Констатирующий этап эксперимента
В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1).
Таблица 1 Список детей
Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый. Эксперимент проводился в обеих группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Было применено три методики для выявления уровня развития связной монологической речи. Методика 1 Составление рассказа по картинке. Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления. Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом. Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом. Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы. Анализ результатов. Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом: балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень). балла – ребенок составляет рассказ из 4 – 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень). балла – ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень). Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы
Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать выводы: 1. высокий уровень показали 2 ребенка; 2. средний уровень – 4 ребенка; 3. низкий уровень – 4 ребенка. Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты, учитывая, что до поступления в школу им остался год.
Таблица 3 Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми экспериментальной группы
Данные, представленные в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы: 1. высокий уровень получил 1 ребенок; 2. средний уровень – 5 детей; 3. низкий уровень – 4 ребенка. Также как и у детей контрольной группы, в среднем, уровень развития словесно-логического мышления при составлении рассказа по картинке довольно низкий. Методика 2 Последовательные картинки. Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления с использованием серии сюжетных картинок. Материалы: наборы последовательных картинок. Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Анализ результатов. балл – рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает; балл – рассказ составлен правильно, состоит из 3 – 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает; балла – рассказ составлен правильно, состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы отвечает. Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы
Как видно, из таблицы 4, дети контрольной группы имеют следующие показатели: высокий уровень получил только 1 ребенок; средний уровень – 6 детей; низкий уровень – 3 ребенка.
Таблица 5 Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы
По результатам, представленным в таблице 5, можно сделать выводы: высокий уровень получил 1 ребенок; средний уровень – 4 ребенка; низкий уровень – 5 детей. Методика 3 Сочинение рассказа (сказки). Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения. Методика проведения. Детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается. Выполнение задания оценивается по следующим показателям: - выраженность сказочного содержания; - соответствие названия содержанию; - логичность, законченность построения; - грамматическая правильность речи; - использование языковых выразительных средств. Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов. Результаты обследования детей представлены в таблицы 6 и 7.
Таблица 6 Определение уровня построения связного высказывания xx(контрольная группа)
Результаты обследования детей контрольной группы, как видно из таблицы 6, следующие: высокий уровень показало 2 ребенка; средний уровень – 5 детей; низкий уровень – 3 ребенка. Таблица 7 Определение уровня построения связного высказывания (экспериментальная группа)
Результаты диагностики детей экспериментальной группы, представленные в таблице 7, позволяют сделать вывод, что уровень построения связного высказывания следующий: высокий уровень показал 1 ребенок; средний уровень – 4 человека; низкий уровень – 5 детей. После диагностики детей по всем трем методикам, можно сделать выводы о развитии словесно-логического мышления дошкольников. Анализ результатов. высокий уровень - 18 – 21 балл; средний уровень - 11 – 17 баллов; низкий уровень – 7 – 10 баллов. Результаты представлены в таблицах 8 и 9.
Таблица 8 Уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы
Из таблицы 8 видно, что ребенка показали высокий уровень развития словесно-логического мышления; детей – средний уровень; детей – низкий уровень.
Таблица 9 Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы
Данные результаты, занесенные в таблицу 9, показывают, что ребенок имеет высокий уровень развития словесно-логического мышления; детей – средний уровень; детей – низкий уровень. Как показывают результаты обследования детей, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый, но у экспериментальной группы немного ниже. На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. По итогам данного этапа была разработана программа обучения детей. Далее работа проводилась только с детьми экспериментальной группы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |