Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания обучающимся по освоению дисциплины и



2019-07-03 165 Обсуждений (0)
Методические указания обучающимся по освоению дисциплины и 0.00 из 5.00 0 оценок




Дашук Ирина Николаевна

44.05.01  –17 – З – 6

 

 

 

Психология виктимного поведения

 

     Рабочая программа дисциплины

 

 

Форма обучения: заочная

 

 

Специальность: 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения

 

Специализация:  Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков

                         группы риска

 

2017


 

Цель и задачи освоения дисциплины

 

1.1.Цель изучения дисциплины - получение студентами систематизированных знаний психологии виктимности, а также соответствующих практических навыков диагностики и  профилактики виктимизации личности.

1.2.Задачи дисциплины:

- знакомство с основными понятиями, категориями виктимологии и методами психологической диагностики склонности к виктимному поведению;

- развитие компетенций, необходимых для профилактики насилия и помощи виктимным детям и подросткам;

- формирование у будущих специалистов активной жизненной и профессиональной позиции в ситуации виктимизации несовершеннолетних.

Структура дисциплины (модуля) и распределение ее трудоемкости

 

Виды учебной работы

 

Всего, кол.

За 10 семестр, кол.

часов занятий часов занятий
1 Контактная работа, всего 8 4 8 4
Лекции (Л) 4 2 4 2
Практические занятия (ПЗ) 4 2 4 2
Лабораторные работы (ЛР)        
Семинарские занятия (С)        
Прочие виды аудиторных занятий        
2 Самостоятельная работа (всего) 60   60  
в том числе:        
Подготовка опорных конспектов ответов на ПЗ 30   30  
Подготовка обзора научных статей 8   8  
Подготовка к контрольным работам 10   10  
Кейс «Программа профилактики виктимизации подростков» 12   12  
3 Промежуточная аттестация (форма)

зачет

зачет

Общая трудоемкость дисциплины в часах

72

72

Общая трудоемкость дисциплины в ЗЕТ

2

2


Содержание дисциплины

Вид и № Темы занятий Контактная работа, час СМС, час Всего, час
Л.1 Тема 1. Виктимология как наука. Типы жертв и виды виктимности План: 1. Виктимология как наука: предмет, история, методологические основы; практические аспекты виктимологии 2. Основные категории виктимологии: «жертва», «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность», «посягатель» 3. Типы жертв, виды виктимности 1 5 6
Л.1 Тема 2. Психология поведения жертвы в структуре виктимологических исследований План: 1. Психологические теории формирования виктимности 2. Объективные и специфические виктимогенные факторы 3. Субъективное восприятие себя жертвой 4. Виктимная Я-концепция как психологический фактор опасности для личности 5. Возрастные особенности детей и подростков как фактор виктимизации 6. Виктимологические особенности социальных групп 7. Влияние урбанизации на виктимность 8. Совладающее поведение и защитные механизмы личности 9. Факторы, определяющие защищенность потенциальной жертвы 1 9 10
Л.2 Тема 3. Особенности личности и закономерности поведения жертв План: 1. Особенности восприятия жертвы. Ограничение возможностей органов восприятия информации. Способность к запоминанию. Восприятие времени. Возрастные особенности восприятия. 2. Выученная беспомощность и поисковая активность 3. Поведение жертв сексуальных преступлений. Особенности сексуальных преступлений. Детерминанты сексуальной виктимности. Влияние социальных факторов на сексуальную виктимность. 4. Поведение жертв в различные фазы совершения преступления. Закономерности поведения заложников. Стокгольмский синдром 2 6 8
ПЗ.1 Тема 4. Диагностика виктимности План: 1. Методы диагностики виктимности 2. Методика исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андроникова) 3. Методы исследования жертв: метод наблюдения (как узнать жертву по поведению: вербальные и невербальные признаки), архивные исследования, анкетирование (Личностный ориентационный опросник. Тест юмористических фраз. Опросник самооценки эмоционального состояния А.Уэсман и Д.Рикс. Опросник Стреляу. ТАТ –тематический апперцепции тест. Шкалы реактивной и личной тревожности (ШРЛТ). Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.) 4. Методы экспертных оценок, эксперимента и проективные методы (тест руки, методика Сонди, тест Розенцвейга) исследования виктимных личностей 5. Метод моделирования и метод построения виктимологической карты 2 8 10
ПЗ.2 Тема 5. Педагогическая виктимология. Виктимизация субъектов образования План: 1. Педагогическая виктимология 2. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Реальные, потенциальные и латентные виды жертв неблагоприятных условий социализации 3. Виктимизация личности учащихся в образовательной среде 4. Психология личности и поведения учителя в позиции жертвы и виктимизатора 5. Работа психолога со школьными учителями по профилактике виктимизации учащихся 6. Буллинг как проявление насилия в школе 7. Характеристики обидчиков и жертв - участников буллинга 8. Технология организации групп поддержки жертв школьного буллинга 9. Система профилактики буллинга в школе   2 8 10
  Тема 6. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения План: 1. Способы защиты от психологического насилия 2. Поведение, альтернативное психологической виктимизации 3. Рекомендации специалистам психосоциальных служб по организации общения с жертвами преступлений 4. Принципы взаимодействия с малолетними жертвами (свидетелями) насилия 5. Основные направления и методы психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения 6. Арт-терапевтические технологии работы с детьми-жертвами насилия   8 8
  Тема 7. Профилактика виктимности детей и подростков. Преодоление установки жертвы, девиктимизация личности План: 1. Профилактика виктимности детей и подростков 2. Типы профилактических мероприятий: нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты 3. Условия эффективности профилактических мероприятий 4. Игровые и тренинговые упражнения с детьми и подростками по профилактике виктимизации 5. Избавление от комплекса жертвы 6. Ребёнок вырос агрессором: кто виноват 7. Ребёнок вырос жертвой: кто виноват   8 8
  Тема 8. Условия обеспечения виктимологической безопасности населения План: 1. Девиктимизация и виктимологическое предупреждение преступности как условия обеспечения виктимологической безопасности 2. Современное законодательство об обращении с жертвами преступлений 3. Психологические и социально-педагогические ресурсы профилактики виктимности (организация работы кризисных центров и специализированных отделений для детей, переживших насилие; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров; развитие социальной инфраструктуры, специализированной под тот или иной дефект развития человека, например, создание спортивного клуба для инвалидов и т.д.) 4. Повышение виктимологической грамотности населения через информирование об особенностях поведения карманных и квартирных воров; общих приемах воздействия мошенников на потенциальную жертву 5. Психологический анализ проведения псевдопрезентаций и вербовки в закрытые клубы 6. Методы психологического воздействия, которые применялись к заложникам по время террористических актов   8 8

Промежуточная аттестация:

зачет

Итого по дисциплине:

8 60 72

Методические указания обучающимся по освоению дисциплины и



2019-07-03 165 Обсуждений (0)
Методические указания обучающимся по освоению дисциплины и 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания обучающимся по освоению дисциплины и

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)