Дашук Ирина Николаевна
44.05.01 –17 – З – 6
Психология виктимного поведения
Рабочая программа дисциплины
Форма обучения: заочная
Специальность: 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация: Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков
группы риска
2017
Цель и задачи освоения дисциплины
1.1.Цель изучения дисциплины - получение студентами систематизированных знаний психологии виктимности, а также соответствующих практических навыков диагностики и профилактики виктимизации личности.
1.2.Задачи дисциплины:
- знакомство с основными понятиями, категориями виктимологии и методами психологической диагностики склонности к виктимному поведению;
- развитие компетенций, необходимых для профилактики насилия и помощи виктимным детям и подросткам;
- формирование у будущих специалистов активной жизненной и профессиональной позиции в ситуации виктимизации несовершеннолетних.
Структура дисциплины (модуля) и распределение ее трудоемкости
Виды учебной работы
| Всего, кол.
| За 10 семестр, кол.
|
часов
| занятий
| часов
| занятий
|
1 Контактная работа, всего
| 8
| 4
| 8
| 4
|
Лекции (Л)
| 4
| 2
| 4
| 2
|
Практические занятия (ПЗ)
| 4
| 2
| 4
| 2
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
Семинарские занятия (С)
|
|
|
|
|
Прочие виды аудиторных занятий
|
|
|
|
|
2 Самостоятельная работа (всего)
| 60
|
| 60
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
Подготовка опорных конспектов ответов на ПЗ
| 30
|
| 30
|
|
Подготовка обзора научных статей
| 8
|
| 8
|
|
Подготовка к контрольным работам
| 10
|
| 10
|
|
Кейс «Программа профилактики виктимизации подростков»
| 12
|
| 12
|
|
3 Промежуточная аттестация (форма)
| зачет
| зачет
|
Общая трудоемкость дисциплины в часах
| 72
| 72
|
Общая трудоемкость дисциплины в ЗЕТ
| 2
| 2
|
Содержание дисциплины
Вид и №
| Темы занятий
| Контактная
работа, час
| СМС, час
| Всего, час
|
Л.1
| Тема 1. Виктимология как наука. Типы жертв и виды виктимности
План:
1. Виктимология как наука: предмет, история, методологические основы; практические аспекты виктимологии
2. Основные категории виктимологии: «жертва», «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность», «посягатель»
3. Типы жертв, виды виктимности
| 1
| 5
| 6
|
Л.1
| Тема 2. Психология поведения жертвы в структуре виктимологических исследований
План:
1. Психологические теории формирования виктимности
2. Объективные и специфические виктимогенные факторы
3. Субъективное восприятие себя жертвой
4. Виктимная Я-концепция как психологический фактор опасности для личности
5. Возрастные особенности детей и подростков как фактор виктимизации
6. Виктимологические особенности социальных групп
7. Влияние урбанизации на виктимность
8. Совладающее поведение и защитные механизмы личности
9. Факторы, определяющие защищенность потенциальной жертвы
| 1
| 9
| 10
|
Л.2
| Тема 3. Особенности личности и закономерности поведения жертв
План:
1. Особенности восприятия жертвы. Ограничение возможностей органов восприятия информации. Способность к запоминанию. Восприятие времени. Возрастные особенности восприятия.
2. Выученная беспомощность и поисковая активность
3. Поведение жертв сексуальных преступлений. Особенности сексуальных преступлений. Детерминанты сексуальной виктимности. Влияние социальных факторов на сексуальную виктимность.
4. Поведение жертв в различные фазы совершения преступления. Закономерности поведения заложников. Стокгольмский синдром
| 2
| 6
| 8
|
ПЗ.1
| Тема 4. Диагностика виктимности
План:
1. Методы диагностики виктимности
2. Методика исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андроникова)
3. Методы исследования жертв: метод наблюдения (как узнать жертву по поведению: вербальные и невербальные признаки), архивные исследования, анкетирование (Личностный ориентационный опросник. Тест юмористических фраз. Опросник самооценки эмоционального состояния А.Уэсман и Д.Рикс. Опросник Стреляу. ТАТ –тематический апперцепции тест. Шкалы реактивной и личной тревожности (ШРЛТ). Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.)
4. Методы экспертных оценок, эксперимента и проективные методы (тест руки, методика Сонди, тест Розенцвейга) исследования виктимных личностей
5. Метод моделирования и метод построения виктимологической карты
| 2
| 8
| 10
|
ПЗ.2
| Тема 5. Педагогическая виктимология. Виктимизация субъектов образования
План:
1. Педагогическая виктимология
2. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Реальные, потенциальные и латентные виды жертв неблагоприятных условий социализации
3. Виктимизация личности учащихся в образовательной среде
4. Психология личности и поведения учителя в позиции жертвы и виктимизатора
5. Работа психолога со школьными учителями по профилактике виктимизации учащихся
6. Буллинг как проявление насилия в школе
7. Характеристики обидчиков и жертв - участников буллинга
8. Технология организации групп поддержки жертв школьного буллинга
9. Система профилактики буллинга в школе
| 2
| 8
| 10
|
| Тема 6. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения
План:
1. Способы защиты от психологического насилия
2. Поведение, альтернативное психологической виктимизации
3. Рекомендации специалистам психосоциальных служб по организации общения с жертвами преступлений
4. Принципы взаимодействия с малолетними жертвами (свидетелями) насилия
5. Основные направления и методы психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения
6. Арт-терапевтические технологии работы с детьми-жертвами насилия
|
| 8
| 8
|
| Тема 7. Профилактика виктимности детей и подростков. Преодоление установки жертвы, девиктимизация личности
План:
1. Профилактика виктимности детей и подростков
2. Типы профилактических мероприятий: нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты
3. Условия эффективности профилактических мероприятий
4. Игровые и тренинговые упражнения с детьми и подростками по профилактике виктимизации
5. Избавление от комплекса жертвы
6. Ребёнок вырос агрессором: кто виноват
7. Ребёнок вырос жертвой: кто виноват
|
| 8
| 8
|
| Тема 8. Условия обеспечения виктимологической безопасности населения
План:
1. Девиктимизация и виктимологическое предупреждение преступности как условия обеспечения виктимологической безопасности
2. Современное законодательство об обращении с жертвами преступлений
3. Психологические и социально-педагогические ресурсы профилактики виктимности (организация работы кризисных центров и специализированных отделений для детей, переживших насилие; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров; развитие социальной инфраструктуры, специализированной под тот или иной дефект развития человека, например, создание спортивного клуба для инвалидов и т.д.)
4. Повышение виктимологической грамотности населения через информирование об особенностях поведения карманных и квартирных воров; общих приемах воздействия мошенников на потенциальную жертву
5. Психологический анализ проведения псевдопрезентаций и вербовки в закрытые клубы
6. Методы психологического воздействия, которые применялись к заложникам по время террористических актов
|
| 8
| 8
|
Промежуточная аттестация:
| зачет
|
Итого по дисциплине:
| 8
| 60
| 72
|
Методические указания обучающимся по освоению дисциплины и