа «Раковый корпус»? Какова история прохождения романа в печать? 29. Охарактеризуйте образ Русанова. Как и в чем выражается в его образе тип человека сталинской эпохи? 30. В чем заключается смысл легенды о Китоврасе? 31. Каково значение дискуссий о литературе на страницах романа? 32. В чем заключается смысл метафорического названия книги «Архипелаг ГУЛАГ»? 33. Охарактеризуйте своеобразие жанра книги «Архипелаг ГУЛАГ». Как отражена в книге система советских тюрем и лагерей? 34. В чем заключается тенденциозность в трактовке отдельных периодов истории нашей страны и отдельных ее представителей? 35. История создания эпопеи «Красное Колесо». 36. Расскажите о методах художественного освоения исторического материала Солженицыным. 37. Как представлен в романе «Август 14» образ последнего русского царя Николая Романова? 38. Как проявляется характер царя в трагические и переломные для России периоды? 39. В чем и как проявляется ирония автора по отношению к царю? 40. Как отражена в «Красном Колесе» личность В.И. Ленина? 41. Как передан его внешний облик? 42. Каково отношение Ленина к друзьям и соратникам? 43. Как выглядит Ленин-политик на страницах книги? 44. В чем заключается историческая достоверность и субъективизм авторских оценок по отношению к В.И. Ленину? 45. Когда и в связи с чем Солженицын был восстановлен в Союзе писателей, и ему возвратили советское гражданство? 46. Особенности возвращения писателя на родину. * * *
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |