Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ существующих проблем и особенностей вуза как объекта разработки СМК



2019-07-03 189 Обсуждений (0)
Анализ существующих проблем и особенностей вуза как объекта разработки СМК 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В зарубежных странах идея управления качеством образования не является приобретением последних лет. В США, Великобритании, Японии уже достаточно долгое время существую подразделения научно-исследовательских центров, занимающиеся проблемами развития высшего образования и разработкой методов наиболее эффективного управления процессами вуза.

Следует отметить, что в России на данный момент также большое количество вузов применяет принципы управления качеством в своей деятельности, что дает повод представителям украинских вузов при разработке и внедрении СМК высшего образования ориентироваться на разработки и достижения своих зарубежных коллег.

Возможны два основных пути формирования СМК в вузах.

Первый - разработка уникальной модели системы управления качеством, разработанной на примере конкретного учебного заведения, отчасти универсальной и применимой для других организаций.

Второй - использование универсальных принципов создания современных систем менеджмента качества, используемых в различных сферах человеческой деятельности. Т.е. прямое применение принципов всеобщего менеджмента качества (TQM), нашедших отражение в требованиях международных стандартов ISO серии 9000: 2000 и критериях национальных премий в области качества.

Но СМК вуза, сформированная по любому из указанных путей, должна обязательно учитывать специфику вуза как объекта создания СМК. Можно выделить следующие особенности: разветвленная организационная структура, три уровня управления (университет, факультет, кафедра); большое число поставщиков и внутренних потребителей, значительное количество внутривузовской документации.

Областью применения СМК вуза является образовательный процесс, основной продукцией которого являются образовательные услуги. Учебно-методическая продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг является вспомогательной, обеспечивающей требуемый уровень качества результатам образовательного процесса.

Рассмотрим подробнее особенности вуза как объекта внедрения СМК, такие как уникальность деятельности и широкий круг лиц, заинтересованных в деятельности вуза.

Основной формой деятельности вуза является предоставление образовательных услуг. Образовательная услуга - комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Подобная услуга уникальна по совокупности таких параметров как:

длительность и трудоемкость производства (4-5 лет, 6500-9000 учебных часов);

комплексность (50-60 различных учебных дисциплин);

сложность (значительная доля участия работников высокой квалификации: докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов);

ответственность (специалисты с высшим образованием являются основной элемент интеллектуального потенциала общества).

Указанные особенности должны учитываться при формировании СМК вуза, т.к. игнорирование этих параметров может привести к существованию СМК только в формальном задокументированном виде, а не в виде эффективного инструмента руководства.

Как известно, одним из основополагающих принципов ТQМ, нашедшим отражение в стандартах ISO серии 9000: 2000, является ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон. Именно в расчете на потребителя организация должна устанавливать цели своей деятельности и задачи по их достижению. Поэтому, приступая к созданию СМК вуза, необходимо в первую очередь определить, на выполнение, чьих запросов она будет ориентирована.

В повышении качества образования заинтересованы государство, общество, работодатели, студенты и их родители. В настоящее время большинство вузов при организации своей деятельности ориентированы в основном на выполнение требований государства, отраженных в государственных общеобязательных стандартах образования, и показателях государственной аттестации и аккредитации вузов. То и другое можно рассматривать как регламентирующие нормативные требования к образовательной услуге, необходимость выполнения которых является условием существования вузов с бюджетным финансированием.

В наибольшей мере потребителями выпускников вузов являются работодатели, поскольку именно в сфере реальной экономики в полной мере может проявиться результат образовательной услуги, выраженный в знаниях и умениях выпускника. Поэтому очевидно, что, сотрудничая с потенциальными работодателями, вузы должны определять, какие характеристики выпускников для них наиболее значимы. Вместе с тем сейчас не все работодатели в состоянии объективно и квалифицированно формулировать собственные требования к выпускникам. Поэтому маркетинг на рынке потенциальных работодателей должен быть активным, т.е. не только изучающим, но и формирующим спрос на будущих выпускников. В результате будет получен ряд пожеланий (требований) предприятий.

В определенном смысле потребителями можно считать и студентов как непосредственные объекты получения образовательных услуг. Исходя из этого, некоторые вузы для оценки качества образования проводят анкетирование студентов. Приведенные особенности деятельности вуза значительно усложняют прямое применение принципов TQM, что вызывает необходимость разработки дополнительных мероприятий для формирования и внедрения СМК в вузах. Таким мероприятием может стать разработка стандарта, подобного ISO/TS 16949: 2002 "СМК. Особые требования по применению ISO 9001: 2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запчасти". Такой стандарт должен дать четкие рекомендации по применению принципов TQM в сфере образования с учетом всех особенностей данной деятельности.

Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в вузах, являются:

отсутствие методологии ее создания, адаптированной к государственным образовательным стандартам;

дефицит специалистов-разработчиков;

негативная память об административном внедрении в вузах КС УКП;

недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения СМК в вузе.

Также поддается объяснению низкая активность вузов по внедрению СМК. Это связано в основном с недостаточно стабильным финансовым положением вузов, малочисленностью кадров в области менеджмента качества, консерватизмом и инерционностью руководства и персонала вуза, преобладанием функционального менеджмента, а не менеджмента процессов и управления систематическими изменениями.

Подводя итог, еще раз обобщим указанные особенности формирования СМК вуза:

нематериальный характер результатов образования;

непрерывность образовательных процессов и потребление их результатов;

длительность и трудоемкость учебного процесса, его комплексность;

большое число лиц, заинтересованных в деятельности вуза;

трудность прямого применения принципов TQM при формировании СМК вуза.

Проанализируем те цели, достижению которых будет способствовать разрабатываемая СМК вуза:

повышение степени удовлетворения потребителей образовательной услуги;

повышение степени конкурентоспособности ДонНТУ в нестабильной внешней среде;

быстрое реагирование системы управления на внешние воздействия;

рациональное использование всех видов ресурсов;

эффективность контроля и координации всех процессов вуза;

формирование информационной базы по вопросам управления качеством высшего образования.




2019-07-03 189 Обсуждений (0)
Анализ существующих проблем и особенностей вуза как объекта разработки СМК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ существующих проблем и особенностей вуза как объекта разработки СМК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)