Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Влияние мирового финансового кризиса на туризм в 2009 году



2019-07-03 189 Обсуждений (0)
Глава 2. Влияние мирового финансового кризиса на туризм в 2009 году 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На развитие туризма сегодня влияют следующие факторы. Во-первых, мировой финансовый кризис, который отразился во всех сферах жизни. Не стала исключением и туротрасль. Путешествия – далеко не первая необходимость и потребность человека, значит, и отказаться от них не так уж сложно. В первую очередь кризис ударит по среднему классу, ведь именно он всегда составлял основную прослойку активно путешествующих. Массовый туризм так же не мало пострадает от кризиса. Уже цены на дальние направления выросли на 10-40% по сравнению с прошлым годом. И все из-за удорожания стоимости перелета. Если в прошлом году в Бангкок, например, можно было улететь за $500, то сейчас место в эконом классе стоит не менее $1100. В среднем на дальних направлениях дешевые туры подорожали в 2 раза и более, в дорогих сегментах удорожание составило 15-20%[6].

Деловой сегмент туротрасли также понесет потери. Можно согласится с мнением Алексея Крылова, руководителя комиссии по законодательству Ассоциации Туроператоров России (АТОР), который пишет: "Число бизнес-туристов будет уменьшаться, что напрямую связано с сокращением персонала во многих компаниях. Труднее всего придется сегменту корпоративного отдыха[7]

Вторым фактором, определяющим, положение сегодняшнего туризма, являются законопроекты, которые могут быть приняты правительством в ближайшее время. По мнению редакции журнала "Туризм. Практика. Проблемы. Перспективы", в России могут принять законопроекты, способные практически уничтожить туристский рынок[8]. Особенно в свете наступившего финансового кризиса. В государственной думе обсуждаются поправки к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в РФ". Это касается фингарантий, а точнее их увеличения, для туроператоров до 100 или 150 млн. рублей. Сейчас все еще идут споры о размере фингарантий, в просторечии ФИГов, и если они будут увеличены в 10-15 раз, то это возможно приведет не к укреплению рынка за счет того, что мелкие и средние турфирмы, для которых, предлагаемые ФИГи немыслимы, уйдут с рынка, а его монополизации. Монополизация приведет к падению конкуренции. А последнее в свою очередь приведет к взвинчиванию цен, которые и так будут расти в условиях кризиса. Кроме того, Ростуризм может получить право исключать из Единого Федерального реестра туроператоров компании, проигравшие два судебных спора с клиентами. И если первое новшество уберет с рынка мелкие и средние турфирмы, то второе ударит по крупным операторам, которым предъявляют десятки исков в год и без нарушений закона.

В-третьих, международные отношения. Они оказывают огромное влияние на туризм. Примером тому служит Таиланд, в двух крупнейших аэропортах которого, блокированных местной оппозицией в последних числах ноября, застряли десятки тысячи иностранных туристов. Это стало настоящей головной болью и для российских туроператоров. Проблему разрешил Конституционный суд этой страны, 2 декабря освободив от должности действовавшего премьера. После чего удовлетворенные решением КС оппозиционеры освободили аэропорты. Первый рейс в международном аэропорту Бангкока был принят 3 декабря, о чем информагентство ИТАР-ТАСС сообщило в числе первополосных новостей. В самые "горячие" дни политического продажа туров на таиландском направлении практически прекратилась, сейчас их реализация возобновляется.

Туротрасль – одна из самых чувствительных к разного рода катаклизмам и стрессам. И влияние на нее вышеперечисленных факторов – тому пример. Если так будет продолжаться, то вырисовывается не совсем оптимистичное будущее туротрасли. Хотя если правительство и туроператоры примут правильное для развития туризма решение, то все будет не так уж плохо. Остается ждать конца кризиса, решений правительства и реагирования на это туротрасли.

Российские туроператоры признали, что финансовый кризис повлиял на их деятельность. В результате кризиса резко упал спрос на туристские услуги - в общей сложности на 30%, поскольку люди в условиях кризиса боятся тратить деньги на поездки.

Негативные последствия финансового кризиса для туристской отрасли некоторые эксперты сравнивают с дефолтом в 1998 году. В то время тоже снизился турпоток, но тогда количество туристов уменьшилось незначительно. Ведь была девальвация, цена путевок уменьшилась, сейчас же этого не произойдет. Путевки, авиа - и железнодорожные билеты останутся дорогими, так как объективных причин для снижения цен нет, а вот денег у предприятий и граждан станет меньше. Основу стоимости авиабилетов составляют затраты на авиатопливо, а цены хоть немного и упали в последнее время, но остались по-прежнему достаточно высокими. Отдых на Байкале будет таким же дорогим для москвичей, как, к примеру, поездка в Турцию или Египет. Это объясняется просто. Себестоимость турпутевки, которую составляет завышенная плата за аренду земли, затраты на содержание и благоустройство турбаз, транспортные расходы – по-прежнему останется высокой, это не зависит от туроператоров.

Кстати, если вследствие кризиса 98-го многие россияне, решившие отказаться от зарубежных поездок, переориентировались на путешествия по России, то теперь это вряд ли произойдет, поскольку внутренние туры по цене зачастую равны, а то даже и дороже зарубежных.

Здоровое снижение цен - это снижение, связанное с удешевлением топлива и стоимости проживания в отелях принимающих стран. Если отели снизят цены, то возможно незначительное снижение стоимости путевок. Вместе с тем, топливо подешевело незначительно. Роста спроса, который снижает цены, также не происходит. Компании иногда снижают цены на путевки по мере приближения даты поездки, но не ниже определенного уровня, чтобы не дискредитировать продукт.

Несмотря на то, что туристские компании, в отличие от многих других сфер бизнеса, слабо связаны с фондовыми рынками и кризис банковской ликвидности напрямую на них не отразился, однако и им не удастся избежать общих проблем. При этом сфера туризма пострадает во всем мире. Это объясняется тем, что кризис отразится на общем благосостоянии жителей большинства стран. А это значит, что ездить на отдых и в деловые поездки люди станут меньше. Между тем, немаловажную роль в усугублении проблем в сфере туризма сыграет не только общий экономический спад, но рост цен на продовольствие и горючее. Последствия последних двух причин стали заметны еще несколько месяцев назад.

Не стоит надеяться, что проблем удастся избежать российскому туристскому бизнесу. Определенно можно сказать лишь одно - путешествовать станем не так часто и в меньшем количестве. И причин на это несколько. Во-первых, вследствие грядущих, а в некоторых компаниях уже происходящих увольнений, некоторым просто-напросто не на что станет ездить, так как новую работу найти будет проблематично.

В настоящее время увольнения уже вовсю идут в банковском секторе, финансовых, строительных компаниях, а также промышленности. В ближайшее время массовые увольнения грозят и другим отраслям, бурно развивающимся в последние годы на кредитах. Рынок труда, который еще некоторое время назад жаловался на острейший кадровый голод, потихонечку перенасыщается кадрами, которые в условиях кризиса и снижения спроса на квалифицированных специалистов, остаются невостребованными.

Однако и те, кто все-таки сохранит за собой рабочие места, будут также вынуждены ездить значительно меньше. Причиной этого станет тот факт, что большинство из них, если не потеряют в зарплатах, то лишатся бонусов и премий. И это коснется работников практически всех отраслей. Вследствие чего не каждый, кто до этого мог позволить себе заграничные путешествия, смогут делать это и впредь.

Таким образом, Финансовый кризис, несомненно, окажет некоторое влияние на всю туристическую сферу, вне зависимости от направлений. Но люди не прекратят путешествовать – разве что сократят расходы и продолжительность поездок. В нашей наполненной стрессами повседневной жизни невозможно существовать без полноценного отдыха.

Конечно в условиях кризиса туристские потоки за рубежом существенно сократились. Так что у российских операторов есть неплохая возможность заключения контрактов с гостиницами, которые традиционно работали с европейскими и другими рынками и были частично или полностью "закрыты" для российских туристов.


Заключение

 

Туризм среди прочих отраслей непроизводственной сферы экономики в большей степени подвержен воздействию внешних факторов. В этом смысле влияние глобального финансового кризиса на мировую туристскую индустрию не является исключением, и, конечно, большинство специалистов говорят о негативных последствиях нестабильности мировой экономики для дальнейшего развития туристского бизнеса. Как сообщает Всемирная туристская организация большинство регионов мира во второй половине 2008 г. демонстрировали падение темпов роста международного туризма. Особенно это касается экзотических стран, дальнемагистральных направлений (Юго-Восточной Азии, Карибского региона) и фешенебельных курортов. При этом туристский рынок вошел в кризис раньше других отраслей. Уже с июня 2008 г. началась стагнация, а на некоторых направлениях наблюдалось снижение турпотока. В такой ситуации большинство туроператоров оказались не в состоянии оплатить чартеры и блоки мест в отелях, поскольку в условиях финансового кризиса банки отказывают в кредитах тем сферам экономики, которые являются низкодоходными и рисковыми. В связи с эти цены на размещение и авиаперелет растут, а число чартеров сокращается. Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров уже привело к банкротству нескольких крупных туристских компаний.

В среднесрочной перспективе также ожидается значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который пострадает от мирового экономического спада в большей степени, чем путешествия с целью отдыха и оздоровления. Это объясняется в первую очередь массовыми сокращениями в крупных компаниях. Перед Новым годом многие туристы были вынуждены отказаться от запланированных поездок. На некоторых направлениях туроператорам удалось реализовать только 30% турпутевок. В целом отмечается, что в зимний период турпоток сократится на 30-40%, а цены по отношению к зиме прошлого года вырастут на 20-30%. Из-за кризиса сокращается объем инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Специалисты считают, что последствия финансового кризиса в туристском бизнесе наиболее ярко проявятся в январе-феврале 2009 г. А в России к лету 2009 г. прогнозируется сокращение числа туроператоров в 5 раз. В то же время, несмотря на ряд негативных тенденций, туризм остается одним из самых устойчивых секторов мировой экономики. Достаточно вспомнить экономический спад и события 11 сентября 2001 г. в США или всплеск атипичной пневмонии в 2003 г.: вслед за уменьшением доходов отрасли практически сразу же следовало увеличение туристских прибытий.

Можно говорить о такой реакции на воздействие внешних факторов, как изменение маршрутов и дальности поездок. Согласно прогнозам, туристы будут выбирать более близкие, недорогие направления, предпочитая маршруты по собственной стране или соседним государствам с использованием более экономичных транспортных средств. Уменьшатся также длительность поездок, их частота, расходы во время путешествий, снизится число пакетных туров, в том числе на пляжные курорты. Одновременно вырастет число поездок, бронируемых самостоятельно, в основном с размещением у друзей или родственников. Наибольшим спросом будут пользоваться поездки в те страны, валютный курс которых окажется наиболее выигрышным для туристов. Считается, что финансовый кризис вряд ли затронет индивидуальный туризм. Потребители с высоким уровнем дохода не откажутся от путешествий. Риск здесь невелик из-за прямого бронирования и полетов на регулярных авиарейсах. Ожидаются положительные тенденции на рынке образовательного туризма. Возможность скомбинировать зарубежную поездку с образованием, изучением языка, повышением квалификации, потребители будут рассматривать как выгодную инвестицию для повышения собственного уровня, для успешного трудоустройства, продвижения по карьерной лестнице. Выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности, потребители будут отдавать предпочтения именно программам обучения. Некоторые представители туриндустрии считают также, что положительным последствием кризиса может стать уход некомпетентных игроков с рынка, и удержание профессионалов в отрасли. В основном современная экономическая ситуация лишь заставила пересмотреть прогнозы на развитие туризма, но при всей коррекции цифр они все равно остаются со знаком "плюс": вместо 10% -ного роста ожидается 5-7% -ное увеличение турпотоков. И если в 2007 г. было зафиксировано около 900 млн. международных туристских прибытий, то к 2010 г. прогнозируется рост до 1,1 млрд., а к 2020 г. – до 1,6 млрд.


Список литературы

 

1. Баталова Л.В. Из истории развития туризма, Сб. научных статей. Вып. Ижевск, 1999

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М. Нолидж, 1996

3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебное пособие. – 2-е издание. – Мн.: Новое знание, 2001

4. Кабушкин Н.И. Организация туризма. Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003.

5. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Косолапов А.В. Организация и менеджмент туризма. Владивосток. ДВГАЭУ, 1996 г.

7. Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм /Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1998.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. − М.: 1992.

9. Муромкина И.И. Использование методов маркетинговых исследований на рынке потребительских товаров: Учебное пособие /. – Нижний Новгород: НКИ, 1999.

10. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. -2-е издание., переработанное и дополненное. - М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. А.Д. Чудновского. - М.: Эксмо, 2000.

12. Шаповал Г.Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999

13. http: // vestnikrata. travel. ru - российская ассоциация туристских агенств.

14. www. yandex. ru

15. www. world-tourism. org

16. www. turizm. ru - российская туристская газета

17. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой.М. /СПб.: ТД "Герда", 1998.412 с.

18. Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: История, реальность, перспективы. Ростов н/Д, Феникс, 2001.

19. Жукова М.А. Индустрия туризма: Менеджмент организации.М., Финансы и статистика, 2002.

20. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме.М., Финансы и статистика, 2002.


Приложение

 



2019-07-03 189 Обсуждений (0)
Глава 2. Влияние мирового финансового кризиса на туризм в 2009 году 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Влияние мирового финансового кризиса на туризм в 2009 году

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)