Понятие «внутренняя картина болезни»
Содержание
Введение Глава 1. Специфика внутренней картины болезни 1.1Понятие внутренней картины болезни 1.2. Факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни 1.3. Типы отношения к болезни 1.4 Особенности психического состояния и поведения больных с патологией опорно-двигательного аппарата 1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей, получивших травмы 1.6. Госпитализация, как психотравмирующий фактор Глава 2. Организация и методы исследования 2.1. Характеристика выборки 2.2. Описание и обоснование методик Глава 3. Результаты исследования 3.1.Сравнительная характеристика личностных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом 3.2Сравнительная характеристика типов отношения к болезни подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом 3.3Сравнительная характеристика уровня депрессии и уровня невротизации подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом 3.4Корреляционный анализ эмпирического материала Заключение Выводы Список литературы Введение
За последние десятилетие в мире и в нашей стране отмечается увеличение числа детей инвалидов, в том числе с ортопедией. В Санкт-Петербурге существует Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк», который специализируется на реабилитации детей с ортопедической патологией. Так в 2007 году в «Огоньке» получили лечение 1410 детей, среди них 620 детей с различными видами сколиоза, 400 с компрессионными переломами позвоночника. За последние пять лет количество пациентов «Огонька» увеличилось, что является следствием роста патологий опорно-двигательного аппарата, а также высокого травматизма детей в городе. Прогрессирование детской ортопедической патологии и травматизма, диктует необходимость опережающей тактики консервативного и хирургического лечения, а также психолого-педагогической реабилитации детей одновременно. Системная медико-психологическая реабилитация предполагает, что больной наряду с врачом вступает лечебный процесс как субъект. Адекватно сформированное субъективное отношение ребёнка к своему недугу, желание помочь самому себе и ответственное отношение к своему здоровью являются важными факторами, сказывающими влияние на эффективность лечения, успешность психологической и социальной адаптации, повышение качества жизни, а также, указывает на возможные пути психолого-педагогической профилактики дезадаптивных срывов и кризов. Возникает актуальная проблема тщательного изучения субъективного отношения к болезни для боле эффективной медико-психологической реабилитации. Цель исследования: изучение отношения к заболеванию у детей с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом. Объект: подростки в возрасте 12-13 лет с диагнозами сколиоз 1-3 степени, находящиеся на восстановительном лечении в ВЦДО и Т «Огонёк» (Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии) – 25 человек; и подростки в возрасте 12-13 лет, находящиеся на реабилитации в ВЦДО и Т «Огонёк» (Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии) после перенесённого компрессионного перелома – 25 человек. Предмет: особенности внутренней картины болезни у детей с патологией позвоночника. Гипотеза: отношение к своему заболеванию у подростков с различными диагнозами будет различно. Проверка гипотезы и достижение цели исследования предполагает решение следующих задач: изучение личных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и с диагнозом компрессионный перелом; выявление уровня депрессии; выявление уровня невротизации; выявление типа отношения к болезни; раскрытие внутренней картины болезни; Дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии. ГЛАВА 1. Специфика внутренней картины болезни Понятие «внутренняя картина болезни»
Большинство исследователей понимают под внутренней картиной болезни все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу, - весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм (Лурия А.Р., 1977). Переживания личностью страданий известны и давно описаны. Знаменитые врачи прошлого С.П. Боткин, В.М. Бехтерев, Н.М. Филатов ориентировали на необходимость лечения больного, а не только симптомов болезни. Они требовали понимания личности больного и учёта её особенностей в процессе диагностики и лечения. Влияние болезни на психологическое состояние пациентов изучалось многими специалистами. При этом, механизм формирования реакций личности на болезнь каждый из них понимал по-своему. Все ощущения, переживания, настроение больного вместе с его собственными представлениями о своей болезни Гольдшейдер (1929) назвал аутопластической картиной болезни и отнёс сюда не только субъективные симптомы больного, но и ряд сведений о болезни, которыми располагает больной из прежнего знакомства с медициной, из литературы, из бесед с окружающими, из сравнения себя с аналогичными больными и т. д. В общем виде аутопластическая картина болезни имеет следующие стороны: -сензитивную (локальные боли и расстройства – по закону распространения импульсов в более периферических отделах нервной системы); -эмоциональную (страх, тревога, надежда, т.е. эмоциональные переживания); -волевую (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении); -рациональную и информативную (знания о болезни и ее оценка). Такое «горизонтальное расчленение» аутопластической картины болезни является схематическим, в действительности психические процессы всех этих областей переплетаются в различных комбинациях. Р. Конечный, М. Боухал также выделяют в аутопластической картине болезни две составляющие – эмоциональную и волевую. Эмоциональная сторона – это страх, тревога, надежда, т.е. эмоциональные переживания, а волевая – это усилия, направленные на борьбу с болезнью и заботу о своём здоровье (Исаев Д.Н., 2005). Обусловленность аутопластической картины болезни можно разделить на три области: 1. Характер болезни: острая, хроническая, какую требует помощь или лечение (амбулаторное или клиническое, консервативное или хирургической), имеются ли сильные боли, ограничение подвижности, неприятные косметические симптомы, например, при кожных заболеваниях, зловонных ранах. 2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь: а)проблемы и неуверенность, которые с собой приносит болезнь; б)среда, в которой развивается болезнь; в)причина болезни: считает ли больной себя виновником заболевания или других. 3. Преморбидная личность (т.е. личность, какой она была перед заболеванием). При этом имеют значение: а)возраст; б)степень общей чувствительности к прямым, особенно неприятным факторам, например, к боли, шуму, неприятным обонятельным факторам, которые нередки в больницах. в)характер эмоциональной реактивности (темперамент); г)характер и шкала ценностей; д)медицинская сознательность, которая проявляется реальной оценкой болезни и соответственной оценкой объективной ситуации. Играет роль и социальное положение больного. Для большинства заболеваний болезнь означает социальные невыгоды и экономические потери, поэтому они стараются как можно быстрее выздороветь. Особенно эта проблема обострилась в последние годы, так как качественные медицинские услуги оказываются в частных клиниках и стоят недешево. Кроме того, зачастую небольшие фирмы не оплачивают лечение своих сотрудников. Проблему существования внутренней картины болезни впервые поднял А.Р.Лурия, говоря о том, что нельзя рассматривать отдельно субъективные жалобы и объективные симптомы болезни (Лурия А.Р., 1977). Под внешней картиной болезни он понимал не только внешний вид больного, но и то, что врачу удаётся получить всеми доступными методами исследования, всё, что можно описать и зафиксировать графически числами, кривыми, рентгенограммами и т.д. Внутренняя же картина болезни – это то, «что испытывает и переживает больной, вся его масса ощущений, не только местных болезненных, но его самочувствие, самонаблюдение, его представление о болезни, о её причинах, всё то, что связано для больного с приходом к врачу, - весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» (Лурия А.Р.,1977). Оценить психосоматическую ситуацию, в которую попадает каждый пациент, возможно, изучив его внутреннюю картину болезни. Психосоматическая ситуация создаётся переживаниями страдающего от соматических нарушений больного ребенка. Это не только невозможность играть, участвовать в любимых занятиях, учиться, но и отношение к больному близких родственников, окружающих взрослых и детей. Кроме того, психосоматическая ситуация – это череда надежд, разочарований пациента по поводу выздоровления и лечения, перспектив жизни и окружения и, в то же время, это его ропот, попытки защищаться, бороться за свой социальный статус, а в некоторых случаях – отчаяние и апатия. Чем младше ребёнок, тем больше формирование его внутренней картины болезни отлично от взрослых. Внутренняя картина болезни может быть фактором и положительным, и отрицательным. Она влияет на проявление и течение заболевания, на отношения в семье, успеваемость, оказываясь причиной душевных конфликтов, иногда приводящих к невротическим наслоениям. В структуре внутренней картины болезни можно выделить сензитивный и интеллектуальный уровень. По мнению А.Р. Лурии, первый составляют субъективные ощущения, исходящие из конкретного местного заболевания или патологического изменения общего состояния больного, а также локальные боли и расстройства. Второй уровень создан уже самим больным, размышлением о своей болезни, своём самочувствии и состоянии, знанием о своей болезни, её оценкой (Лурия А.Р., 1977). Многолетние исследования позволили создать модель внутренней картины болезни (Смирнов В.М., 1975; Резников Т.Н., 1976; Вассерман Л.И., 1989). Эта модель представляет внутреннюю картину болезни в виде единства и взаимодействия двух блоков: внутриличностной структуры, состоящей из множества взаимосвязанных психологических компонентов, и нейрофизиологического базиса (Резникова Т.Н., 1998). Это понимание внутренней картины болезни основано на концепции В.М. Смирнова и Ю.С. Бородкина (1975) об искусственных стабильных функциональных связях, которые формируются независимо от воли и сознания человека без участия его мотиваций и потребностей. По мнению авторов, эта модель облегчает изучение реакции личности на болезнь, прогнозирует её течение и создаёт возможности для немедикаментозного физиологического воздействия на различные структуры внутренней картины болезни. Очевидно, что необходимой предпосылкой для изучения внутренней картины болезни должен быть психологический контакт между врачом и больным. Влияние личности врача на психику больного настолько велико, что в целом ряде случаев оно даже определяет течение болезни и играет исключительно большую роль в установке больного, резко изменяя окраску его ощущений, особенно интеллектуальную часть внутренней картины болезни. Многочисленные экспериментальный данные и ежедневные клинические факты подводят прочный научный фундамент под эту тесную и закономерную зависимость, в которой соматические процессы связаны с состоянием психики человека. Концепция о внутренней картине болезни открывает в клинике новые перспективы и поэтому заслуживает пристального внимания и клиницистов и практических врачей.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |