Типологические признаки издания как составляющие журналистского текста.
Вся история журналистики – от первых рукописных известий и печатных изданий до газет и журналов сегодняшнего дня – представляет собой путь беспрестанных типологических эволюций и исканий. В своих работах Е. А. Корнилов вводит понятие «исторический тип», которое является общим, видовым по отношению к рабочему, профессиональному понятию «тип издания». Исторический тип определяется общественно–экономической формацией. Типоформирующие (типообразующие) факторы, рассматриваемые в пределах одной общественно–экономической формации, определяются тремя главными родовыми элементами массовых коммуникаций: «субъект управления – журналистика – объект управления» или «издатель – издание – аудитория». Следовательно, к типоформирующим факторам, которые соответствуют родовым элементам журналистики, могут быть отнесены: – издатель (характер публикуемой информации); – целевое назначение или функция издания; – аудиторская группа (характер аудитории). Таким образом, тип – это исторически сложившаяся совокупность изданий, объединенная единым по характеру издателем, целевым назначением и аудиторной группой. Методика историко-типологического анализа включает: – изучение социально–исторических условий в период, предшествующий возникновению первого издания; – изучение социальных факторов и предпосылок формирования первых изданий – характера и уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе, социально-экономического состояния отрасли знания и ее значения в жизни общества, общественных потребностей в информации; – исследование факторов, непосредственно влияющих на создание первых изданий; – изучение социально–исторического развития видов изданий, их трансформации, исчезновения и возникновения новых. В работах А. И. Акопова указывается, что всеобщим основанием для деления периодических изданий является читатель. Однако непосредственное классифицирование по данному основанию произвести нельзя вследствие его неконкретности, неопределенности, то есть без конкретизации «читатель» не может быть признаком деления. На тип издания влияют различные факторы, или так называемые особые условия и ограничения. Внутреннюю структуру типа издания как модели составляют типологические признаки – свойства, показатели. Основной вид типологических признаков мы уже перечислили выше: издатель, цель (целевое назначение) издания, читательская аудитория (аудиторская группа). Рассмотрим вторичные (зависимые) и формальные типологические признаки. К вторичным признакам относятся: – авторский состав; – внутренняя структура издания; – жанры издания; – оформление издания. К формальным признакам относятся: – периодичность издания; – объем издания; – тираж издания. Можно выделить следующие критерии типологизации: – регион распространения (обслуживаемая территория): наднациональная (транснациональная), федеральная (национальная), региональная, местная пресса; – учредитель: печать общественных движений и организаций; печать госструктур; печать предприятий, ведомств, корпораций; – аудитория: издания широкого профиля и специализированные; – издательские характеристики: комплекс сведений о периодичности выхода (ежедневные, выходящие 2-3 раза в неделю, еженедельные, декадные, помесячные, ежеквартальные и т.п.), времени выхода (утренние и вечерние), тираже, формате, объеме издания, технике производства продукции (бумага, пластик, нестандартные красители, ароматизаторы листа и т.п.); – легитимность: социолог А.Н. Алексеев предложил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую деятельность (до выхода нового закона о лицензировании, где издательская деятельность уже не указана в перечне лицензируемых видов деятельности) – легитимные, квазштсгитимные (не запрещенные и не разрешенные законом), нелегитимные; – качественная и массовая пресса: пресса мнений (элитарная) и пресса новостей (популярная), например, по следующим критериям: подлинность – «редуцированная форма изначально другого требования, а именно требования правды»; способ подачи – языковые образования, стилистика, выбор соответствующего журналистского жанра, наглядное воплощение материала, понятность изложения фактов, «композиция» в целом; актуальность – обобщенное свойство актуального; релевантность – «значение для настоящего». С позиции социологической теории, логика построения идеального типа периодического издания такова: – выделение группы количественных и качественных критериев, которые характеризуют данный тип издания; – поиск изданий, которые удовлетворяют выделенным критериям; – сопоставление идеального типа с найденными на практике изданиями; – выявление совпадений/различий между практическим и идеальным изданием. На фоне изменений и преобразований в жизни страны, общества, в социальной и культурной сфере стало очевидно, что рассмотрение проблем развития журналистики должно проходить в общекультурном (социокультурном) контексте, в корреляции и связи с эволюцией фундаментальных явлений культуры. Мировой и отечественный опыт позволили Е.А. Корнилову выделить и обосновать следующие классификационные альтернативные пары социокультурных моделей журналистики: 1) Глобальная – региональная журналистика. Развитие журналистики характеризуется глобализацией информационно-пропагандистских комплексов и систем, созданием печатной и электронной прессы глобального масштаба с одной стороны, усилением роли местных изданий, регионализацией, с другой стороны. Эти явления и предопределили деление журналистики на глобальную и региональную. 2) Официальная – неформальная журналистика. Официальная журналистика – это легитимная, зарегистрированная или разрешенная, аккредитованная в соответствующих государственных органах. Неформальная – нелегитимная или квазилегитимная журналистика, не имеющая правовой аккредитации в обществе. 3) Континентальная – островная журналистика. Континентальная (в терминологии В. Хагеманна) – европейская, преимущественно романо-германская ветвь журналистики, в основном, аналитическая, комментирующая. Островная – англо-американская ветвь журналистики; информирующая, доставляющая читателям факты, «горячие новости». 4) Качественная – бульварная журналистика. Качественная рассчитана на общественную элиту; освещает Бульварная рассчитана на «толпу», массовость; несет «таблетированную» информацию, стандартные ценности и стереотипы поп–культуры; популярная пресса новостей и скандалов. 5) Демократическая – тоталитарная журналистика. Демократическая – своего рода «многопартийная» журналистика, отражающая взгляды всех «законных» слоев общества; журналистика компромисса. Тоталитарная – журналистика «монополии»: финансовой, криминальной, идеологической; характеризуется своеобразной унификацией форм и методов. 6) Печатная – аудиовизуальная журналистика. Печатная пресса – традиционные издания: газеты, журналы и, как пограничная форма, еженедельники. Аудиовизуальная журналистика – радио, телевидение, Интернет–журналистика или, в общем случае, «е-журналистика».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. Изд. 2–е. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 280 с. 2. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Москва, 2008. 3. Лук А. Н. Психология творчества. М, 1978. 4. Симкачева М.В. Журналистика XXI века: портрет профессии Учебно–методическое пособие. 2009
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1000)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |