Индивидуальные характеристики личности журналиста как составляющие журналистского текста.
В становлении профессионала многое зависит от индивидуальных особенностей, личностных характеристик, внутренних установок человека. Большое значение в их формировании имеют традиции, воспитание, среда, условия жизни. Именно эти факторы формируют личность человека, определяют его социально-гражданские качества, психологические характеристики и склонность к профессии. Понять личность, пишет С. Корконосенко, значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально. Среди биологически запрограммированных свойств личности немаловажную роль играет возраст. Взросление человека отражает его движение во времени, поиск самого себя. В журналистике необходимо учитывать и гендерные характеристики личности (гендер – термин, применяемый в психологии при анализе различий между полами). Сегодня вряд ли кто-то усомнится, что женщины вносят особенный и неоценимый вклад в социокультурное развитие. Вхождению в профессию помогают или мешают генетически обусловленные факторы (эмоциональная устойчивость, экстраверсия – ориентированность человека на внешний мир, альтруизм – бескорыстная забота о благе других, застенчивость, робость, отчужденность, агрессивность, стремление к лидерству). Где бы ни работал журналист, ему понадобятся физическая выносливость, чтобы справиться с перегрузками, стрессами и с честью пройти испытания в экстремальных ситуациях. Для сотрудников СМИ особую значимость приобретает темперамент (соотношение индивидуальных свойств личности, связанных с динамикой психической деятельности). Темперамент по-разному проявляется в творческой работе журналиста: образная речь, экспрессия, эмоциональность – в газете, тембр голоса, интонация, темп речи – на радио, внешность, эмоции, голос, манеры – на телевидении. Среди журналистов есть разные типы личности: интроверты – обращенные «в себя» и экстраверты – открытые окружающей реальности. Есть еще один тип – амбиверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность. Немаловажное значение в журналистике имеет характер личности. В настоящее время исследователи опираются на классическую типологию социальных характеров Э. Фромма (США), различающего: – плодотворную ориентацию – деятельностную, любящую, разумную, когда человек «любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что он любит»; – неплодотворную – стяжательскую, рыночную, базирующуюся на «сохранении спроса на себя», «ориентация на самого себя». Основными для журналиста издавна считались литературные способности. Закономерно предположение о том, что для современного журналиста могут стать обязательными обще- и частно-риторический оптимум и минимум, иначе говоря, программа овладения навыками речевой культуры. Специалисты предлагают ввести строгую процедуру тестирования журналистов, чтобы оценить уровень их языковой подготовленности. Немаловажно и изучение работниками СМИ основ неориторики, расширяющей возможности «горизонтального», диалогического общения. Основой способностей служит интеллект, обусловливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике. В кризисных ситуациях, когда в обществе обостряется столкновение экономических и политических сил, особая надежда возлагается на активность интеллектуальных возможностей, поскольку они внутренне не ограничены. Интеллект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, воображение – способность создавать новые образы в ходе отражения действительности, память – вид психического отражения действительности, предполагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления личности. (Например, на съемках в полях – под обстрелами, бомбежками и т.д.) Должны быть: эмоциональная устойчивость и самоконтроль. Индивидуализация стиля журналиста как совокупности его профессиональных и личностных качеств проявляется в: – самобытности, уникальности, неповторимости конкретного автора; – оригинальности мышления; – языковых средствах, созданных автором: новообразования, сочетания слов, построение синтаксических конструкций, метафорическое осмысление социально-культурной реальности; – наиболее часто встречающихся единицах языка, характерных лишь для данного авторского стиля; – оригинальности построения стилистической системы: из единиц языка нескольких уровней, которые организуются в доминанту стиля, в стилевые черты журналиста; – единицах одного из уровней языка, которые создают наибольшее своеобразие авторского стиля, например: словообразование. К стилеобразующим единицам языка, формирующим индивидуальность стиля, можно отнести: 1. Единицы языка, образованные автором: семантические неологизмы, словообразовательные новации, индивидуально-авторские метафоры, оригинальные сочетания форм слова (двух, трех слов), своеобразное построение синтаксических конструкций. 2. Единицы языка, имеющие высокую частотность употребления. 3. Единицы одного из уровней, создающие своеобразие стиля: словообразование, метафорическое употребление слова, синтаксические конструкции. 4. Оригинальность построения стилистической системы, то есть своеобразная доминанта стиля автора. Язык журналиста в целом есть форма человеческой деятельности с выходом в реальную социально–культурную практику. Текст каждого журналиста есть воплощение его языковой системы, ограниченной целым рядом допущений. Журналист, совершая коммуникативные действия, порождает текст.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |